Взаимодействие нервных центров.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: структуры, образующие лимбическую систему;
основные круговые связи лимбической системы, их роль;
основные морфофункциональные особенности коры головного мозга, ее зоны;
послойное строение коры головного мозга, «колонковый» и модульный принципы функциональной организации коры;
локализацию основных полей в коре головного мозга;
методы исследования электрической активности мозга;
основные ритмы нормальной ЭЭГ.
Студент должен уметь: объяснить суть экранного принципа функционирования корковых полей;
объяснить механизм латерального торможения и его значение;
объяснить механизм иррадиации возбуждения и ее значение;
объяснить принципы локализации функций в коре больших полушарий.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие структуры древней коры входят в лимбическую систему?
2. Какие структуры старой коры входят в лимбическую систему?
3. Какие структуры мезокортекса входят в лимбическую систему?
4. Какие подкорковые структуры входят в лимбическую систему?
5. Какие особенности нейронной организации имеет лимбическая система?
6. Какие образования лимбической системы являются наиболее многофункциональными?
7. Какие области коры различают в соответствии с ее эволюцией?
8. Какие образования относятся к древней коре?
9. Назовите функции древней коры.
10. Какие образования относятся к старой коре?
11. Назовите функции старой коры.
12. Назовите основные функции новой коры.
13. Где расположена первая соматосенсорная зона?
14. Где расположена вторая соматосенсорная зона?
15. Где расположена первичная зрительная зона?
16. Где расположена слуховая зона коры?
17. Где расположена основная двигательная зона коры?
18. Какие два функциональных состояния характерны для нейронов коры?
19. Что называют латеральным торможением?
20. Что называют последовательной индукцией?
21. Что называют субкортикограммой?
22. Что называют кортикограммой?
23. Что называют электроэнцефалограммой?
24. Назовите основные нормальные ритмы ЭЭГ.
25. Что называют десинхронизацией ритма? вызванными потенциалами?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Лимбическая система, структуры, ее образующие.
2. Роль лимбической системы в формировании мотиваций, эмоций, памяти.
3. Круг Пейпса, структуры, его образующие, функции.
4. Круг Наута, структуры, его образующие, функции.
5. Нейронная организация коры больших полушарий.
6. Структура и функции древней и старой коры.
7. Функции новой коры.
8. Современные представления о локализации функций в коре. Экранный принцип функционирования корковых полей. Модульный принцип функциональной организации.
9. Пластичность и способность к восстановлению функций при повреждении коры.
10. Парность в деятельности коры полушарий мозга. Функциональная асимметрия коры.
11. Методы исследования электрической активности мозга.
12. Кортико-кортикальные, корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Взаимодействие нервных центров.
13. Роль полушарий мозга в реализации высших психических функций (речь, мышление).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опыта.
1. Регистрация электроэнцефалограммы у человека. Цель опыта: научиться регистрировать ЭЭГ человека, дифференцировать различные волны, определять функциональное состояние головного мозга.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - запись колебаний электрических потенциалов, возникающих в головном мозге. У человека ЭЭГ записывают, помещая отводящие электроды на кожу черепа. В зависимости от амплитуды и частоты на ЭЭГ различают волны, обозначаемые греческими буквами. Электроэнцефалограф имеет несколько каналов (до 16), каждый из которых состоит из усилителя, регистрирующего устройства и коммутатора для соединения усилителя с нужной парой электродов, укрепленных на голове испытуемого. Регистрирующими приборами в нем служат чернильнопишущие гальванометры. Кроме того, электроэнцефалограф имеет лентопротяжный механизм, перемещающий бумажную ленту с необходимой скоростью.
Ход работы. Человека помещают в изолированную камеру-комнату, предохраняющую объект от воздействия внешних электрических и магнитных полей. Электрическую активность мозга отводят с помощью специального электродного устройства, которое состоит из отводящих электродов и держателя электродов, выполненного обычно в виде шлема. Электроды должны иметь надежный контакт с кожей, для этого места кожи головы, где намечено наложить электроды, тщательно протирают эфиром и спиртом, чтобы уменьшить сопротивление кожи. Между электродами и кожей кладут тампон с солевым раствором или специальную пасту. Испытуемого заземляют (обычно за мочку уха). Испытуемый садится в кресло в удобной позе, его просят расслабить мускулатуру и не сосредоточивать свое внимание на определенных предметах. Свет в камере гасят. Включают электроэнцефалограф, дают ему прогреться. Коммутатором соединяют электроды испытуемого со входами усилителей электроэнцефалографа. С помощью омметра определяют сопротивление между электродами. Оно не должно быть более 15 Ом. Устанавливают необходимое усиление каждого канала.
У большинства испытуемых в состоянии покоя регистрируются более или менее выраженные альфа-волны (особенно при отведении ЭЭГ от затылочной области). На фоне регистрации альфа-ритма зажигают в камере свет (или просят испытуемого решить арифметическую задачу). При действии раздражителей наступает десинхронизация альфа-ритма, он заменяется более частыми бета-волнами, имеющими меньшую амплитуду колебаний. Зная скорость движения бумаги при записи ЭЭГ, определяют частоту отдельных видов волн и их амплитуду (путем сравнения с калибровочным сигналом).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. История исследований локализации функций в коре головного мозга.
2. Особенности функций лимбики в старческом возрасте.