Характеристика различных видов лейкоцитов здоровых людей
Вид | Нейтрофилы | Эозинофилы | Базофилы | Лимфоциты | Моноциты | ||
юные | палочко-ядерные | сегменто-ядерные | |||||
Кол-во в % | 0-1 | 1-5 | 50-70 | 2-4 | 0-1 | 20-35 | 5-10 |
в 1 мкл | 0-85 | 40-400 | 2000-6000 | 40-400 | 0-85 | 1000-3000 | 30-800 |
размер клетки(мкм | 10-15 | 10-15 | 12-15 | 8-12 | 8-10 | 15-20 | |
ядро форма | узкое подковообразное | узкое, вытянутое, без сегментации | узкое состоит из 3-5 сегментов | несколько шире, чем у нейтрофилов из 2-3 сегментов | неопред. иногда в виде листа или сегментир. | округлое полиморное | округлое бобовидное, с вдавле-ниями |
неравномерная, крупноглыбчатая | неравномерная, крупноглыбчатая | неравномерная, крупноглыбчатая | неравномерная, крупноглыбчатая | неравномерная, крупноглыбчатая | неравномерная, крупноглыбчатая | равномерная сетчатая | |
окраска | темно-фиолет. | темно-фиолет. | темно-фиолет. | фиолет. | фиолет. | темно-фиолет. | светло-фиолет. |
Цито-плазма | розовая | розовая | розовая | бледно-розовая | бледно-розовая, нередко с размытыми участками | в виде узко-го ободка, реже широ-кая, зона- голубая | обильная бледно-голубая, сероватая |
Зернистость, ее окраска, характер | обильная, мельчайшая, бледно-фиолет. | обильная, мельч., бледно-фиол. | обильная, мелкая, бледно-фиол. | обильная, занимает всю цитопл., крупная, розовая | необильная, неравномерная фиолетов. | практич. отсутств. изредка единичные азурофильные гранулы | практич. отсутствует. Не постоян-на, иногда мелкая азу-рофильная –фиолет. зернистая |
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. При окраске по Гимза-Романовскому в мазке обнаружены лейкоциты с мелкой зернистостью фиолетового цвета и сегментированным ядром. Что это за вид? Какое количество в норме из 100 сосчитанных клеток приходится на данный вид?
2. Найдены лейкоциты с мелкой зернистостью, фиолетового цвета и изогнутым ядром, не разделенным сегментами. Что это за форма? Содержание в норме?
3. Анализ крови показал: содержание ПЯ-нейтрофилов составляет 8%; юных 5%. Как называется это состояние? Когда встречается?
4. В анализе крови нейтрофилов 40%, лимфоцитов — 50%. Может ли это быть в норме у взрослого человека?
5. Изобразите графически соотношение нейтрофилов и лимфоцитов в крови детей, начиная с момента рождения до 15-летнего возраста.
6. В анализе крови 3- месячного ребенка 62% лимфоцитов и 24% нейтрофилов. Есть ли у родителей ребенка повод для беспокойства? Является ли это состояние патологией?
7. У больного появился очаг воспаления. Какие изменения можно обнаружить в анализе крови? Какие формы лейкоцитов встречаются в начале воспалительного процесса и в последующем?
9. В анализе крови тяжелого больного нет эозинофилов. О чем это говорит? При повторном анализе эозинофилы появились. Как расценить анализ?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».
Раздел «Физиология крови». Задачи № 57-104.
Занятие № 30
ТЕМА: СИСТЕМА ГЕМОСТАЗА И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: факторы и условия, изменяющие время свертывания крови; протромбиновое время, протромбиновый индекс;
количество, свойства и функции тромбоцитов;
современную схему свертывания крови.
Студент должен уметь: интерпретировать результаты исследования свертывающей системы;
рисовать каскадную схему свертывания крови;
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что такое гемостаз?
2. Строение тромбоцита.
3. Функции тромбоцитов.
4. Виды гемостаза.
5. Что такое время свертывания крови?
6. Какая разница между протромбиновым временем и протромбиновым индексом?
7. Какие Вы знаете фазы свертывания крови?
8. Протромбиновый индекс в норме?
9. Стимуляторы обратимой агрегации.
10. Стимуляторы необратимой агрегации.
11. Пути первой фазы (образования протромбиназы).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Временный и постоянный гемостаз.
2. Основные механизмы временного гемостаза (тромбоцитарный, сосудистый, коагуляционный).
3. Тромбоциты, особенности строения, физиологические свойства, функции.
4. Современная схема свертывания крови.
5. Механизмы постоянного гемостаза.
6. Понятие о фибринолитической системе.
7. Понятие об антисвертывающей системе крови.
8. Механизмы регуляции гемостаза.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Определение скорости свертывания крови методом Мас и Магро.Цель опыта: научиться определять время начала и конца свертывания капиллярной крови.
Ход работы: на часовое стекло, покрытое тонким слоем парафина, наливают большую каплю вазелинового масла. Определение производят из второй капли крови, полученной из пальца. Кровь насасывают в капиллярную трубку и вводят в каплю масла на часовом стекле. Отмечают секундомером время. Каждые 2 минуты кровь насасывается в трубку. Когда это становится невозможным, отмечают время свертывания. В норме при температуре 15-25°С кровь свертывается через 8–12 минут.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Сосудистая стенка как один из факторов гемостаза.
2. Роль печени, почек и легких в гемостазе.
3. Роль простагландинов в гемостазе.
4. Роль витамина К.