Неэффективные стратегии (стратегии выживания)

ОСНОВНЫЕ

Замирание («тупить») – «Я не понимаю», «У меня нет вариантов», «А как мне это сделать?», «Вы же коуч, вам лучше знать!» и т.д.

Нападение (агрессия) – «Ой, да ладно!», «Не давите на меня!», «Я не хочу говорить об этом!», «Вы, по-моему, плохой коуч!» и т.д.

Избегание (убегание) – «Ой, а еще у меня возникло пять сопутствующих, но второстепенных тем, и мне не хочется говорить о главном», «Да, когда-нибудь я обязательно конечно попробую это сделать и постараюсь сделать это хорошо»…

МОДИФИКАЦИИ

«Я прав»

«Не рисковать»

«Хорошо выглядеть»

«Откладывать на потом»

«Контролировать»

Контакт, раппорт.

Раппорт – необходимое условие коучингового взаимодействия. При наличии раппорта коуч может оказаться более эффективным, даже если не использует конкретных моделей.

В коучинге без установления контакта эффективность будет сильно снижена.

Как достигается раппорт:

· Краткосрочные методы: метасообщение, поза, ритм, голос и речь.

· Долгосрочные методы: ценности (уметь делать упражнения по ранжированию ценностей), контакт по нейрологическим уровням:

Неэффективные стратегии (стратегии выживания) - student2.ru

  1. Один вуз, одна специальность, в одно время, в одной стране отдыхали…
  2. Чем занимались: йога, танцы, спорт, увлечения…
  3. «Умею вышивать крестиком!», «Я тоже в прошлом математик!», «Люблю походы» и пр.
  4. Общие ценности: семья, дети, Россия, религия. Не усиливаем внимания там, где не совпадаем.
  5. Миссия: делаем одно большое дело: развитие людей, экологически чистый мир и пр.

Возможные уровни установления контакта.

  • Уровень опыта или переживания. «В одном полку служили».
  • Уровень концепции. Картина мира, предположения относительно того, как устроена реальность.
  • Уровень намерения. Здесь предполагается, что клиент чего-то хочет, а коуч совпадает с ним на этом уровне, потому что он хочет клиенту в этом помочь.
  • Уровень мотивации. Если у коуча с клиентом мотивации очень разные, просто прямо противоположны, то естественно ему будет труднее понять человека. Если они совпадают, то понять человека будет легче, но сложнее может быть с выяснением его «слепых пятен».
  • Уровень развития. Если лидер компании захочет с каждым подчиненным встретиться в его реальности, это будет сложно. Ему нужно создать некую свою реальность, которая была бы увлекательна для всех и объединила их одной миссией или целью, т.е. использовать визионерский стиль руководства.

Калибровка

Все люди находятся обычно в течение взаимодействия в различных состояниях. Калибровка –умение понимать, в каком состоянии сейчас находится человек, и замечать изменения состояний. Это умение, которое есть у всех, которое мы используем ежедневно. Это умение стоит того, чтобы его развивать.

Вы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и состояния. Например, если клиент вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа побледнеть, а дыхание стать более поверхностным, тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет, и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.

Порой наши способности к калибровке оказываются настолько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстроен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полагаемся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того, чтобы использовать собственные глаза и уши. Едва ли полезно дожидаться удара кулаком по носу, чтобы узнать, что человек зол, или, увидев сдвинутые брови, предполагать самое страшное.

Вот небольшое упражнение.

Попросите вашего партнера подумать о человеке, который ему очень нравится. В то время как он будет делать это, обратите внимание на позицию его глаз и наклон головы. Отметьте также, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются. Они являются внешним выражением внутренних мыслей.

Теперь попросите партнера подумать о человеке, который ему не особенно нравится. Отметьте изменения в этих знаках. Попросите его думать попеременно то об одном, то о другом до тех пор, пока вы не убедитесь, что обнаружили определенные различия. Вы сейчас калибровали эти два состояния. Вы знаете теперь, как они выглядят. Попросите своего партнера подумать об одном из этих людей, не говоря вам заранее, о каком именно он подумает. А теперь прочтите по физическим индикаторам, о ком он подумал, и скажите ему. Это выглядит как чтение мыслей... Вы можете оттачивать свое умение. Чаще всего мы калибруем бессознательно.

Чем больше вы будете практиковаться в калибровке, тем лучше это будет у вас получаться. Некоторые различия между состояниями будут незначительными, другие будут бесспорными. По мере тренировки все легче будут замечаться тонкие изменения.

Изменения, какими бы малыми они ни были, всегда существуют. Как только ваши чувства станут более утонченными, вы будете обнаруживать их.

Наши рекомендации