А1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

А1 РОЛЬ БИОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

ТЕОРИЯ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В группу общих биологических наук входят: В группу частных биологических наук были объединены:
- цитология –наука о клетке - гистология –наука о тканях (группы клеток) - систематика - научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов; - эмбриология - закономерности индивидуальности развития организмов, развитие зародыша. - морфология –наука, изучающая внешнее и внутреннее строение живого организма; - физиология- наука о закономерностях функционирования жизненных процессов ворганизме; - экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой; - этология— наука о поведении животных - генетика - наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости; - эволюционное учение, или эволюционистика, - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы - палеонтология– наука о вымерших организмах 1) микробиология - наука о микроорганизмах : бактерии, микроскопические грибы и водоросли, простейшие и вирусы; 2) ботаника – наука о растениях; микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах) -3) зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных; гельминтология (о паразитических червях), арахнология (о паукообразных), энтомология (о насекомых); ихтиология (о рыбах), герпетология (о пресмыкающихся и земноводных), орнитология (о птицах), териология (о млекопитающих) - антропология – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.  
В группу комплексных биологических наук были объединены:
- биотехнология— совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы и их части для производства продуктов - селекция— наука о методах создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. - иммунология – наука об иммунной (защитной) системе организма - паразитология –наука о паразитических формах

УЧЕНЫЕ – БИОЛОГИ

· У. Гарвей открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп заложили основы современной анатомии и физиологии.;

· Р.Гук описал клеточное строение пробки(растения) ; ввел термин «клетка»;

· А.Левенгук наблюдал под микроскопом (увеличивающим в 300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

· К.Бэр наблюдал яйцеклетку млекопитающих;

· Р.Броун открыл клеточное ядро;

· К. Линней создал систему классификации растений и животных;

· Т.Шванн, М.Шлейден независимо друг от друга сформулировали клеточную теорию,

· Р.Вирхов создал учение о клеточной патологии, ввел постулат: «каждая клетка из клетки»;

· Ч. Дарвин создал эволюционную теорию;

· Г.Мендель открыл закон наследования признаков, что способствовало рождению генетики как науки;

· Л.Пастер открыл принцип вакцин, заложил основы микробиологии и иммунологии;

· Чарльз Дарвин создал целостную теорию эволюции путём естественного отбора.

· И.Мечников сформулировал фагоцитарную теорию,

· И.Павлов – учение о рефлексе

· А. Гумбольдт исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии

· К.Ландштейнер открыл группы крови человека,

· Грегор Мендель, законы генетики

· Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуры ДНК

· В.И.Вернадский о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере)

МЕТОДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Наиболее общими методами исследования биологии являются:

· наблюдение (позволяет описать биологические явления),

· сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении и жизнедеятельности разных организмов),

· эксперимент, или опыт, моделирование (помогает изучать свойства биологических объектов в контролируемых условиях, имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения),

· исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Селекция как наука решает задачи:

1) сохранение биосферы 2) создание агроценозов 3) создание новых удобрений

4) выведение новых пород и сортов

ё2. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется

1) селекционер 2) цитогенетик 3) эмбриолог 4) анатом

3. Систематика - это наука, изучающая:

1) внешнее строение организма 2) функции организма 3) образ жизни организма

4) родственные связи организма

4. Функции человеческого организма изучает наука

1) анатомия 2) физиология 3) психология 4) гигиена

5. Орнитология – это наука о

1) рыбах 2) пресмыкающихся 3) млекопитающих 4) птицах

6. Сезонные изменения в жизни растений и животных изучает наука

1) микология 2) ихтиология 3) фенология 4) палеонтология

7. Как называется учение о происхождении и развитии человека

1) эмбриогенез 2) антропогенез 3) филогенез 4) гаметогенез

8. Какая наука изучает многообразие организмов и распределение их по группам

1) генетика 2) зоология 3) систематика 4) палеонтология

9. Выведением новых пород и сортов занимается

1) агроном 2) микробиолог 3) селекционер 4) агротехник

10. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и среды их обитания

1) генетика 2) экология 3) гигиена 4) физиология

11. Разнообразие видов животных, объединение их в таксономические категории изучает наука

1) палеонтология 2) экология 3) систематика 4) анатомия

12. Изучением передачи наследственных признаком организма занимается

1) ботаника 2) зоология 3) генетика 4) экология

13. Как называется метод Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желуд.сока

1) наблюдение 2) описание 3) моделирование 4) эксперимент

14. Ученый хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом он воспользуется?

1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4) наблюдение

15. Какой метод используется для изучения микроскопом передвижения амебы

1) моделирование 2) эксперимента 3) сравнения 4) наблюдения

16. Впервые обнаруженный ученым в природе организм изучается с помощью метода

1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) сравнение

17. Какой из перечисленных методов относится к анатомии

1) анализ крови на гемоглобин 2) электрокардиограмма 3) рентгенография

4) измерение давления

18. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе

1) эксперимент 2) наблюдения 3) проведения опыта 4) палеонтологического

19. Какой метод используют в селекции для получения признаков у потомства

1) скрещивания 2) самоопыление 3) наблюдения 4) сравнение

20. Основным методом исследования в саамы ранний период развития биологии был

1) эксперимент 2) микроскопия 3) сравнительно-исторический 4) наблюдение и описание

21. Система наиболее общих знаний в области науки – это

1) теория 2) эксперимен т 3) факт 4) гипотеза

22. Клеточную теорию сформулировали

1) Мюллер и Геккель 2) Гук и Броун 3) Вирхов и Пастер 4) Шванн и Шлейден

23. Законы наследования признаков изучал

1) Мечников 2) Павлов 3) Дарвин 4) Мендель

24. Из каких веществ состоят живые организмы

1) только из органических 2) только из неорганических 3) из органических и неорганических

4) в основном из органических

25. Чем живое отличается от неживого

1) способностью изменяться 2) клеточным строением 3) движением 4) атомным строением

26. В живых телах в отличие от неживых присутствует

1) вода 2) углерод 3) азот 4) белок

27. Обмен веществ и превращение энергии – это признак, по которому можно отличить

1) низшие растения от высщих 2) живое от неживого 3) одноклеточных от многоклеточных

4) животных от человека

28. Процессы окисления и синтеза новых молекул органических веществ проявляются на уровне организации живой природы

1) видовом 2) биосферном 3) клеточном 4) организменном

29. Минимальный уровень организации жизни является

1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный

30. Высшим уровнем организации жизни является

1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный

31. Взаимосвязь систем органов человека рассматривают на уровне организации

1) клеточном 2) молекулярном 3) организменном 4) видовом

32. Химический состав организмов изучают на уровне организации

1) видовом 2) биосферном 3) молекулярном 4) экосистемном

33. Первым надорганизменным уровнем жизни является

1) биосферный 2) биогеоценотический 3) популяционно-видовой 4) клеточный

34. Элементарной живой системой можно считать

1) молекулу ДНК 2) вирус крови 3) инфузорию 4) муравейник

ТЕОРИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какую функцию выполняют углеводы в клетке

1) каталитическую 2) энергетическую 3) хранение наследственной информации

4) участие в биосинтезе белка

  1. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК

1) строительную 2) защитную 3) носителя наследственной информации

4) поглощения энергии солнечного света

  1. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ 2) поступление кислорода и удаление углекислого газа

3) образование более сложных органических в-в 4) расщепление крахмала до глюкозы

  1. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

1) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

2) растительные организмы состоят из клеток

3) животные организмы состоят из клеток

4) все низшие и высшие организмы состоят из клеток

  1. Между понятием рибосома и синтез белка существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из приведенных ниже. Найдите это понятие.

1) транспорт веществ 2) синтез АТФ 3) деление клетки 4) синтез жиров

  1. Внутреннюю среду клетки называют

1) ядром 2) вакуолью 3) цитоплазмой 4) эндоплазматической сетью

  1. В ядре клетки расположены

1) лизосомы 2) хромосомы 3) пластиды 4) митохондрии

  1. Какую роль играет ядро в клетке

1) содержит запас питательных веществ 2) осуществляет связь между органоидами

3) способствует поступлению веществ в клетку 4) обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними

  1. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

1) аппарата Гольджи 2) лизосом 3) рибосом 4) эндоплазматической сети

  1. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы

1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ

  1. В митохондриях в отличие от хлоропластов происходит

1) синтез углеводов 2) синтез ферментов 3) окисление минеральных веществ

4) окисление органических веществ

  1. Митохондрии отсутствуют в клетках

1) мха кукушкин лен 2) городской ласточки 3) рыбы-попугая 4) бактерии стафилококка

  1. Хлоропласты содержатся в клетках

1) пресноводной гидры 2) мицелия белого гриба 3) древесины стебля ольхи 4) листьев свеклы

  1. Клетки организмов автотрофов отличаются от клеток гетеротрофов наличием в них

1) пластид 2) оболочки 3) вакуолей 4) хромосом

  1. Плотную оболочку, цитоплазму, ядерное вещество, рибосомы, плазматическую мембрану имеют клетки

1) водорослей 2) бактерий 3) грибов 4) животных

  1. Эндоплазматическая сеть в клетке

1) осуществляет транспорт органических веществ

2) ограничивает клетку от окружающей среды или других клеток

3) участвует в образовании энергии

4) сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки

  1. В клетках грибов не происходит фотосинтез, т.к. в них отсутствует

1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) пластиды

  1. Не имеют клеточного строения, активны только в клетках других организмов

1) бактерии 2 ) вирусы 3) водоросли 4) простейшие

  1. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества 4) белки,жиры и углеводы

  1. Какая из последовательностей понятий отражает организм, как единую систему

1) Молекулы – клетки – ткани – органы - системы органов - организм

2) Системы органов – органы – ткани – молекулы – клетки – организм

3) Орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов

4) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

ТЕОРИЯ

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЦАРСТВО ГРИБЫ (и лишайники)

ЧАСТЬ А

1. Грибы, как и животные

1) всасывают минеральные вещества с помощью гиф

2) питаются готовыми органическими веществами

3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор

4) растут в течение всей жизни

2.. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве.

1) в ней много света

2) у белых грибов в ней нет конкурентов

3) белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

4) в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами.

3.Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой.

1) шляпочные грибы 2) плесневые грибы 3) дрожжи 4) бактерии

4. В чем сходство грибов и растений

1) они создают органические вещества из неорганических

2) они не могут активно передвигаться

3) их клетки имеют хитиновую оболочку

4) они имеют хорошо развитую корневую систему

5. Главная функция плодовых тел шляпочных грибов

1) обеспечение клеток гриба минеральными веществами

2) снабжение гриба органическими веществами

3) вегетативное размножение частями шляпки

4) образование спор для размножения.

6.К какому царству относят организм, который не имеет пластид, но образует мицелий

1) растения 2) животные 3) бактерии 4) грибы

7.Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве

1) поглощает воду, минеральные и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении

3) участвует в образовании половых клеток

4) формирует корневые волоски

8.Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения

1) воду 2) витамины 3) органические вещества 4) минеральные вещества

9.Микориза представляет собой

1) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело

2) паразитический организм

3) заболевание растений, вызываемое грибами

4) гифы гриба, сросшиеся с корнями растения.

10.Микориза – это

1) выросты на дереве 2) разрастание грибницы 3) заболевание грибов 4) симбиоз гриба и дерева

11.Почему белые грибы часто можно найти в дубовом лесу?
1) В дубовом лесу много света 2) Белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

3) У белых грибов в дубовом лесу нет конкурентов 4) В дубовом лесу отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами

12.Если в тесто добавить дрожжи, то произойдет быстрое увеличение его объема, в результате тесто поднимается и становится пористым. Это связано с тем, что дрожжи

1) начинают быстро делиться 4) выделяют вещества, убивающие бактерии

2) расщепляют углеводы до образования углекислого газа

3) синтезируют собственные орган.вещества

13.Что из перечисленного характерно для шляпочного гриба подберезовика

1) образование органических веществ 2) образование микоризы

3) развитие на стволах деревьев 4) паразитирование на корнях растений

14.Что гриб подберезовик получает от березы

1) защиту от солнца 2) минеральные вещества 3) воду 4) органические вещества

15.Пеницилл и дрожжи – это

1) фотоавтотрофы 2) хемоавтотрофы 3) сапрофиты 4) паразиты

16.Пеницилл относится к группе грибов

1) трубчатых 2) пластинчатых 3) паразитических 4) плесневых

17.Гриб, поражающий колосья злаков, имеющий способ питания

1) трутовик; паразит 2) спорынья; паразит 3) головня; сапрофит 4) пеницилл; сапрофит

18.Что содержится в головках у гриба-мукора

1) питательные вещества 3) микроскопические споры

2) вода с минеральными веществами 4) микроскопические семена

19.для трутовика характерно

1) поселяется на живых деревьях 3) поселяется на мертвых деревьях

2) могут жить самостоятельно 4) могут расти на травах

20.Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает

1) корневые волоски 2) мякоть листа 3) древесину стебля 4) верхушечные почки

21.характерный признак царства Грибов

1) наличие хитина в клеточной оболочке 3) ограниченный рост

2) отсутствие в клетках ядра 4) автотрофный тип питания

22.В хлебопекарной промышленности используют гриб

1) пеницилл 2) мукор 3) дрожжи 4) головня

23.Плесневые грибы человек использует

1) выпечке хлеба 3) силосовании сена

2) получении столового вина 4) получении сыров

24.В системе органического мира грибы составляют систематическую категорию

1) отряд 2) царство 3) подцарство 4) семейство

25.Пеницилл отличается от мукора

1) способом питания 3) способом размножения

2) строением 4) всеми указанными особенностями

26.Антибиотики готовят из

1) пеницилла 2) дрожжей 3) спорыньи 4) мукора

27.Какова роль гриба в жизни лишайника

1) снабжает водоросли органическими веществами

2) обеспечивает водоросли водой и минеральными солями

3) образует споры для размножения

4) защищает водоросль от потери воды.

28. Лишайник – комплексный организм, т.к. он

1) состоит из разных тканей 2) имеет сложный цикл развития

3) представляет собой симбиоз гриба и дерева 4) образует микоризу с корнями деревьев

ЧАСТЬ В

1. В чем сходство растений и грибов

1) растут в течение всей жизни 2) всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3) растут только в начале своего индивидуального развития

4) питаются готовыми органическими веществами

5) являются производителями в экосистемах 6) имеют клеточное строение

2.Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) они способны питаться только готовыми органическими веществами

2) они растут в течение всей своей жизни 3) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4) в клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты 6) они размножаются спорами

3. Грибы неправильно относить к растениям, т.к. они

А) питаются готовыми органическими веществами

Б) растут в течение всей жизни В) содержат в оболочках клеток хитин

Г) выполняют роль разрушителей органического вещ-ва

Д) составляют группу эукариот Е) дышат кислородом воздуха

4. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) образуют плодовые тела

2) состоят из мицелия и ножки с головкой А) шляпочные

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) применяют для получения лекарства

5) вступают в симбиоз с корнями растений

6) человек использует в пищу

5. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) одноклеточные

2) используют для выпечки хлеба А) дрожжи

3) часто вырастают на пищевых продуктах Б) плесневые

4) размножаются спорами

5) размножаются почкованием

6) состоят из мицелия и ножки с головкой или кисточкой

6. Установите соответствие

Характеристика грибов Группы грибов

1) рыжик 2) масленок 3) ложный опенок А) ядовитые

4) бледная поганка 5) подосиновик 6) черный груздь Б) съедобные

7.Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что

А) организмы, их составляющие , вредят друг другу Б) они состоят из бактерий и грибов

В) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду

Г) водоросль образует, а гриб использует органические вещества

Д) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы

Е) организмы, составляющие лишайник, приносят взаимную пользу друг другу

1.способы, которыми могут размножаться грибы:

А) гифами Б) спорами В) черенками Г) семенами Д) половым путем Е) прививками

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

1.Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

2.Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1)клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

3.Какие бактерии считают «санитарами планеты»

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

4.Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

5.Бактерии существуют на Земле наряду с более высокоорганизованными существами, т.к. они

1) состоят из одной клетки 2) имеют микроскопические размеры

3) используют для питания различные органические вещества

4) быстро размножаются и образуют споры в неблагоприятных условия

6.Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

7.Бактерии размножаются

1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

8.Большинство бактерий по способу питания

1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

9.Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

10.Какие бактерии называются патогенными

1) вызывающие заболевания у человека 3) вызывающи гниение продуктов

2) сбраживающие молоко 4) сквашивающие капусту

11.Бактерии, живущие на Земле, питаются

1) только паразитическим способом 3) только автотрофным путем

2) автотрофным и гетеротрофным путями 4) только минеральными веществам

12.Труднее всего жить бактериям в условиях

1) почвы 2) водоема 3) высокогорья 4) организма животных

13.Генетический материал бактерии содержится в

1) оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

2) в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

14.Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

15.Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

16.Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

17.Споры у бактерий обеспечивают

1) перенесение неблагоприятных условий 3) половое размножение

2) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

ЧАСТЬ В

1.Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

А) сложность внутреннего строения Б) способность к фотосинтезу

В) сложность обмена веществ Г) простота внутреннего строения

Д) способность быстро размножаться Е) питание органическими веществами

2.Выберите правильные утверждения

А) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

Б) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

В) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

Г) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

Д) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

Е) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

3.По каким признакам бактерии выделяют в особое царство

А) состоят из множества одинаковых клеток Б) образуют споры при неблагоприятных условиях

В) их клетка имеет цитоплазму и плазматическую мембрану

Г) размножаются с помощью спор Д) содержат ядерное вещество без оболочки.

4.Установите соответствие

признаки царства

1) эукариоты

2) используют для выпечки хлеба А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

6) многие являются возбудителями заболеваний

5.Бактерии-паразиты являются возбудителями болезней человека (три ответа)

1) СПИДа и гепатита С 3) чумы и холеры 5) туберкулеза

2) гриппа 4) дифтерии 6) дизентерии

А4 - А5 ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

ТЕОРИЯ

Царство РАСТЕНИЯ

низшие высшие

(споровые) (споровые) (семенные)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (общая характеристика)

1. Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растении в процессе:

1) фотосинтеза 2) дыхания 3) испарения 4) транспорта веществ

2. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоении углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ в вакуолях

3. Чтобы доказать, что растения дышат, надо определить

1) какие газы растения поглощают и выделяют в темноте

2) какие вещества образуются в растениях на свету

3) какие вещества передвигаются по сосудам

4) сколько воды поглощает растение за сутки

4.Приспособлением растений к уменьшению испарения воды служат

1) увеличение числа устьиц на листьях 2) расположение устьиц на нижней стороне листа

3) мозаичное расположение листьев 4) ярусное расположение растений в сообществе

5.Корень – орган питания растений, т.к. он из окружающей среды поглощает

1) углекислый газ 2) кислород 3) воду и минеральные соли 4) органич. Вещества

6. К признакам приспособления растений к использованию энергии солнечного света не относится

1) листовая мозайка 2) плоская поверхность листовой пластинки

3) прозрачная кожица листа 4) наличие устьиц в покровной ткани

7. Транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель происходит в процессе

1) дыхания 2) отложения органических веществ в запас

3) образования органических веществ 4) корневого давления и испарения воды листьями

8. Приспособление растений к опылению ветром – наличие цветков

1) ярких, крупных 2) с резким запахом 3) с нектарникам 4) с тычинками на длинных нитях

9. В растительном организме способны делиться клетки

1) сосудов 2) механической ткани 3) камбия 4) основной ткани

10. Функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы выполняют в корне

1) корневые волоски 2) молодые делящиеся клетки

3) молодые растущие клетки 4) клетки проводящей системы

11. Что способствует эффективному использованию энергии солнечного света растениями в лесу

1) зацветание растений до распускания листьев 2) ярусное расположение растений

3) большое число устьиц в кожице листьев 4) наличие чечевичек на стеблях деревьев

12. К какому царству принадлежат организмы, клетки которых содержат хлоропласты

1) бактерий 2) грибов 3) растений 4) животных

13. Что представляет собой побег

1) стебель с расположенными на нем листьями и почками

2) видоизмененный корень 3) конус нарастания 4) часть корня с корневыми волосками

14. С помощью стебля осуществляется связь между

1) главным и боковыми корнями 2) цветками и насекомыми

3) корнями и листьями 4) листьями и воздухом

15. Органические вещества из листьев во все органы передвигаются по

1) клеткам сердцевины 2) сосудам древесины 3) клеткам коры 4) ситовидным трубкам

16. Какая ткань листа включает устьичные клетки

1) покровная 2) основная 3) образовательная 4) проводящая

17. Что представляет собой почка растений

1) зародыш с запасом питательных веществ 2) зачаточный побег

3) видоизмененный стебель 4) часть стебля с листьями

18. Каково значение листьев в жизни растений

1) образуют органические вещества из неорганических 2) обеспечивают растения неорганическими веществами 3) защищают почки, расположенные в их пазухах

4) поглощают влагу из воздуха

19.Проникновению света в основную ткань листа способствуют

1) устьица 2) межклетник 3) клетки проводящей ткани 4) клетки кожиц

20. Какова роль испарения в жизни растения

1) способствует передвижению органических веществ

2) защищает растение от перегрева

3) улучшает почвенное питание 4) ускоряет процесс дыхания.

21. Цветок – орган размножения растения, т.к.в нем образуются

1) половые клетки 2) споры 3) лепестки 4) чашелистики

22.В насекомоопыляемых цветках

1) содержится большое количество пыльцы 2) развиты длинные тычиночные нити

3) находятся перистые, мохнатые рыльца 4) содержится много нектара

23. Поступление воды и минеральных веществ в лист осуществляется

1) клетками кожицы листа 2) устьицами и межклетниками

3) проводящими пучками 4) вакуолями и цитоплазмой

24. Клубень – это видоизмененный побег, т.к.

1) на нем расположены почки 2) он поглощает воду и минеральные соли

3) в нем органические вещества расщепляются до минеральных

4) в нем образуются органические вещества

25. Что происходит при фотосинтезе

А) поглощается кислород Б) выделяется углекислый газ В) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород Д) органические вещества образуются Е) орган.вещества расходуются

26. Установите соответствие

Характеристика растения способы опыления

1) имеют яркоокрашенный венчик 2) цветки мелкие, образуют соцветия А) насекомыми

3) зацветают раньше, чем образуются листья Б) ветром

4) в цветках содержится нектар 5) образуют много мелкой сухой пыльцы

27. Установите соответствие

Функции Органы

1) обеспечивает процесс фотосинтеза 2) выделяет кислород А) лист

3) укрепляет растение в почве 4) снабжает растение водой и мин.веществами Б) корень

5) осуществляет испарение воды

28. Установите соответствие

Характеристика корня вид корня

1) развивается из зародышевого корешка А) главный

2) отрастает от нижней части стебля 3) растет вертикально вниз Б) придаточный

4) хорошо развит у двудольных 5) развивается у кукурузы и пшеницы

29. Прочтите текст и найдите предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите номера этих предложений и сформулируйте их правильно: «(1) Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. (2) Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы. (3) Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. (4) В зародышевом мешке содержится два зрелых спермия. (5) Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. (6) Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением»

А6 – А7 ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

ТЕОРИЯ

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

а1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. - student2.ru

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ (общая характеристика)

  1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем клетка бактерий отличается от клетки животного?

1) наличием наружной мембраны 2) отсутствием ядра

3) отсутствием цитоплазмы 4) наличием плотной оболочки

5) отсутствием митохондрий 6) содержанием органических веществ

  1. В чем состоит сходство животных с другими организмами?

1) создают органические вещества из неорганических

2) активно передвигаются

3) имеют клеточное строение

4) имеют системы органов

  1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем животные отличаются от растений?

А) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Б) по способу питания – гетеротрофные организмы

В) растут до определённого возраста

Г) заглатывают и переваривают пищу

Д) реагируют на изменения в окружающей среде

Е) в процессе дыхания поглощают кислород

4. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) они способны питаться только готовыми органическими веществами

2) они растут в течение всей своей жизни

3) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4) в клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) они размножаются спорами

А9 ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1) сформировался свод стопы 2) когти превратились в ногти

3) срослись фаланги пальцев 4) большой палец противопоставляется остальным

  1. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует

1) их клеточное строение 2) строение их органов и тканей

3) сходство строение их систем органов 4) развитие организма из зиготы

  1. На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих

1) сердце четырехкамерное 2) оплодотворение внутреннее, образуется зигота

3) орган дыхания – легкие 4) имеет диафрагму, потовые и млечные железы

  1. К биологическим факторам эволюции человека относят

1) общественный образ жизни 2) трудовую деятельность

3) естественный отбор 4) рассудочную деятельность

  1. Естественный отбор и наследственная изменчивость – причины формирования у человека

1) трудовой деятельности 2) S-образного позвоночника

3) общественного образа жизни 4) абстрактного мышления

  1. Под влиянием каких факторов происходило формирование руки у человека

1) гетеротрофного питания 2) развитого сознания

3) коллективной трудовой деятельности 4) членораздельной речи

  1. Под воздействием биологических факторов у человека

1) появилось сознание 2) развилась членораздельная речь

3) сформировался свод стопы 4) появилась трудовая деятельност

  1. О родстве человека и приматов свидетельствует

1) сходство клеточного строения 2) объединение их в одно царство

3) питание растительной пищей 4) сходство групп крови и болезней

  1. Человек отличается от человекообразных обезьян

1) конечностями хватательного типа 2) способностью к общению

Наши рекомендации