Основы физической тренировки
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основные положения спортивной тренировки
Спортивная тренировка как педагогическая система
Спортивная тренировка представляет собой сложную систему средств подготовки спортсмена к соревновательной деятельности, основанных на достижениях педагогики, биологии и медицины, социологии и других областей науки и общественной практики (табл. 1).
Таблица 1. Основные элементы спортивной тренировки как педагогической системы
Элемент | Содержание |
Цель | Достижение максимально высоких спортивных результатов |
Задачи | - Развитие максимально высокого для спортсмена уровня общей и специальной физической работоспособности; - развитие максимально высоких показателей двигательных качеств, обеспечивающих овладение необходимыми двигательными навыками; - формирование двигательных навыков, обеспечивающих овладение необходимыми техническими приемами; - развитие стратегических умений и навыков, характерных для соответствующего вида спорта; - воспитание психологических свойств личности, обусловливающих достижение высоких результатов в соревновании. |
Средства | Специфическими средствами являются следующие физические упражнения: общеподготовительные, служащие общему функциональному развитию организма спортсмена; вспомогательные, создающие основу для развития необходимых двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений); специальные подготовительные, являющиеся ключевыми элементами двигательных действий, осуществляемых во время соревнований; соревновательные, представляющие собой всю совокупность соревновательных действий, осуществляемых в тактических и стратегических целях соревнования; кроме специфических средств (физические упражнения), используют и неспецифические: психологическую подготовку, закаливание организма. |
Методы | - Разъяснение педагогом (тренером) смысловой структуры двигательных, тактических и стратегических соревновательных и тренировочных действий, на основе которых у спортсмена формируются знания о содержании этих действий; - приемы трансформации (путем упражнений) полученных спортсменом знаний в умения, т.е. овладение двигательным составом понятой смысловой структуры действий; - различные организационно-методические формы занятий физическими упражнениями и их систематизация с целью превращения двигательных умений в их автоматизированную форму (навыки) и с целью развития физических и психологических качеств |
Принципы | - Направленность к высшим достижениям и углубленная специализация; - непрерывность тренировочного процесса; - единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; - волнообразность и вариативность нагрузок; - цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности |
Спортивная подготовленность
Подготовленность спортсмена к соревновательной деятельности имеет определенную структуру. В ней выделяют относительно самостоятельные элементы: физическую, психологическую, техническую, тактическую и интегральную подготовленность. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, организовать контроль и управление процессом спортивного совершенствования.
С позиций спортивной медицины особое место занимает физическая подготовленность спортсмена, которая характеризуется возможностями функциональных систем его организма, обусловливающими эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости (координационные способности). Основные элементы структуры физической подготовленности представлены в табл. 2.
Таблица 2. Основные элементы физической подготовленности спортсмена
Элементы | Содержание |
Общая подготовленность | Разностороннее развитие физических качеств, функцио-нальных возможностей организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности |
Вспомогательная подготовленность | Функциональная основа для работы над развитием специальных физических качеств и способностей |
Специальная подготовленность | Развитие физических качеств, возможностей организма и отдельных функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта |
Скоростные способности | Комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время |
Силовые способности | Возможности преодоления или противодействия сопротивлению за счет напряжения мышц |
Гибкость | Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду движений спортсмена |
Координация движений | Способность спортсмена быстро, точно, целесообразно, экономно с физиологической зрения решать сложные и, особенно, неожиданно возникающие двигательные задачи |
Общая выносливость | Способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера |
Специальная выносливость | Способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях нагрузок, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в избранном виде спорта |
Таблица 3. Структура спортивного занятия
Часть занятия | Педагогическая направленность | Нагрузка | Типы организации |
Вводно-подготовительная | Избирательная | Малая | Учебные |
Основная | Комплексная | Средняя | Тренировочные |
Заключительная | Сочетанная | Значительная | Учебно-тренировочные |
Большая | Восстановительные | ||
Модельные | |||
Контрольные |
Тренировочный процесс в целом также имеет определенную структуру: относительно устойчивый порядок компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общая последовательность. В тренировочном процессе различают микроструктуру (структура отдельных занятий и микроциклов), мезоструктуру (структура средних циклов и этапов тренировки, включающая серию целенаправленных микроциклов) и макроструктуру (структура больших циклов тренировки – макроциклов). Структура циклов спортивно-тренировочного процесса:
- Микроциклы – серии занятий, проводимых от 3 до 14 дней. Выделяют втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные и соревновательные микроциклы.
- Мезоциклы – этапы тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель. Выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.
- Макроциклы – их продолжительность может быть от нескольких месяцев до 4 лет. Выделяют олимпийский (4 года), годичный, сезонный макроциклы.
Структура тренировочного процесса базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловлены факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к специфическим для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наибольших результатов возрасту спортсмена, периодом макроцикла и другими причинами.
Многообразие причин определяет существующие различия продолжительности, целевой направленности и содержания макроциклов, этапов и периодов мезо- и микроциклов, занятий как относительно законченных, самостоятельных и одновременно взаимосвязанных структурных элементов тренировочного процесса.
Таблица 4. Физиологические закономерности эффекта систематических занятий физическими упражнениями
Показатели | Характеристика закономерностей |
Основные функцио-нальные эффекты тренировки | Усиление максимальных функциональных возможностей; повышение экономичности (и меньшие затраты энергии) деятельности всего организма в целом и его систем. |
Пороговые (критичес-кие) нагрузки для возникновения тре-нировочных эффектов | Только при условии, когда параметры физической нагрузки (интенсивность, длительность, частота, объем) достигнут определенных величии (пороговых, критических значений), может возникнуть тренировочный эффект. |
Специфичность тре-нировочных эффектов | Наибольший тренировочный эффект может быть достигнут в отношении определенного двигательного штыка (спортивной техники), ведущего физического (двигательного) качества, состава мышечных групп, специфических условий внешней среды. |
Обратимость трени-ровочных эффектов | Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются, при снижении тренировочных нагрузок ниже порогового уровня или исчезают при прекращении тренировок (детренированность). |
Тренируемость, опре-деляющая тренирово-чного эффекта | Способность организма изменять свои функциональные возможности под влиянием систематических тренировок, обусловленная главным образом генетическими, врожденными и отчасти приобретенными факторами |
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ