Оцените современные проблемы общей, возрастной и дифференциальной психофизиологии.

Задача. У человека в результате травмы головы поражено левое полушарие головного мозга. Объясните, какие функции при этом нарушаются и какие центры расположены в левом полушарии у правшей.

1. Нарушаются речь и движения правых конечностей.

2. Центр речи.

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: при выключении коры больших полушарий человек теряет сознание. Возможен ли такой эффект при абсолютно неповрежденной коре и нормальном ее кровоснабжении?

Нормальное функционирование коры головного мозга зависит не только от ее собственного состояния, но и от состояния ретикулярной формации и неспецифических ядер таламуса. Разру­шение последних приводит к потере сознания в результате паде­ния тонуса клеток коры.

Задача. Укажите, какие нарушения возникают при удалении мозжечка у рыб, птиц, обезьян, если известна следующая информация: мозжечок можно разделить на три филогенетически различные части: древний (вестибулярный); старый (спинальный); и новый (кортикальный). Эти названия показывают, с одной стороны, какая часть мозжечка появилась раньше в ходе эволюции, а с другой, - с какими структурами он связан.

Правило САС. В чем разница между этими животными? На филогенетической лестнице ниже всех находятся рыбы. У них мозжечок в основном связан с осуществлением вестибулярных рефлексов. Поэтому при удалении мозжечка у рыбы нарушается равновесие, при плавании она легко переворачивается на бок или на спину. У птиц мозжечок имеет уже обширные связи со спинным мозгом. При удалении мозжечка у них нарушается не только поддержание равновесия, но и регуляция тонической деятельности скелетной мускулатуры, в которой важную роль играет спинной мозг. Нарушается полет. Наконец, у обезьян и других млекопитающих, у которых важную роль играют связи мозжечка с корой, дополнительно происходят изменения и произвольных движений. Они теряют точность, становятся неуклюжими, размашистыми (например, при ходьбе).

Оцените развитие учения об эмоциях. Критически проанализируйте биологические и психологические теории эмоций.

Психологи́ческие тео́рии эмо́ций — теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зренияпсихологии. Эволюционная теория эмоций

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций учеловека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитиюживого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существуетнепроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, вэкспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдениялегли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ какжизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям иситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, вчастности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудиментыреальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выраженийчеловека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна,что не поддается никакому оспариванию. [1]

Рудиментарная теория эмоций

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы.После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частьюфранцузские позитивисты — Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированнаяпсихология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных иинстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениямиаффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно данной концепции,выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции прибегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются какрудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения.Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то естьэмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теорииприводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразиеэмоционального мира человека.

Теория эмоций Кеннона-Барда

По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений.Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявленийэмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели квыводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус,где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективноепереживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическимиизменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной идвигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.[5]

Биологическая теория эмоций

В соответствии с биологической теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоциисовершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так каку него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущиеэмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод,жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действийсопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как«получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник втечение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативнымипереживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущиеэмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленностьповедения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции,возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигатьпоставленной цели».

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, которыймаркирует программу поведения и придает последней определенную направленность.[8]

Задача. Описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжелое заболевание, возникало нервное расстройство. Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

Меланхолик и холерик

Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь»[1]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[2]. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее[2]. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, писатель Николай Васильевич Гоголь[3], польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский[3]. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью. Аристотель и вовсе утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами[4].

При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость[2][5]. В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании. Меланхолики являются интровертами. Меланхолики страдают от аффективных проблем чаще, чем обладатели других типов темперамента.

Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь»[1][2][3]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[1]. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения[1][2][4]. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике[3]. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова[2], Менделеева.

Холерик — это субъект, обладающий одним из четырёх основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью[5]. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным[4][5].

Иван Петрович Павлов относил холерика к сильному неуравновешенному типу[5]. При отсутствии надлежащего воспитаниянедостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах[5].

Задача. Общеизвестно, что с возрастом люди все меньше и меньше склонны к изменению распорядка и привычек, сложившихся на протяжении многих лет. Объясните, с каким физиологическим механизмом это связано?

С возрастом повышается устойчивость многочисленных, выработанных в течение жизни динамических стереотипов. Одновременно пластичность нервной системы (интенсивность образования новых нейронов и новых синаптических контактов) снижается. Поэтому внезапное изменение привычного распорядка и привычек («ломка» динамического стереотипа) обычно болезненно воспринимается пожилыми людьми.

45. Задача. Критически оцените, могут ли навыки, приобретенные родителями, передаваться по наследству их детям? Приведите доказательства. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в "зоне потенциального развития"(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая - дебильность; средняя - имбицильность; глубокая - идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на внутриутробное развитие плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: применяют лечебный препарат, который снижает повышенную возбудимость коры головного мозга. Установлено, что этот препарат не оказывает непосредственного влияния на корковые нейроны. Предположите возможный механизм действия этого препарата.

Правило АСС. Если препарат не влияет непосредственно на корковые нейроны, значит, он воздействует на какие-то другие образования, которые в свою очередь могут влиять на кору больших полушарий. Очевидно, препарат угнетает нейроны ретикулярной формации, что приводит к уменьшению их активирующего влияния на кору.

Правило Анализ систем структурный: для объяснения особенностей системы, в первую очередь особенностей протекающих в ней процессов, необходимо найти тот ее структурный элемент, который определяет данную особенность системы. Нужно установить связь между особенностями этого элемента и свойствами системы в целом.

Внутренняя афферентация

Потребность, т.е. недостаток чего-то в организме, порождает внутреннюю афферентацию.

Внутренняя афферентация - это сенсорный (афферентный) поток импульсов от интерорецепторов, расположенных во внутренних органах, мышцах, кровеносных сосудах. Интерорецепторы (или интероцепторы) реагируют на изменения во внутренней среде организма.

В блоке мотивации во главе с миндалиной мозга из множества текущих потребностей выбирается только одна наиболее биологически значимая потребность. На её основе формируется поток мотивационного возбуждения.

Добавим к схеме П.К. Анохина представления Ю. Конорского о драйв-рефлексах. Тогда получится, что поток мотивационного возбуждения передается в систему драйв-рефлексов. Драйв - это подготовительное поведение для повышения вероятности исполнительного рефлекса.
В результате драйва организм оказывается в таком месте, или создаёт такую ситуацию, где повышена вероятность нахождения пускового раздражителя и реализации исполнительного поведения, которое даёт желаемый результат и удовлетворяет потребность.

Акцептор результата действия (АРД) = планировщик, активатор, компаратор (сравнитель) и завершатель.

· Планирует ожидаемый результат, точнее - его воспринимаемые параметры.

· Активирует программу действий для достижения этого результата.

· Сравнивает полученные параметры с ожидаемыми.

· Завершает деятельность функциональной системы при совпадении полученных параметров результата с ожидаемыми.

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: в состоянии клинической смерти через 4-6 минут происходит гибель клеток коры больших полушарий, поэтому реанимацию необходимо начинать уже в первые секунды. Каким образом можно продлить продолжительность периода обратимой клинической смерти?

Клиническая смерть – это когда признаков жизни нет, а все органы и ткани тела ещё живы. Клиническая смерть – это обратимое состояние. Биологическая смерть – это когда умирают главные органы человека: мозг, сердце, почки, лёгкие. Биологическая смерть – состояние необратимое.

Без реанимации биологическая смерть мозга наступает через 5 минут после остановки сердца – в тёплое время года, или ~через 15 минут – в холодное время. На фоне проводимого искусственного дыхания и непрямого массажа сердца это время увеличивается до 20-40 минут.

Единственный достоверно определяемый признак клинической смерти – это отсутствие пульса на сонной артерии. То есть, если вы подошли к «поломавшемуся» участнику и обнаружили, что пульса на сонной артерии нет – участник мёртв и нужно немедленно начать реанимацию по схеме АВС.

Не тратьте время на определение реакции зрачков на свет. Во-первых, пробу нужно уметь правильно проводить, а во-вторых, в солнечный день вы ничего не определите достоверно.

Точно также не пытайтесь проверить наличие дыхания с помощью пушинок, ниточек, зеркальца, и т.п. Обнаружили отсутствие пульса – начинайте реанимацию.

При биологической смерти реанимацию не проводят. При появлении признаков биологической смерти во время реанимации – реанимацию прекращают.

Из ранних достоверных признаков биологической смерти следует проверять наличие трупных пятен и (иногда) признак «кошачьего глаза».

Трупные пятна – это изменение цвета кожи на синюшный/тёмно-красный/фиолетово-красный в тех местах, которые обращены вниз. Например, на нижней части шеи, нижнем краю ушей, затылке, лопатках, пояснице, ягодицах. Трупные пятна начинают появляться через 30-40 минут после смерти. При кровопотере, а также на холоде их появление замедляется, либо же их вообще может не быть. Появление трупных пятен – наверное, самый достоверный и реально определяемый ранний признак биологической смерти.

Реанимация должна проводиться на максимально горизонтальной, ровной и твёрдой поверхности. Вися на стене или в трещине эффективную реанимацию вы провести не сможете. Поэтому первым делом уложите участника на (по возможности) ровную твёрдую поверхность. Если реанимация происходит на склоне – то голова пострадавшего должна быть на уровне его ног или немного ниже.

Перед самым началом реанимации нужно хотя бы примерно выяснить механизм травмы и причину смерти – от этого будет зависеть осторожность обращения с человеком, возможность лишний раз его двигать, решение вводить/не вводить какие-либо препараты.

Итак, мёртвый участник лежит спиной на земле, на положенных под спину лыжах, на камнях, на леднике, на полке в крутом склоне. Безопасность спасателей обеспечена.

А – восстановите проходимость дыхательных путей, запрокинув пострадавшему голову назад и подняв рукой шею. Очистите его рот от слюны, крови, воды, снега или любых других инородных предметов.

В – начните искусственное дыхание: пальцами руки, которой надавливаете на лоб, зажмите пострадавшему нос. Накройте губы платком (если есть) и сделайте два полных медленных выдоха с паузой между ними 3…5 секунд. Если вдохнуть воздух в лёгкие пострадавшего не получилось из-за сильного сопротивления, – перед вторым вдохом сильнее запрокиньте ему голову. Если искусственное дыхание проводится правильно – то в ответ на вдох у пострадавшего поднимается грудная клетка, и после вдоха происходит пассивный «выдох».

С – Максимально откройте грудь пострадавшего. Обычно достаточно расстегнуть пуховку и задрать вверх толстый полар/флиску, но если это сделать трудно, – работайте через минимум одежды. Найдите (нащупайте) точку на грудине пострадавшего между её средней и нижней третью. Положите ладонь поперёк грудины, пальцами – на левую сторону, запястьем – в найденную точку. Вторую ладонь положите поперёк первой, с максимальным контактом в области запястья (можно обхватить запястье большим пальцем «верхней» ладони). Участник, производящий массаж сердца, должен склониться над пострадавшим и производить надавливания на грудину всем своим весом. Частота надавливаний – 100 в минуту.

Есть лекарства которые повышают шансы на успех проводимой реанимации. И эти препараты нужно уметь своевременно применять.

Самый эффективный из доступных препаратов – это адреналин. Во время проведения реанимационных мероприятий аптечка появляется к 3…5 минуте активной реанимации, и если к этому моменту сердце запустить не удалось – можно ввести 1 мл адреналина в мягкие ткани под язык (через рот). Для этого запрокидывается голова и открывается рот (как во время искусственного дыхания), и под язык пострадавшему с помощью 2-миллилитрового шприца вводится один мл раствора адреналина. Благодаря тому, что у языка очень богатое кровоснабжение, часть адреналина дойдёт до сердца с венозной кровью. Единственное условие – не прекращающиеся реанимационные мероприятия.

После оживления человека имеет смысл ввести 3 мл дексаметазона в доступную мышцу (плечо, ягодицу, бедро) – этот препарат начнёт действовать через 15-20 минут и будет поддерживать давление и уменьшать выраженность отёка головного мозга при травме.

При необходимости после оживления вводится обезболивающий препарат: Кетанов 1-2 мл внутримышечно, анальгин 2 мл внутримышечно, или Трамадол – 1 мл внутримышечно.

21. Оцените психофизиологические аспекты становления и развития коммуникативного поведения. Приведите примеры коммуникативных нарушений.

Восприятие - сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации. В осуществлении процесса восприятия принимают участие различные области коры, каждая из которых специализированно участвует в операциях приема, анализа, переработки и оценки поступающей информации. Постепенность и неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные ^возрастные периоды. Внимание является одной из важнейших психофизиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процессов воспитания и обучения.

К системе структур, участвующих в этом процессе, относят: ретикулярная формация среднего мозга, лимбическая система, лобные области коры больших полушарий. Генерализованная активация опосредует процессы непроизвольного внимания. С механизмами локальной активации связано осуществление произвольного внимания. Критическим периодом в формировании непроизвольного внимания является 2-3 месячный возраст - ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера. Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных, даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. Это свойственная человеку словесно-логическая абстрактная память. Мотивация - активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Деятельность лимбических структур регулируется лобными отделами коры больших полушарий, с функцией которых связаны формирование высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Коммуникативное расстройство — любое психологическое нарушение, которое влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими. Задержки и нарушения могут варьироваться от простого звукового замещения до неспособности понимать или изъясняться на родном языке. Основная причина подобных нарушений — недоразвитый или искаженный фонематический слух у людей с тяжёлыми нарушениями речи. Именно фонематический слух является основой восприятия, так как его называют тонким и систематизированным слухом, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. При этом, фонематический слух, как неотъемлемая часть физиологического слуха, направляется в основном на то, чтобы соотнести и сопоставить слышимые звуки с их эталонами, хранящимися в памяти каждого человека. В определение коммуникативного расстройства, в основном, входят следующие диагнозы:

· Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

· Нарушение выразительности речи — расстройство, характеризующееся умением изъясняться только простыми предложениями и конструкциями, ограниченный словарный запас. При данном нарушении индивид понимает язык лучше, чем может на нем изъясняться.

· Смешанное нарушение восприятия и выразительности речи — проблемы с восприятием того, что собеседник пытается донести до индивида.

· Фонологические нарушения, которые выражаются в виде постоянных замен и смешения звуков.

· Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек говорит, но не понимает, что именно.

Задача. Критически оцените ситуацию и дайте прогноз: в результате несчастного случая у больного произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич нижних конечностей. Какие еще функции оказались нарушенными?

Последствия спинномозговой травмы зависят от ее тяжести, от того, какие именно клетки спинного мозга пострадали. Повреждение поясничного отдела спинного мозга также имеет свою, определенную клинику:

- периферический (вялый) паралич нижних конечностей в результате поражения передних рогов L1-S2, из которых происходит периферическая иннервация нижних конечностей;

- тазовые нарушения по центральному типу;

- вегетативные сосудисто-трофические нарушения в зоне соответствующих сегментов спинного мозга и ниже.

Повреждение конуса спинного мозга проявляется:

- нарушением функций тазовых органов по периферическому типу в виде истинного недержания мочи, кала;

- анестезией по сегментарному типу в аногенитальной зоне;

- сосудисто-трофическими нарушениями в крестцовой области.

Движение, мочеиспускание, дефекация- будут нарушены!

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: И.П.Павлов, начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают, особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками. В чем причина?

Резкое ограничение афферентных импульсов значительно снижает тонус коры полушарий большого мозга. Особенно чувствительны к этому сангвиники, которым для поддержания свойственного им деятельного состояния необходим постоянный приток информации. В обычных условиях внешние воздействия присутствуют, а в "башне молчания" их нет.

Задача. Сравните, какие из следующих трех утверждений справедливы или несправедливы и почему: 1) Свойства мышцы можно вывести из свойств отдельного мышечного волокна; 2) Свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона; 3) Свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона.

1. Справедливо утверждение вариант “3”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

Задача. Объясните, почему невротическим расстройствам при прочих равных условиях более подвержены меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими типами ВНД?

а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик)

г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)

1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь»[1][2][3]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[1]. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения[1][2][4]. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике[3]. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова[2], Менделеева.

Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь»[1]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[2]. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее[2]. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, писатель Николай Васильевич Гоголь[3], польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский[3]. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью. Аристотель и вовсе утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами[4].

Задача. Критически оцените следующую ситуацию и дайте прогноз: И.П.Павлов, начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают, особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками. В чем причина?

Резкое ограничение афферентных импульсов значительно снижает тонус коры полушарий большого мозга. Особенно чувствительны к этому сангвиники, которым для поддержания свойственного им деятельного состояния необходим постоянный приток информации. В обычных условиях внешние воздействия присутствуют, а в "башне молчания" их нет.

Задача. Сравните, какие из следующих трех утверждений справедливы или несправедливы и почему: 1) Свойства мышцы можно вывести из свойств отдельного мышечного волокна; 2) Свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона; 3) Свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона.

1. Справедливо утверждение вариант “3”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

Задача. Объясните, почему невротическим расстройствам при прочих равных условиях более подвержены меланхолики и холерики. Можно ли говорить о более низкой социальной ценности людей с такими типами ВНД?

а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик)

г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)

1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь»[1][2][3]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[1]. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения[1][2][4]. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике[3]. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова[2], Менделеева.

Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь»[1]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа[2]. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее[2]. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, писатель Николай Васильевич Гоголь[3], польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский[3]. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью. Аристотель и вовсе утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами[4].

При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная

Внутренняя афферентация

Потребно

Наши рекомендации