Физиологическая характеристика физического воспитания в дошкольных и школьных коллективах
Одно из основных требований к современному уроку - внедрение эффективных средств и методов физического воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к учащимся, адекватность физических нагрузок их физическому состоянию; поддерживается стойкий интерес к занятиям.
Каждый урок должен быть правильно построен по структуре и содержанию и комплексно решать задачи, связанные с изучением основ знаний по физической культуре, освоением двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в соблюдении здорового образа жизни. [26]
Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним. Физические, умственные и волевые усилия детей должны сочетаться таким образом, чтобы в целом обеспечивался эффект гармоничного развития учащихся на фоне поддержания оптимального уровня их работоспособности. Поэтому трудные упражнения должны сочетаться с относительно легкими, интересные - со скучными, но необходимыми, обязательные - с упражнениями по выбору детей и т.п.
В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности.
Для обеспечения высокой результативности урока имеет значение выбор метода организации учебного труда учащихся - фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный, круговая тренировка и др.
Фронтальный метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой весь класс выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях урока, но иногда и в основной, особенно в младших классах. Следует подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного руководства учителя.
При групповом методе класс делится на группы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения движениям. Учитель подбирает упражнения, соответствующие силам и способностям членов группы.
Применение группового метода дает возможность приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же ученики недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий, использовать групповой метод нецелесообразно.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений, предложенных учителем или выбранных учащимися. Он используется в подготовительной или основной части урока, но может иметь место и в заключительной.
Метод индивидуальных занятий дает возможность удовлетворить желание учащихся выполнить понравившееся упражнение. В результате происходит чередование регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом учитель, наблюдая за отдельными учениками, осуществляет общее руководство классом.
Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются упражнения, выполняемые по заданию учителя самостоятельно во взаимосвязи с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие физических качеств младших школьников. Суть этого приема заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных физических качеств.
Метод станционных занятий. Станционные занятия являются разновидностью круговой тренировки направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.
Суть данной формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5 человек. Группы расходятся по станциям указанным учителем. По сигналу учителя все ученики одновременно начинают выполнение упражнений каждый на своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз, группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех пор, пока не пройдут все места занятий. [6]
Круговой метод занятий. Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте упражнений.
Однако в отличии от станционных круговые занятия направлены главным образом на развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее. [23]
В процессе многолетних научных исследований и школьной практики для физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране выработан и апробирован достаточно широкий арсенал физкультурных средств. Идея их отбора для школьников полностью базируется на общих принципах отечественной системы физического воспитания.
На основе принципа всестороннего развития личности для физического воспитания учащихся применяются средства, обеспечивающие наибольший всесторонне физически развивающий эффект (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Приоритетными с этих позиций являются игровые и гимнастические физические упражнения.
Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой вызывает необходимость использовать для физического воспитания школьников такие средства, которые наиболее эффективно готовят их к трудовой деятельности. К ним отнесены, прежде всего, жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
С точки зрения принципа оздоровительной направленности в школьную физкультуру включены средства, обладающие наибольшей гигиенической полезностью, т.е. способствующие укреплению здоровья и обеспечению нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами считаются разнообразные циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. [29]
С учетом этих принципов наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания учащихся служат упражнения, включенные в школьные программы по физической культуре. Рассмотрим их последовательно.