Тема: функциональная система лейкоцитов

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: количество лейкоцитов в крови в норме;

виды лейкоцитозов, отличительные признаки, причины возникновения;

регуляцию лейкопоэза, роль нервных и гуморальных факторов.

Студент должен уметь: вести подсчет лейкоцитов в счетной камере Горяева;

интерпретировать результаты общего подсчета лейкоцитов;

объяснить отдельные манипуляции и этапы подсчета количества лейкоцитов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Нормальное содержание лейкоцитов в крови?

2. Что такое лейкоцитоз?

3. Что такое лейкопения?

4. Почему лейкоциты называют «белыми клетками» крови?

5. Что такое лейкопоэз ?

6. Как осуществляется регуляция лейкопоэза нервными и гуморальными механизмами: непосредственно, опосредованно.

7. Виды лейкоцитозов.

8. Что такое лейкопоэтины?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Количественное содержание лейкоцитов в крови.

2. Лейкоцитоз: виды, отличительные признаки, причины возникновения.

3. Лейкопения: причины возникновения. Агранулоцитоз.

4. Лейкопоэз, его этапы Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза. Лейкопоэтины.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Подсчет количества лейкоцитов(входит в состав общего клинического анализа крови, а также «укороченного» анализа – содержание гемоглобина, число лейкоцитов, СОЭ).

Цель опыта: Освоить методику подсчета общего количе­ства лейкоцитов в крови.

Принцип: подсчет лейкоцитов под микроскопом в опре­деленном количестве квадратов счетной сетки и пересчет на 1 мкл крови (или 1 л), исходя из объема единицы счетного поля и разведения крови.

Ход работы: разводят исследуемую кровь в 20 раз 3% уксусной кислотой, подкрашенной геницианвиолетом. Для это­го в меланжер до метки 0,5 набирают кровь из пальца, а затем до метки 11 – раствор уксусной кислоты. Кислота разрушает оболочки эритроцитов, а краска окрашивает ядра белых клеток. При этом эритроциты становятся невидимыми и не мешают подсчету лейкоцитов. Размешивают и оставляют на 10 минут. (Допускается счет лейкоцитов не более чем через 2–4 часа после взятия крови).

Подготавливают счетную камеру с сеткой и покровное стек­ло, затем притирают стекло к камере, слегка надавливая его таким образом, чтобы по краям стекла появились радужные кольца или полосы. Это свидетельствует о высоте счетного по­ля камеры – 0,1 мм.

Размешивают, удаляют первую каплю, заполняют камеру и оставляют в горизонтальном положении на I мин. для оседания лейкоцитов. Подсчет лейкоцитов ведется в 25 больших квадра­тах, что составляет 400 маленьких.

Лейкоциты удобнее считать при малом увеличении.

Формула для вычисления количества лейкоцитов в 1мклкрови.

тема: функциональная система лейкоцитов - student2.ru ,

где Х – искомое число лейкоцитов в 1 мкл крови;

В – число лейкоцитов в 25 больших квадратах

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Роль лейкоцитов в поддержании целостности и проницаемости клеточных мембран.

2. Роль лейкоцитов в гемостазе.

3. Миграция лейкоцитов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Провели анализ крови на содержание лейкоцитов: 1) на­тощак, 2) после приема пищи. Какие изменения могут быть?

2. Количество лейкоцитов в исследуемой крови 13.109/л. При каких физиологических состояниях это возможно?

3. Количество лейкоцитов в исследуемой крови 1,5.109/л. Как называется это явление? Чем оно может быть вызвано?

4. У больного с ярко выраженным воспалением количество лей­коцитов равно 3,5-109/л. Хорошо это или плохо? Почему?

5. Каким образом можно судить о наличии лейкопоэтинов?

6. Почему перед заполнением камеры Горяева первую каплю сбрасывают?

7. Каковы отличительные признаки физиологического и патоло­гического лейкоцитоза?

8. У новорожденного количество лейкоцитов 16,2. 109/л. Гово­рит ли это о какой-нибудь патологии?

9. Изобразите графически изменение содержания лейкоцитов в крови у детей от момента рождения до 15 лет.

10. Каковы основные причины лейкопении?

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология крови». Задачи № 57-104.

Занятие № 29

ТЕМА: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕЙКОЦИТОВ.

ИММУНИТЕТ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: виды лейкоцитов, их морфологические особенности, функции, количественное содержание, лейкоцитарную формулу;

роль В и Т-лимфоцитов в гуморальном и клеточном иммунитете.

Студент должен уметь: производить подсчет лейкоцитарной формулы;

анализировать особенности лейкоцитарной формулы и содержания лейкоцитов в крови.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. На какие группы делятся лейкоциты?

2. Назовите виды гранулоцитов.

3. Назовите виды агранулоцитов.

4. Содержание нейтрофилов, базофилов, эозинофилов в крови.

5. Функции нейтрофилов.

6. Функции базофилов.

7. Функции эозинофилов.

8. Основные группы нейтрофилов.

9. Классификация агранулоцитов.

10. Содержание моноцитов и лимфоцитов в крови в норме?

11. Функции моноцитов.

12. Функции лимфоцитов.

13. Классификация лимфоцитов.

14. Что такое лейкоцитарная формула?

15. Что такое « сдвиг вправо» и «сдвиг влево» в лейкоцитарной формуле?

16. Клиническое значение лейкоцитарной формулы.

17. Что такое гуморальный и клеточный иммунитет?

18. За обеспечение гуморального иммунитета отвечают: нулевые лимфоциты,

В-лимфоциты, Т-лимфоциты.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Виды лейкоцитов. Морфологические особенности отдельных видов.

2. Физиологическая роль отдельных видов лейкоцитов.

3. Понятие о лейкоцитарной формуле, ее практическое значение.

4. Моноциты, макрофаги, их роль в организме.

5. Система В- и Т-лимфоцитов, их роль в клеточном и гуморальном иммунитете.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Подсчет и анализ лейкоцитарной формулы (л.ф.).в окрашенных мазках крови.

Цель работы. Научиться считать лейкоцитарную формулу путем дифференцирования различных форм лейкоцитов при микроскопии сухих фиксированных и окра­шенных мазков крови.

Ход работы. С помощью объектива малого увеличения находят край мазка крови. Наносят каплю иммерсионного масла и, не меняя положения стекла, переводят иммерсионный объектив т. о., чтобы он погрузился в каплю масла. Подбира­ют с помощью микровинта соответствующее фокусное расстоя­ние. Необходимо просчитать не менее 100 лейкоцитов. Под­счет лейкоцитов осуществляют след. образом: отступив 2–3 поля зрения от края мазка, 3–5 полей зрения вдоль края маз­ка, затем 3–5 полей зрения по направлению к середине мазка под прямым углом, снова 3–5 полей зрения параллельно краю, затем под прямым углом по направлению к краю и т. д., двигая стекло по зигзагу.

Подсчитав около половины клеток на одном крае мазка меняют положение стекла и другую половину клеток считают на противоположном крае. При исследовании лейкограммы необходимо дифференцировать неразрушенные лейкоциты. В табл. №1 представлены основные морфологические особенности различных лейкоцитов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Ферментативная активность разных видов лейкоцитов и ее значение для организма.

2. Роль базофилов в аллергических реакциях.

Таблица 1

Наши рекомендации