Влияние физических упражнений на организм

Экзаменационный билет № 1

Разминка, виды, значение, упражнения для разминки, заминка

Чтобы получить максимальную пользу от занятий спортом, необходимо соблюдать все правила проведения тренировки. Только тогда, придерживаясь рекомендаций специалистов, вы сможете получить желаемый результата без вреда для своего организма. Одним из таких правил, имеющих особое значение, является выполнение разминки перед началом тренировки. Независимо от того, каким видом спорта вы занимаетесь, разминка всегда должна быть неотъемлемой частью ваших занятий. Выполняя специальный комплекс упражнений, вы сможете уберечься от травм и в кротчайшие сроки прийти к намеченной цели, будь то похудение, развитие спортивных навыков или увеличение мышечной массы.

Что такое разминка

Разминка представляет собой комплекс несложных упражнений, который включает базовые спортивные элементы. Она выполняется перед основной тренировкой и служит для разогрева мышц и их подготовки к предстоящим нагрузкам. Зачастую для разминки используются кардионагрузки, интенсивность которых постепенно увеличивается, но не лишним будет включить в разминку растяжку и разработку суставов. Длительность разминки может составлять от 5 до 40 минут, в зависимости от специфики намеченной тренировки. Эффект от разминки сохранится примерно столько же времени, сколько она заняла, поэтому начинать основную тренировку можно не сразу после разминки. Чтобы выполнить разминку вам не понадобятся специальные навыки и подготовка, все упражнения, из которых она состоит, должны быть максимально простыми и понятными.

Виды разминки

Самая распространённая разминка – это основная. Она неизменна, независимо от предстоящей нагрузки и вида спорта, которым вы занимаетесь. Суть основной разминки в том, чтобы подготовить мышцы, суставы и нервную систему к началу занятия. Под воздействием основной разминки повышается интенсивность работы сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и двигательной систем, а также улучшается терморегуляция.

Следующий вид разминки – это специальная. Она отличается от основной набором упражнений. Особенность её состоит в том, чтобы максимально подготовить к работе и разогреть именно те мышцы и части тела, которые будут интенсивно задействованы. Специальная разминка может включать в себя некоторые упражнения, характеризующие вид спорта, которым вы занимаетесь. Если это силовая тренировка, предполагающая работу с отягощением, то в разминку нужно включить поднятие небольшого веса.

Ещё один вид разминки – это суставная. Уже по названию понятно, какую роль выполняет данная разминка. Чтобы правильно её провести, необходимо заранее продумать комплекс упражнений, которые задействуют максимальное количество суставов и помогут их разработать. В отличие от предыдущих видов разминки, суставная выполняется медленно и плавно и не предполагает существенных нагрузок на организм. Не забывайте так же, что во время суставной разминки нужно следить за дыханием и не выполнять упражнения, которые будут сбивать или учащать его. Оптимальным временем для суставной разминки считается летний период, когда влияние высоких температур и интенсивных тренировок отнимают много сил и энергии.

Разминка медитационная – это один из наименее распространённых видов разминок. Она выполняется в основном перед занятиями боевыми искусствами. Такая разминка помогает настроиться на нужный лад и морально подготовить себя к бою. Проводится разминка в тихой, спокойной обстановке в удобной и комфортной позе, одним словом, во время медитационной разминки вам ничего не должно мешать и отвлекать. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь и проведите полноценную разминку. Если у вас нет особых навыков для осуществления медитационной разминки, то обратитесь за помощью к опытному тренеру, который поведает вам все её секреты.

Значение разминки

Так для чего же, собственно говоря, нужна разминка, и какое влияние она оказывает на наш организм. В процессе разминки улучшается работа органов кровообращения, которые начинают интенсивно снабжать организм кислородом, что обеспечивает необходимую энергию и силы. Также повышается интенсивность обмена веществ, что приводит к расщеплению большего количества полезных элементов, интенсивно перерабатываемых организмом в процессе физической нагрузки. Это способствует повышению температуры тела, что и позволяет мышцам разогреться до нужного состояния. Помимо этого после разминки улучшается эластичность связок и мышц, благодаря чему они способны выдерживать большую нагрузку и меньше подвержены растяжениям и другим травмам. После разминки усиливается возбудимость нервной системы, что улучшает скорость реакции, координацию движений, выносливость и восприятие. Кроме того, вопреки бытующему мнению, интенсивная разминка способна повысить выносливость организма и увеличить эффективность предстоящей тренировки. Правильно выполняя разминку, вы не только не устанете и не истратите все силы, но и наберётесь новых, которые помогут улучшить результат ваших занятий.

Упражнения для разминки

Начинать любую разминку лучше всего с серии упражнений, обеспечивающих умеренную кардионагрузку. Оптимальным вариантом для этого будет бег. Не стоит сразу приступать к интенсивному, быстрому бегу, так как это может стать стрессом для организма. Скорость бега должна плавно переходить от обычной ходьбы к лёгкой пробежке, независимо от того, занимаетесь вы на беговой дорожке или просто бегаете. Если возможности побегать у вас нет, то попрыгайте на скакалке или бегайте на месте, так как только эти упражнения обеспечивают равномерное распределение нагрузки по всем мышцам. Ни в коем случае не заменяйте бег велотренажёром или другими тренажёрами, задействующими только одну группу мышц, руки или ноги. Занимаясь на них, вы не сможете должным образом разогреть все необходимые мышцы

После бега нужно перейти к разработке суставов. Начните с небыстрых вращений и поворотов, которые необходимо выполнять сверху вниз, постепенно переходя от головы к ногам, а также двигаясь от конечностей к туловищу. Для начала выполните несколько плавных вращений головой по часовой стрелке, а потом против неё. Затем поверните голову вправо-влево и наклоните вперёд-назад. Разогрейте плечевые суставы, вращая плечами сначала в одну, потом в другую стороны. После этого перейдите к кистям рук и локтям, сделав по 10 вращений в каждую сторону. Чтобы размять плечевой пояс выполните махи руками в разные стороны. Потом необходимо выполнить наклоны туловища в стороны, вперёд и назад. Следующее упражнение – это вращение тазом, которое поможет разработать тазобедренные сустав. Затем перейдите к коленям, выполнив по 10 вращений каждой ногой, и только после этого разомните голеностоп при помощи всё тех же вращательных движений. Обратите внимание на то, что в основной разминке отсутствуют силовые упражнения.

Заминка

В процессе тренировки не меньшее значение, чем разминка, имеет заминка. Это комплекс упражнений, который помогает нормализовать сердечно-сосудистую систему после интенсивных нагрузок, уменьшить предстоящие мышечные боли, если нагрузка была чрезмерной, успокоит организм и вернёт его в нормальное состояние. В качестве заминки можно использовать упражнения, характерные для суставной разминки. Помимо этого можно уделить несколько минут небыстрой ходьбе, а так же растяжке, так как после максимального напряжения, мышцы наиболее податливые. Длительность заминки, как и разминки, должна составлять не менее 5 минут. Уделяя достаточно внимания разминке и соблюдая все перечисленные выше рекомендации, вы сможете получить максимальную пользу от занятий спортом и уберечь свой организм от нежелательных травм.

5.Показатели тренированности

Работа на пределе функциональных возможностей организма дает представление об его физиологических возможностях.

Тренированность — биологические (функциональные и морфофункциональные) приспособительные изменения, которые происходят в организме человека под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Тренированность характеризует морфофункциональное состояние организма занимающегося и про­является в физических качествах: выносливости, силе, быстроте, лов­кости, гибкости, нейромышечной координации.

Физическая тренировка сказывается на силе, подвижности и уравно­вешенности нервных процессов. Следствием является повышение рабо­тоспособности, увеличение переключаемости и реактивности. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости, что способствует точнос­ти движений, уверенности их исполнения. Под влиянием тренировки совершенствуется и адаптационно-трофи­ческая функция нервной системы (реализуется ее вегетативным отделом), что способствует энергетической экономизации деятельности, ускорению восстановительных процессов. Увеличение силы нервных про­цессов способствует более полной мобилизации резервных возможностей организма, а, следовательно, позволяет продолжительнее выполнять рабо­ту на предельном уровне.

В процессе систематических занятий физическими упражнениями претерпевают изменения, как костная часть двигательного аппарата, так и мышечная. Это, прежде всего, выражается в прогрессивных морфологических изменениях типа рабочей гипертрофии, т. е. в увеличении массы костной и мышечной ткани. Увеличивается, например, поперечный раз­мер трубчатых костей конечностей, утолщается верхний слой костей и внутренние костные пластинки. В итоге кости становятся массивнее и ус­тойчивее к возможным травмам.

Подобные же изменения наблюдаются в скелетных мышцах. У спорт­смена мускулатура может достигать 50 % веса тела, а у нетренированного, физически слабого человека она составляет 35—40 %. Увеличивается по­перечное сечение мышц за счет утолщения каждого мышечного волокна. В них растет содержание сложных органических соединений (гликогена, фосфагена), являющихся энергетическими источниками, и сократительно­го белка — миозина. Химические процессы в мышцах тренированного че­ловека совершаются более интенсивно и экономичнее расходуется энерге­тическое вещество. В тренированных мышцах увеличена капиллярная сеть, что способствует лучшему питанию мышечной ткани. Итогом перечислен­ных приспособительных изменений в двигательном аппарате является увеличение мышечной силы и физической работоспособности.

Физические упражнения оказывают большое влияние на сердечно­сосудистую и дыхательную системы. Обе системы работают в тесном функциональном взаимодействии и изменения в них проявляются как функционально, так и морфологически. Своеобразные изменения наблю­даются в динамике частоты пульса и дыхания, артериальном давлении. В состоянии покоя у тренированного человека отмечается урежение (замедление) пульса — от 60 до 40 уд./мин и замедление дыхания — 6—12 дыханий в минуту. Наблюдается тенденция к снижению максималь­ного артериального давления — до 100 мм и ниже. Систолический объем сердца (сердечный выброс) у тренированных увеличен.

Физические нагрузки, занятия спортом существенно влияют на функциональное состояние организма человека.

Реакции на стандартные нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями:

· все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период врабатывания) оказываются ниже, чем у нетренированных;

· в процессе работы ниже уровень физиологических сдвигов;

· период восстановления короче.

При интенсивной мышечной деятельности происходят значительные изменения в системах крови, кровообращения и дыхания.

Показателями работоспособности сердца являются частота сердечно-сосудистых сокращений (пульс), артериальное давление крови, систолический (ударный) и минутный объем крови.

У спортсменов, специализирующихся на стайерских дистанциях, частота сердечно-сосудистых сокращений в покое достигает 40 уд/мин и меньше. Для не спортсменов типичная частота пульса — около 70 уд/мин. Частота сердечно-сосудистых сокращений у тренированных при физической нагрузке может превышать 200 уд/мин, а систолическое артериальное давление — 200 мл/рт. ст., что не наблюдается у нетренированных людей. Систолический объем в покое у нетренированного — 50—70 мл, у тренированного — 70—80 мл; при интенсивной мышечной работе соответственно 100—130 мл и 200 мл и более.

Совместная работа систем дыхания, крови и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких (ЖЕЛ), кислородным запросом, потреблением кислорода, кислородной емкостью крови и т. д.

Частота дыхания у спортсменов в покое снижается до 6—12 циклов за счет увеличения глубины дыхания и дыхательного объема, а при спортивной деятельности она увеличивается у лыжников и бегунов до 20—28, у пловцов до 36—45 циклов в минуту. При интенсивной физической работе дыхательный объем может составлять 500 мл и более. ЖЕЛ может превышать 7000 мл у мужчин и 5000 мл у женщин. Кислородный запрос может увеличиваться более чем в 20 раз. У квалифицированных спортсменов легочная вентиляция может увеличиваться почти в 25 раз по сравнению с состоянием покоя.

С тренированностью тесно связана величина МПК, достигающая у представителей циклических видов спорта высшей квалификации 5,5—6,5 л/мин, или 80—90 мл/кг [Коляда 2005, с. 93]. МПК — основной показатель продуктивности, отражающий функ­циональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систе­мы и физическое состояние в целом, т. е. аэробную способность.

МПК — максимальное количество кислорода (л), которое человек способен потребить в течение 1 мин (абсолютное значение МПК), выражается в л/мин или точнее в мл/мин/кг (относительная величина). Показатель ниже 3 л/мин, или 50 мл/кг, характеризует низкий уровень тренированности.

Таким образом, организм человека, ведущего двигательно-активный образ жизни, в состоянии совершить большую по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею. Это обусловлено систематической активизацией физиологических и функциональных систем организма и повышением их резервных возможностей, своего рода тренированностью процессов их использования и пополнения.

Экзаменационный билет № 2

1. Этапы развития физиологии спорта.

2. Определение физиологических (функциональных) резервов организма.

3. Групп резервных возможности организма.

Головной мозг.

Каждую секунду в мозге происходит свыше 100 000 химических реакций, требующих огромного количества энергии. При большом напряжении мозга сгорает столько же калорий, сколько при активной мышечной работе во время физических упражнений. Именно поэтому умственная работа не менее изнурительна, чем физическая. Поскольку в мозге нет нервных окончаний, его можно жечь, замораживать и резать, не вызывая при этом ни малейших ощущений. В практике нейрохирургии операции нередко проводятся без анестезии.

Слизистая оболочка носа.

Это первая линия обороны от миллионов бактерий, постоянно пытающихся проникнуть в организм. Бактерии, выжившие вопреки сильному воздействию химических веществ слизистой оболочки, выходят наружу вместе с выделениями или проглатываются и приканчиваются желудочной кислотой. Против пыльцевых зерен действует другая защитная система. Вступая в реакцию со слизистой оболочкой, они образуют химические вещества, вызывающие ощущение покалывания, которое, в свою очередь, провоцирует чихание, при этом частицы вылетают из носа со скоростью более 150 км/ч. Каждые несколько часов размеры кровеносных сосудов в носовых проходах попеременно изменяются, поэтому один проход всегда раскрыт шире, чем другой.

Глаза.

Это чудо из чудес. Когда мы моргаем, глаза омываются антибактериальной жидкостью, выделяемой слезными железами. Слезы, вызываемые раздражителями, отличаются от слез, вызываемых горем, которые содержат на 24 % больше протеинов. В обоих случаях в них имеется пролактин — гормон, стимулирующий образование молока. Возможно, этим объясняется то, что женщины плачут чаще, чем мужчины. «Крокодиловы слезы» возникают в период слюноотделения. Как правило, они является следствием травмы, в результате которой пересеклись нервы от слюнных и слезных желез. Несчастные в предвкушении еды буквально плачут горючими слезами.

Человеческая кожа.

На одном квадратном сантиметре человеческой кожи находится приблизительно 3 миллиона клеток, 95 потовых желез, 14 сальных желез, 10 волосков, 90 сантиметров кровеносных сосудов, 2900 чувствительных клеток и более трех миллионов микроскопических организмов. Кровеносные сосуды кожи моментально сужаются в случае пореза или давления на кожу. Для того чтобы в этом убедиться, проведите углом линейки по руке. Белая линия, которая появляется на руке, объясняется внезапным оттоком крови, в случае пореза это ограничивает кровотечение. Через несколько секунд после того, как вы отнимете линейку, сосуды снова наполнятся кровью, и линия станет красной.

Тело постоянно сбрасывает отмершие клетки кожи и заменяет их новыми. Пыль, находящаяся в воздухе в обычном доме, на 75 % состоит из отмерших клеток кожи. Организм охлаждается благодаря испарению пота. В обычный летний день испаряется около 2 литров. Однако в дни с высокой влажностью пот может не испаряться. В результате время возможного пребывания человека во влажном воздухе резко сокращается. В совершенно сухом воздухе человек может выдержать температуру до 90 градусов в течение одного часа или около этого. Во влажном воздухе он может вынести температуру не более плюс 45-50 градусов, и то только кратковременно.

Желудочная кислота.

Одно из самых сильнодействующих разъедающих веществ, в ней растворяются даже лезвия безопасных бритв. Для того чтобы не переварить самого себя, желудок раз в три дня сменяет свою внутреннюю оболочку.

Человеческое тело.

Это машина с невероятно высоким коэффициентом полезного действия. Для езды на велосипеде со скоростью 15 км/ч в течение одного часа организму требуется около 350 кал, получаемых из пищи. Эта энергия эквивалентна энергии трех столовых ложек бензина. Человек слышит звук в диапазоне от 20 Гц (ниже, чем контрабас) до 20 000 Гц (выше, чем пикколо). Как ни странно, шум тока крови в сосудах головы и шеи находится в пределах слышимости, а мы его не слышим. Медики не могут объяснить, почему. Когда мы говорим, звук нашего голоса доходит до ушей главным образом через кости, которые несколько изменяют его тембр. Вот почему многие люди не узнают свой голос, записанный на магнитофонную ленту: записывается только звук передаваемый по воздуху.

Организм человека.

Это единство в многообразии. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод. Это, по словам английского прозаика и поэта Джозефа Эддисона, система, сложенная столь «изумительно, что стала подлинным мотором для души». Организм имеет большие резервные возможности для жизнедеятельного существования в окружающей среде. Воля и мужество человека помогают ему выйти победителем в сложных, экстремальных ситуациях в природе. Однако резервные возможности человеческого организма не безграничны. Существуют пределы, за которыми изменения функций органов и тканей становятся необратимыми, и тогда наступает гибель.

Человек, активно действующий порядка 8 часов в течение дня, расходует приблизительно 50-70 ккал на 1 кг своего веса. Если человек весит 70 кг, то калорийность дневного рациона должна составлять 4200 ккал, а при 60 кг веса — 3600 ккал. Для того чтобы восполнить потери энергии, человеку необходимо потреблять определенный набор продуктов питания. Пища обеспечивает энергетические потребности человека, связанные с физической деятельностью и воздействием холода. Потребность в пище зависит в основном от интенсивности нагрузки и температуры среды.

Для нормальной жизнедеятельности и борьбы за выживание организму необходимо систематическое восполнение энергетических затрат за счет питания. Если же такой возможности нет, организм вынужден приспосабливаться к новым условиям за счет собственных резервов. Приспособительные реакции организма выражаются в первую очередь в сокращении энергозатрат, снижении интенсивности и замедлении обмена веществ. При этом ведущими становятся процессы окисления. Уменьшается щелочной резерв крови, а в моче повышается содержание аммиака, который организм использует на нейтрализацию кислых продуктов обмена.

Выделение с мочой минеральных веществ, особенно хлоридов, снижается. Резко падает содержание азота в моче. Пульс и дыхание становятся реже, понижается кровяное давление. Лишенный поступающего извне топлива, организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние тканевые запасы и резервные возможности. Они довольно внушительны. Так, человек весом 70 кг имеет :

— жировых клеток — около 15 кг (141 тыс. ккал);
— мышечного белка — 6 кг (24 тыс. ккал);
— гликогена мышц — 0,15 кг (600 ккал);
— гликогена печени — 0,075 кг (300 ккал).

Таким образом, организм располагает энергетическими резервами примерно 165 900 ккал. По данным физиологов, можно израсходовать резервные возможности на 40-45 %, прежде чем наступит гибель организма. Если принять суточные энергозатраты организма человека в состоянии покоя за 1800 ккал, тканевых запасов должно хватить на 30-40 суток полного голодания. Однако при расчетах следует учесть еще один немаловажный фактор — потерю азота.

Известно, что головной мозг должен ежедневно получать энергию, эквивалентную 100 грамм глюкозы. Жиры (триглицериды) обеспечивают поступление лишь 16 г глюкозы, а остальное ее количество образуется из гликогенных аминокислот при распаде мышечного белка, что ведет к ежесуточным потерям 2,5 г азота. Тело взрослого человека содержит примерно 1000 г азота. Сокращение этого запаса на 50 % несовместимо с дальнейшей жизнедеятельностью организма.

Спортивная форма

Основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тренировки- объективная закономерность развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению спортивного результата, котор. приобретается в процессе соответствующей подготовки в большом цикле тренировки (годичного, полугодичного). Спортивная форма – это условное понятие.

Спортивная форма становится иной, как по количественным показателям, так и в качественном отношении. Относительность этого понятия становится еще более очевидной, когда речь идет об особенностях развития спортивной формы у начинающих спортсменов.

Состояние спортивной формы с физиологической точки зрения харак­теризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдель­ных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижением энергетических затрат какой-либо мышечной работы в едини­цу времени, ускорением врабатываемости и восстановления работоспо­собности после утомления, более совершенной способностью переклю­чаться от одного вида деятельности к другому; высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быс­трее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориенти­ровка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельно­сти («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). В состоя­нии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнова­ниях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортив­ной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки. Обыч­но спортивный результат может служить показателем спортивной формы в тех видах спорта, в которых спортивные достижения измеряются в дос­таточно объективных количественных мерах. В видах же спорта, где спортивный результат не имеет достаточно объективных ко­личественных мер, использовать его для оценки состояния спортивней формы очень трудно. В этих видах спорта оценка состояния спортивной формы осуществляется на основе анализа соревновательной деятельнос­ти, данных тестирования уровня физической, функциональной, техни­ческой и психологической подготовленности.Для оценки состояния спортивной формы по показателям спортив­ных результатов, важное значение имеет выбор количественных критери­ев, позволяющих определить динамику ее изменения в различные пери­оды большого цикла тренировки (годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1) направленность, ско­рость и интенсивность развития спортивной формы; 2) уровень разви­тия спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4) своевременность (точность) вхождения в состояние спортив­ной формы.Первый критерий характеризует рост достижений спортсмена в рас­сматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в пре­дыдущем году или результата контрольных соревнований в начале сорев­новательного периода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либо относительных темпов прироста спортивных результатов. Второй — позволяет выявить максимальный уровень оптимальной готов­ности спортсмена в годичном цикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшего индивидуального результата года к личному или мировому рекорду. Третий критерий свидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательного се­зона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрации спортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится в пределах 1,5—5% от лучшего. Четвертый — говорит об умении спортсмена показывать наилучшие (запланированные) достижения к мо­менту основных соревнований. Для его оценки может служить степень со­ответствия запланированных и реальных результатов у конкретного спорт­смена в период ответственных соревнований. У одних спортсменов может быть выше стабильность спортивной формы, чем точность ее достижения. У других при достаточно высоком уровне состояния спортивной формы наблюдаются низкие значения стабильности и своевременности (точнос­ти) ее приобретения. Это можно использовать для прогнозирования и уп­равления состоянием спортивной формы в годичном цикле тренировки. Процесс развития состояния спортивной формы носит фазовый характер. Он протекает в порядке последовательной смены трех фаз: 1) приобрете­ния; 2) относительной стабилизации; 3) временной утраты состояния спортивной формы.

В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные с физиологическими, биохимическими, морфологическими и психологи­ческими изменениями, происходящими в организме спортсменов под воз­действием тренировки и других факторов, которые в конечном счете обус­ловливают динамику и уровень спортивных результатов. Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержа­ние тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностями­
развития состояния спортивной формы годичный цикл у спортсменов подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортив­ной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подго­товленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продол­жительность и содержание каждого периода может изменяться.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки).

Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода — со­здание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка — повышение общего уровня функциональных воз­можностей организма, разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также увеличение объема двигательных навыков и умений. На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес уп­ражнений по специальной подготовке.

Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде сохранение

спортивной формы и на основе этого реализация ее в максимальных результатов. В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение работоспособности в избранном виде спорта. Удельный вес

яств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня разнообразных физических способностей, двигательных умений и навыков, активный отдых. Конкретное соотношение между средствами специальной и общей подготовки в соревновательном периоде у спортсменов зависит от их возраста и спортивной квалификации.

В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).

Переходный период. Главной задачей этого периода является актив­ный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Сле­дует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятству­ют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятии, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.). Он применяется, прежде всего, для быстрого и полного восстановления спортсменов. В переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада. Важная задача переходного периода — анализ работы в течение прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, ле­чение травм.

Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагру­зок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном перио­де отпадает.

Циклические виды спорта

Экзаменационный билет № 3

1. Игровые виды спорта

2. Единоборство

3. .Определение спортивной физиологии.

4. .Основные задачи спортивной физиологии.

5. .Связь спортивной физиологии с другими дисциплинами.

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и видов спорта

Экзаменационный билет № 4

Экзаменационный билет № 5

Предстартовое состояние

Разминка

Врабатывание

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и спорта

Экзаменационный билет № 6

Показатели дыхания

Второе дыхание

Восстановление

5. Перечислите методы тренировки гибкости .

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и видов спорта

Экзаменационный билет № 7

Способы повышения силы

Скоростно-силовые качества

Выносливость и её виды

Ловкость и её показатели

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и видов спорта

Экзаменационный билет № 8

Типы гипоксии и её причины

Горная болезнь

Экзаменационный билет № 9

Режим труда, быта и отдыха

3. физиологические обоснование соблюдения санитарно гигиенических требований

Экзаменационный билет № 10

1. Физиологические основы построения урока физического воспитания

2. Виды физических упражнений

3. Физиологические особенности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста

4. Дозировка физических нагрузок

5. Укрепление здоровья и повышение работоспособности

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и видов спорта

Экзаменационный билет № 11

Тепловая адаптация

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП на ПХВ «Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова»

Кафедра биологии и МП

Специальность 5В010800 – – Физкультура и спорт

Для итогового контроля по дисциплине: Физиология физического воспитания и видов спорта

Экзаменационный билет № 12

Антропометрия

Экзаменационный билет № 13

1. Проба Штанге и Генчи.

2. МПК и кислородный долг.

3. Определение гиподинамии.

4. .Физиологическая классификация и характеристика физических упражнении по В.С.Фарфелю.

5. Ортостатическая проба .

Утверждено на заседании кафедры « » ________ 2017 г.Протокол № ____

Составил: ст.преп.Сокова О. .Т..

Министерство обр

Наши рекомендации