Методика «Соревновательная личностная тревожность»
Русский вариант методики разработан Ю. Л. Ханиным (Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983). Она представляет собою опросник, включающий 15 утверждений, из которых 10 (2, 3, 5, 6, 8, 9,11, 12, 14,15 - «работающие», а 5 других (1,4, 7, 10 и 13) - буферные, ответы на которые не учитываются. Отвечающий может дать один из трех ответов по каждому утверждению: почти никогда (А), иногда (Б) и часто (В). Текст опросника
1. Соревноваться с другими интересно.
2. Перед соревнованиями я чувствую себя неспокойно.
3. Перед соревнованиями я боюсь, что не смогу выступить хорошо.
4. На соревнованиях я веду себя как настоящий спортсмен.
Приложен №
5. Соревнуясь, я беспокоюсь, что могу допустить ошибки.
6. Перед началом соревнований я бываю спокоен.
7. В соревнованиях важно поставить цель.
8. Перед началом соревнований у меня в животе возникает странное или неприятное ощущение.
9. Я замечаю, что перед самым началом соревнований сердце у меня начинает биться чаще, чем обычно.
10. Мне нравятся игры, требующие большого физического напряжения.
11. Перед соревнованием я чувствую себя свободно.
12. Перед началом соревнований я нервничаю.
13. Командные виды спорта интереснее индивидуальных.
14. Я начинаю нервничать из-за желания скорее начать соревнование.
15. Перед началом соревнований я бываю весь напряжен. Обработка ответов
Каждый ответ по «работающим» утверждениям оценивается в баллах: для утверждений 2, 3, 5,8, 9,12,14,15 А - 1 балл, Б - 2 балла, В - 3 балла. Ответы на утверждения 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А - 3 балла, Б - 2 балла, В - 1 балл. Итоговый показатель находится в диапазоне от 10 (очень низкая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая соревновательная тревожность).
Методика «Оценка эмоциональности - монотонности преподавателя»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и связана с экспертной оценкой мимических, пантомимических, вербальных и других характеристик преподавателя во время проведения им урока, чтения лекции.
Инструкция. Оцените наличие у данного преподавателя выраженность предлагаемых в карте экспертной оценки эмоциональных характеристик. При заполнении карты сначала оцените наличие характеристики, написанной слева, а затем справа. В середине листа в соответствующей колонке пометьте крестиком наличие либо той, либо другой характеристики. Если не подходит ни та ни другая, крестик поставьте в средней колонке.
Карта экспертной оценки эмоциональных характеристик преподавателя
Характеристика есть нет есть характеристика
Голова приподнятая Голова опущенная
Лицо подвижное Лицо маскообразное
Глаза живые Глаза застывшие
Взгляд заинтересованный Взгляд равнодушный
Руки раскрепощены Руки скованные
Речь: быстрая Речь: медленная
разнообразная однообразная
громкая тихая
разборчивая неразборчивая
свободная затрудненная
эмоциональная сухая
Интонация: возвышенная Интонация: подавленная
жизнерадостная мрачная
Восприятие преподавателя: Восприятие преподавателя: энергичный пассивный
Характеристика | есть | нет | есть | характеристика |
Голова приподнятая | Голова опущенная | |||
Лицо подвижное | Лицо маскообразное | |||
Глаза живые | Глаза застывшие | |||
Взгляд заинтересованный | Взгляд равнодушный | |||
Руки раскрепощены | Руки скованные | |||
Речь: быстрая | Речь: медленная | |||
разнообразная | однообразная | |||
громкая | тихая | |||
разборчивая | неразборчивая | |||
свободная | затрудненная | |||
эмоциональная | сухая | |||
Интонация: возвышенная | Интонация: подавленная | |||
жизнерадостная | [ | мрачная | ||
Восприятие преподавателя: | Восприятие преподавателя: | |||
энергичный | пассивный |
Приложение 563
увлеченный | равнодушный |
веселый | унылый |
возбужденный | вялый |
Изложение материала: | Изложение материала |
интересное | скучное |
Обработка данных и их интерпретация. Посчитайте общее количество крестиков слева и справа и сопоставьте их количественные значения. Чем больше преобладают крестики слева, тем преподаватель более эмоционален, а чем больше справа - тем больше преподаватель монотонен.