Локализация основных “центров” внимания

Исследования локального мозгового кровотока (ЛМКТ) позволили локализовать процессы внимания в структурах мозга. Так, оказалось, что префронтальная кора реагирует усилением кровотока при концентрациях внимания на любом стимуле, независимо от его сенсорной модальности (Роланд), фронтальная же кора — в зависимости от модальности стимула (зрительной, слуховой, соматосенсорной) реагирует разными паттернами усиления ЛМКТ. В сенсорных зонах коры ЛМКТ усиливается при концентрации внимания на стимулах, адекватных этим зонам по сенсорной модальности.

С помощью метода позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) Познер выделил две системы внимания: заднюю и переднюю. Задняя, или зрительно-пространственная, система, локализованная в задней париетальной коре, реагирует как на контролирование стимулов, поступающих через зрительный вход, так и на их мысленное представление.

Передняя система внимания, локализованная в передней цингулярной извилине, отвечает за формирование “внимания к действию” и участвует в семантических операциях выбора адекватной реакции.

Возрастные аспекты динамики внимания

Если рассматривать развитие внимания в возрастном аспекте, то следует начать уже с периода новорожденности, когда возникает слуховое и зрительное сосредоточение – соответственно на 2-3-й и на 3-5-й неделе постнатального онтогенеза. Примерно в месячном возрасте на появление мамы или другого близкого человека проявляется так называемый “комплекс оживления” (фиксация взгляда на лице, вскидывание рук, быстрые движения ногами, громкие звуки, улыбка).

В младенческом возрасте совершенствуется зрительное сосредоточение, достигающее к 3-месячному возрасту 7-8 минут, возникает реакция прослеживания движения предметов. В 4-месячном возрасте ребенок уже не просто видит, а активно смотрит, проявляя больше внимания к контрасту, чем к однотонному изображению, к изогнутым линиям, чем к прямым, к концентрическим фигурам, к изломам линий и т.д., т.е. зрительное внимание привлекают контрасты и движения. К 2-3-месячному возрасту у младенца появляется реакция на новизну.

Естественно, внимание продолжает развиваться и в раннем, и в среднем детстве – в течение всего дошкольного возраста. Но серьезный прогресс в этой психической функции

достигается в младшем школьном возрасте (7-11 лет); без достаточной сформированности внимания обучение невозможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников – соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того, в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение.

В подростковом возрасте (11-15 лет) во время пубертатного кризиса внимание страдает, становится более рассеянным, подростки трудно сосредоточиваются на учебном материале из-за доминанты в сексуальной сфере. “Гормональная буря” приводит не только к эмоциональной нестабильности, но и к нестабильности внимания.

В старшем школьном возрасте (15-17 лет), когда наступает период стабилизации личности, на пороге истинной зрелости центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. В этот период внимание также достигает значительного уровня стабилизации, концентрируясь на вопросах, наиболее

значимых для юноши и связанных в основном с его профессиональными интересами, а также с интересами в личной сфере, устремленными в будущее.

Далее, примерно до 50-60 лет, внимание удерживается на плато, колеблясь, естественно, в зависимости от вариабельности функционального состояния, а затем ухудшается. Стареющий человек становится рассеянным при нарушении взаимоотношения между возбудительным и тормозным процессами и при ослаблении их обоих, особенно тормозного.

Лекция 3. Психофизиология познавательных процессов

Параграф 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Общие представления

Проблема памяти является в настоящее время одной из центральных проблем психофизиологии, что объясняется до известной степени нуждами практики – необходимостью использования закономерностей памяти при конструировании “думающих машин”, не говоря уже о роли памяти в интеллектуальной жизни человека. Тем не менее, эта проблема по сей день является одной из наименее решенных.

Память представляет собой сложное явление, слагающееся из трех элементов, трех процессов - запечатления информации, ее хранения и воспроизведения. И любой из этих процессов может нарушаться изолированно от других. Поэтому каждый из них необходимо рассматривать отдельно. След памяти, сформированный в результате обучения, называют энграммой. О необычайно больших возможностях сохранения энграмм говорят опыты с внушением детского возраста, результаты электрической стимуляции мозга и явления феноменальной памяти.

Выделяют разные типы памяти, например, по доминированию сенсорной системы при запоминании и воспроизведении: зрительная, слуховая, моторная и т.д. и смешанная. Особый вид зрительной памяти - эйдетизм (от греческого “эйдос” – образ); эйдетики зрительно удерживают в памяти яркий образ со многими его деталями.

Наши рекомендации