Задача. Кора головного мозга взрослого человека приобретает свойства функциональной асимметрии. Сформулируйте, какие функции представлены в правой и левой гемисферах?
Левое полушарие (у нормальных праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов. Таким образом, левое полушарие руководит умственным видом деятельности. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные "высказывания". Выключение левого полушария приводит к депрессии, так как оно еще и отвечает за выражение положительных эмоции. Правое полушарие служит для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно, почти не понимает глаголов, абстрактных терминов (таких как здоровье, злоба, радость, религия), не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории.
Оценивая восприятие и обработку информации разными полушариями, их можно характеризовать соответственно (левое - правое) как: консервативное - оперативное (полушария); последовательная - параллельная (информация); аналитическая - синтетическая; вербальное - невербальное; прямо смысловое - метафорическое; алгебраическое - геометрическое; рациональное - чувственное; логическое - интуитивное; историческое - вневременное, мифическое; привычное - новое; временное - пространственное; будущее - прошлое и т.п.
52. Задача. Студент посетил все лекции, успешно сдавал рубежные контроли и на экзамене получил отличную оценку. Объясните, какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена, механизм возникновения данного состояния? Ответ обоснуйте. Приведите примеры.
У студента возникла положительная эмоция.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Положительные эмоции возникают когда информации оказывается в избытке. Эмоции одновременно проявляются: Во внутренних переживаниях, которые субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросит у субъекта, что он испытывает. Но передать словами то, что действительно чувствуешь, бывает трудно. В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.). Оно могло бы на первый взгляд восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек. На физиологическом уровне при переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, тонуса сосудов и мышц, дыхания, потоотделения и других вегетативных функций), а также биохимические сдвиги в организме (типа выделения в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).
29 Назовите современные проблемы экологической психофизиологии.
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека.
В сферу её интересов входят:
разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием разного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма;
создание системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека с учётом норм допустимых отклонений в психическом здоровье;
разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами;
выяснение роли индивидуальных психофизиологических свойств, как усиливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов.
Психофизиология может внести свой вклад в решение задачи сохранения психического здоровья населения, которое согласно ВОЗ входит в определение понятия здоровья. Система контроля здоровья по психофизиологическим и психологическим параметрам может быть реализована в составе экологической службы.
Среди многочисленных экологических проблем в современных условиях одно из ведущих мест занимает проблема психоэмоционального стресса, который возникает в так называемых конфликтных ситуациях, когда субъект длительно ограничен в возможностях удовлетворения своих насущных социальных и биологических потребностей. Эмоциональные стрессы особенно ярко проявляются при работе человека в экстремальных условиях.
Эмоциональные стрессы приводят к стойким нарушениям саморегуляции физиологических функций, создавая предпосылки к развитию психосоматических заболеваний.
Исследование индивидуальной защищённости человека от воздействия экологически вредных факторов показывает, что у различных людей, работающих в одних и тех же экологических условиях, обнаруживается различная степень нарушений психических процессов и состояний. Наиболее типичные проявления психических отклонений, связанных с экологическими факторами, выражаются в нарушениях когнитивных процессов, снижении интеллектуального потенциала, изменениях в эмоционально-волевой сфере, развитии неоптимальных функциональных состояний, ухудшении самочувствия и настроения человека, появлении нервно-психического напряжения, стресса.