Межполушарная асимметрия и речь

Нейроанатомы и нейропатологи, занимавшиеся посмертным изучением мозга, длительноевремя не замечали анатомическую межполушарную асимметрию мозга. Только в 1968 г. Н. Гешвинд (К Ое5с1т№ша) и У. Левицкий (и. Ьеу1г51су) из Гарвардского универси­тета обратили внимание на значительную разницу в размерах пра­вой и левой височных долей. В большинстве случаев участок коры около верхнего края височной извилины, уходящий глубоко в силь-виеву ямку (латеральную борозду) в левом полушарии значитель­но больше. Именно вэтом участке находится центр Вернике — часть задней речевой зоны. Это означает, что у большинства людей речевые структуры локализованы в левом полушарии, а не в пра­вом. Такое утверждение справедливо примерно для 99% правшей и 2/3 левшей.

Дополнительные данные о речевых функциях полушарий были получены в опытах Р. Сперри на больных «с расщепленным мозгом». После рассечения комиссуральных связей двух полушарий у таких больных каждое полушарие функционирует самостоятельно, получая информацию только справа или слева. У них в каждое полушарие поступает только половина зрительной информации:

в левое полушарие — от правой половины зрительного поля, в правое — от левой.

Если больному «с расщепленным мозгом» в правую половину зрительного поля предъявить какой-либо предмет, то он может его назвать и отобрать правой рукой. То же самое со словом: он может его прочесть или написать, а также отобрать соответствую­щий предмет правой рукой. Таким образом, если используется ле­вое полушарие, такой больной не отличается от нормального че­ловека- Дефект проявляется, когда стимулы возникают на левой стороне тела или в левой половине зрительного поля. Предмет, изображение которого проецируется в правое полушарие, боль­ной назвать не может. Однако он правильно выбирает его среди других, хотя и после этого назвать его по-прежнемуне может, т.е. правое полушарие не обеспечивает функции называния предмета, но способно его узнавать-

Хотя с лингвистическими способностями преимущественно связано левое полушарие, тем не менее правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями.Так, если зрительно предъявить название предмета, то больной не испытывает затруд­нений в нахождении левой рукой соответствующего предмета сре­ди нескольких других, т.е. правое полушарие может понимать пись­менную речь.

В опытах Дж.ЛеДу и М. Газзанига (.1. ЬеОи, М. Оа55аш§) на больномС.П., перенесшем комиссуротомию, у которого правое полушарие обладало значительно большими лингвистическими способностями, чем обычно, было показано, что с помощью пра­вого полушария больной может не только «читать» вопросы, но и «отвечать» на них левой рукой, составляя слова из букв, нанесен­ных на карточки.Таким же способом больной С.П. мог называть предметы, предъявляемые ему зрительно в правое полушарие, а точнее, «писать» с помощью правого полушария, составляя слова из букв левой рукой.

Функциональную специализацию левого и правого полушарий головного мозга долгое время считали присущей только человеку, связывая ее с появлением речи, Однако латеральная специализа­ция наблюдается уже у животных, обнаруживая сходство со спе­циализацией полушарий человека.

Левое полушарие птиц, грызунов, хищников и приматов име­ет преимущественное отношение к коммуникативным функциям, заученным формам поведения, тонким двигательным манипуля­циям. Правое полушарие связано с эмоционально-окрашенным и зрительно-пространственным поведением. Левое полушарие важ­но для ориентировочно-исследовательской деятельности живот-

ного, которая ухудшается после удаления левой коры. «Когнитив­ные» медиаторы— ДА, АХ, ГАМ К — преобладают в левом полу­шарии, а медиаторы, наиболее тесно связанные с мотивационно-эмоциональным поведением, — серотонин, норадреналин — в большем количестве находят в правом полушарии.

Звуковые сигналы, издаваемые обезьянами (японскими мака­ками) и используемые ими в общении, лучше дифференцируют­ся левым полушарием. Все это дает основание полагать, что речь могла появиться и в результате совершенствования системы, ис­пользующей звуковые сигналы в коммуникативных целях, кото­рая преимущественно связана с функциями левого полушария.

Таким образом, функциональная асимметрия полушарий фор­мируется на этапах эволюции еще до человека. И, по-видимому, она объясняется различием способов обработки информации, пред­ставленных в разных полушариях. Признаки литерализации полу­шарий появляются у человека с момента его рождения, тогда как у ребенка речь возникает в возрасте 1—2 лет.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ

Мышление представляет собой процесс познавательной дея­тельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции принципиально изме­нило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило воз­можность передачи информации от человека к человеку, но и сде­лало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выра­жены лишь в жестах и мимике, Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совер­шается и формируется с помощью слова.

Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных опе­раций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благо­даря слову картина мира становится более совершенной, диффе­ренцированной, с одной стороны, и более обобщенной — с дру­гой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные при­знаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово пе-272

реводит субъективный смысл образа в систему значений, что де­лает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.

С позиции теории функциональных систем П.К. Анохина основ­ные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со зна­ниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существен­но определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются не­которые представления о том, что прежде всего следует подтвер­дить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного до­казательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального дей­ствия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследова­тельская деятельность субъекта.Она приводит к изменению со­держания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза-Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

У человека различают два основных вида мышления; наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.

Наши рекомендации