Роль гипоталамуса в регуляции поведения.
Наиболее сложным вариантом интегративной деятельности гипоталамуса является объединение отдельных жизненно важных функций в сложные комплексы, обеспечивающие различные формы биологически целесообразного поведения: пищевого, полового, питьевого, агрессивно-оборонительного и др., направленные на выживание индивидуума и вида. В основе этого поведения лежит возникновение в организме биологических потребностей, которые приводят к формированию в гипоталамических структурах мотивационного возбуждения.
Пищевое поведение.
Патологические процессы (опухоль, кровоизлияния, воспаление) в области гипоталамуса вызывают резкие изменения пищевого поведения, т.е. как увеличение потребления пищи, так и отказ от нее.
Разрушение небольшой зоны в области латерального гипоталамуса приводило к отказу от приема пищи (афагия), воды (адипсия) и гибели животного от истощения. Электрическая стимуляция этой зоны активизировала пищевое поведение: поиск и прием избыточного количества пищи (гиперфагия), ожирение. Эта зона была названа центром голода.
Разрушение вентромедиальных ядер гипоталамуса приводило к таким аффектам, как стимуляция центра голода: поиск пищи, гиперфагия, ожирение. Электрическая стимуляция этих ядер, напротив, прекращала пищевое поведение и прием пищи даже у голодного животного. Эта часть гипоталамуса в зоне вентромедиальных ядер была названа центром насыщения.
Питьевое поведение.
Электрическое раздражение точек гипоталамуса, расположенных сзади и наружно от супраоптических ядер, вызывает резко выраженную активацию питьевого поведения и потребления воды (полидипсию). Разрушение этой зоны гипоталамуса, названной центром жажды, напротив, приводит к отказу от приема воды (адипсии).
Половое поведение.
Гипоталамус определяет правильную периодичность функций, связанных с размножением. Опухолевые процессы в области гипоталамуса могут вызывать быстрое половое созревание, нарушение менструального цикла, половую слабость и ряд других дисфункции.
Агрессивно-оборонительное поведение.
Как показали опыты с локальным раздражением, гипоталамус участвует в регуляции агрессивного поведения животных. При раздражении передних отделов гипоталамуса кошка принимает угрожающую позу, оскаливает зубы, шипит и выпускает когти. Эта реакция сопровождается вегетативными компонентами - увеличением частоты сердечных сокращений и пиломоторным эффектом. В связи с тем что данная реакция не имеет объекта агрессии, она называется ложной яростью.
Иная картина наблюдается при раздражении некоторых боковых отделов гипоталамуса. В данном случае агрессия имеет четкую направленность против контрольного животного, без лишних движений и агрессивных демонстраций. Эти факты говорят о том, что каждая форма поведения имеет свою эмоциональную окраску, в создании которой гипоталамус как интегративный центр играет существенную роль.
Поведение «бодроствование - сон».
Как регуляторный орган гипоталамус принимает участие в чередовании состояний сна и бодрствования. В клинике описаны случаи перехода в состояние летаргического сна при повреждении гипоталамуса. Сноподобное состояние у животных можно вызвать при электрическом раздражении некоторых зон медиального гипоталамуса. Напротив, задний гипоталамус имеет решающее значение в поддержании состояния бодрствования. Переход от сна к бодрствованию и обратно сопровождается изменением соматических (мышечный тонус) и вегетативных (частота сердечных сокращений, перистальтика кишечника) процессов, интеграция которых осуществляется гипоталамусом.
56. Транскаллозальные ответы
От 7 до 12-15 лет -- на этом этапе происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются трансколлозальные связи.
Транскаллозальные ответы
Если возбуждение передается к некой точке одного из больших полушарий мозга, то возбуждение также будет регистрироваться в точке другого полушария, симметричной первой. Если полушария функционируют автономно (это бывает при некоторых патологиях), то транскаллозальный ответ наблюдаться не будет.
Полушария должны работать согласованно; транскаллозальные ответы позволяют организму функционировать как единое целое. (Трофимов)
До этого (до 7-15 лет) мозолистое тело обеспечивало преимущественно взаимодействие задних отделов левого и правого полушарий и контролировало нижележащие комиссуральные уровни. В 12-15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных -префронтальных отделов правого и левого полушария. И благодаря межпо-лушарным взаимодействиям на этом этапе происходит закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария в произвольной саморегуляции. Таким образом, после созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолистого тела завершается только к 12-15 годам. До этого возраста меж-полушарное взаимодействие осуществляется при помощи других комиссур. Созревание мозга в норме происходит снизу вверх, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга- к передним.
В работах Н.Г. Манелис изучение закономерностей развития межполушарных взаимодействий проводилось с помощью нейропсихологи-ческого исследования здоровых детей, детей с задержками психического развития (ЗПР) и детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Автором было показано, что в норме существует определенная последовательность включения разных мозговых структур в интегративную деятельность мозга — в онтогенезе раньше формируются функции, связанные с работой правого полушария мозга, позже — функции, связанные с левым полушарием; функции, которые обеспечиваются задними отделами (прежде всего правого полушария), формируются раньше, чем функции, которые обеспечиваются передними отделами (лобными). У детей с ЗПР и с синдромом РДА обнаруживалась несформированность межполушарного взаимодействия.
По мнению Б.И. Белого, можно говорить о наличии двух различных принципов функционирования правого и левого полушарий. Левое полушарие действует по дискретному принципу, осуществляя дробление и анализ поступающей информации. Структуры же правого полушария, функционально организованные по голографическому принципу, выполняют главным образом суммацию, сопоставление и синтез поступающей информации.
Соответственно левое полушарие является ведущим в осуществлении процессов абстрактной, символической интеллектуальной деятельности. Правое же - доминирует в реализации конкретно-образного мышления и эмоциональной деятельности [3].
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова отмечают наличие определенной взаимосвязи между особенностями восприятия индивидуального пространства и времени и межполушарной функциональной асимметрией. Так, структуры левого полушария прогнозируют поведение организма в будущем, в то время как правое полушарие отражает события настоящего, прошлого и работает в режиме реального времени.
Исследования ряда научных коллективов свидетельствуют также о неоднозначном вкладе структур левого и правого полушарий в оформление сложной гаммы эмоциональных переживаний человека. Левое полушарие привносит в аффективное состояние черты тревоги, гипертимии, стеничности, правое - элементы релаксации и печали.
Накопленные знания о специфике работы обоих полушарий головного мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждают основное положение теории А.Р. Лурия(1979), согласно которой в осуществлении любой психической функции принимает участие весь мозг в целом, но роль разных мозговых структур и разных полушарий неоднозначна. Одним из проявлений такой функциональной неравнозначности левого полушария у правшей в детском возрасте является преобладание нарушений объема следовой памяти при поражении левой височной доли. В перцептивной сфере функциональная неравнозначность разных отделов левого полушария у правшей проявляется нарушениями зрительного восприятия при изменениях в затылочной доле и нарушениями зрительно-конструктивной деятельности - при поражениях теменной доли
Половые особенности когнитивной деятельности
У мужчин сильнее выражена функциональная симметрия мозга. Женщины превосходят мужчин в беглости речи, в скорости восприятия и узнавания лиц, способности проводить арифметические вычисления. Мужчины превосходят женщин в большей способности формировать пространственные представления, логически мыслить и способности программировать целенаправленную моторную деятельность.