Методика «Склонность к экзальтированности»

Методика разработана В. В. Бойко.

Инструкция. На предложенные вопросы нужно дать ответ «да», если вы с ними согласны, и ответ «нет», если не согласны. Свои ответы ставьте рядом с номерами вопросов.

Текст опросника

1. В принципе вы способны восторгаться, восхищаться чем-нибудь или кем-нибудь?

2. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

574 Приложение

3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях?

4. Вы можете сказать о себе: могу полюбить до безумия и могу ненавидеть до глубины души?

5. У вас есть любимые животные, при виде которых вы испытываете чувство умиления, нежности?

6. Есть ли у вас тип людей, которых вы абсолютно не переносите?

7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем?

8. Вызывает ли у вас восторг, потрясение творчество какого-либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.)?

9. Трагический фильм, пьеса или роман могут вас расстрогать настолько, что покатятся слезы?

10. В вашем окружении есть люди, которых вы ненавидите или глубоко презираете?

11. Вы уверены, что большинство людей уступают вам в каком-либо отношении настолько, что не могут сравниваться с вами?

12. Часто ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства?

Обработка данных и выводы. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 10-12 баллов, то у него имеется отчетливо выраженная экзальтированность, 5-9 баллов - тенденция к экзальтированности, 4 балла и меньше - экзальтированность как эмоциональный стереотип поведения отсутствует.

Методика оценки монотоноустойчивости личности

Методика разработана Н. П. Фетискиным. В данной книге предлагается сокращенный мною и несколько видоизмененный в формулировках вариант.

Инструкция, Прочитайте предложенные вам положения и выскажите по каждому из них свое мнение относительно того, характерна ли описанная ситуация для вас (поставьте знак «+») или нет (поставьте знак «-»).

Текст опросника

1. Обычно я без особого усилия могу подолгу выполнять одни и те же действия.

2. При однообразной работе у меня довольно часто появляется осознание бесполезности ее выполнения, бесцельности.

3. Когда я занимаюсь однотипной работой, у меня, как правило, бывает ровное приятное настроение.

4. Я довольно часто испытываю желание менять выполняемую деятельность.

5. При любом занятии мне никогда не бывает скучно.

6. При выполнении однотипных заданий я предпочитаю менять темп работы.

7. Я нередко останавливаюсь на половине пути к успеху лишь из-за того, что не могу выносить однообразия.

8. При выборе задания я лучше предпочел бы малознакомое, чем хорошо мне известное.

9. Перед началом однообразной работы у меня почти всегда бывает унылое настроение.

10. В процессе однообразной работы у меня быстро появляется желание прекратить ее или заняться другим делом.

Приложение 575

11. Отсутствие новизны и разнообразия не убивает мое желание заниматься какой-либо деятельностью.

12. Я никогда не нервничаю от того, что долго занимаюсь однообразной работой.

13. Я нередко ищу повод, чтобы уклониться от однообразной работы.

14. Я легко раздражаюсь и даже злюсь, когда вынужден долго делать одно и то же.

15. Я не люблю часто менять вид работы.

16. Продолжительная однообразная работа меня опустошает. Обработка результатов

По 1 баллу начисляется за ответы «да» по пунктам 1,3,5, 11, 12, 15иза ответы «нет» по пунктам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 16.

Чем больше баллов наберет опрашиваемый, тем выше его монотоноустойчивость.

Методика «Определение эмоциональной направленности* Б. И. Додонова

Методика может использоваться для выявления ведущих факторов возникновения положительных эмоций

Инструкция. Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания.

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать, если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.

2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой.

3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете всем остальным.

- Образец:®, 8, 4, 6, 5, 7, | 2, 1, 10. Если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для вас переживание, заключать номер в кружок не надо.

Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах «лучше - хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать вас одинаково хорошо, если вы ответите серьезно и искренне. Постарайтесь точно выполнить инструкцию.

Перечень переживаний

1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью, безмятежностью жизни.

6. Радость и удовлетворение, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

Приложение

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда обращаешься с людьми, которых уважаешь и любишь; когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и живописи.

Наши рекомендации