Задача. Используя знания о том, что один из способов работы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь, объясните, как вырабатывают этот рефлекс.
Условный раздражитель – прием алкоголя. Безусловный – препарат, вызывающий рвоту. При выработке условного рефлекса прием небольшой дозы алкоголя подкреплялся введением большой дозы алкоголя подкреплялся введением рвотного препарата. Это сочетание повторяют до тех пор, пока вид и запах алкоголя станут вызывать рвотный рефлекс
Задача. Объясните, как при помощи метода условных рефлексов можно установить, что человек симулирует глухоту?
Нужно доказать, что человек слышит звук, используя для этого реакцию, которую он не может контролировать. Например, можно выработать оборонительный условный рефлекс на звонок. Для этого надо подкреплять звук звонка ударом электрического тока в руку или вливанием в рот раствора кислоты. Через некоторое время обнаружится, что при включении звонка испытуемый отдергивает руку непроизвольно или у него увеличивается слюноотделение. Если удалось выработать условный рефлекс на звук звонка, значит, симулянт его слышит, хотя и отрицает это.
Различия только в преследуемой цели. В данном случае нужно доказать, что человек слышит звук, используя для этого реакцию, которую он не может контролировать. Например, выработаем оборонительный УР на любой звук (звонок, трещотка, метроном, свисток и т. п.). Для этого будем подкреплять звуковое воздействие ударом электрического тока в руку или вливанием в рот раствора кислоты. Через некоторое время обнаружится, что при включении звука испытуемый отдергивает руку (непроизвольно) или у него увеличивается слюноотделение. Если удалось выработать УР на звук, значит, симулянт его слышит, хотя и отрицает это
Задача. Как доказать, что выделение слюны у собаки при виде и запахе мяса является условно рефлекторной, а не врожденной реакцией? Почему такие рефлексы называют натуральными (естественными)?
Новорожденный щенок мяса не ест, поэтому на нем нельзя осуществить проверку. Но, если через некоторое время после рождения щенка кормить любой пищей, но никогда не давать ему мяса, то при первом знакомстве с ним слюна выделяться не будет. Если же мясо хотя бы однажды съедено, то в дальнейшем один вид и запах его будут вызывать слюноотделение. Таким образом, данный рефлекс не врожденный, но в естественных условиях вырабатывается "сам собой". Поэтому подобные рефлексы называются натуральными, в отличие от искусственных условных рефлексов, образуемых в эксперименте.
40. Задача. Проанализируйте ситуацию: И.П.Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в мед.институте. По рекомендации врачей студент перевелся на гуманитарный факультет, после чего нормальное состояние восстановилось. К какому типу нервной деятельности можно отнести данного человека?
Взаимодействуют системы «студент» и «условия обучения». Какой элемент в системе «условия обучения» изменился и тем самым изменил узел пересечения? Установить это нетрудно. Сначала книги духовного содержания, молитвы, умиротворение, а потом – лягушки, кровь, трупы. Очевидно, у молодого человека был резко выражен инертный тип нервной системы (флегматик). Такие люди обычно тяжело переносят значительные изменения жизненных условий и плохо к ним приспосабливаются. Обучение же на гуманитарном факультете гораздо ближе к духовному образованию, что и способствовало выздоровлению.
Критически оцените методы самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния, адекватного конкретной ситуации.
Методы психологической саморегуляции применяются для управления человеком своим психическим состоянием.
Методы
Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса:
· нервно-мышечная релаксация,
· аутогенная тренировка,
· идеомоторная тренировка,
· сенсорная репродукция образов.[3]
Задачами применения данных методов являются:
5. снятие проявлений стрессовых состояний
6. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности
7. предотвращение их нежелательных последствий
8. усиление мобилизации ресурсов. [7]