Современные технические средства снятия стресса

Закрыть глаза, расслабиться, подышать... Какой примитив! И это в наш век электроники, компьютеров и искусственного интеллекта! Автору приходилось слышать подобное из уст людей, впервые столкнувшихся с подобными упражнениями и еще не успевших ощутить на себе их эффект. Людей, являющихся поклонниками техники «до мозга костей». Людей, задававших разумный вопрос: неужели современная наука не придумала ничего эффективного для снятия стресса (имея в виду не таблетку, а какой-нибудь безвредный хитрый аппарат, «черный ящик») вместо всех этих мышечных, дыхательных и прочих рекомендаций, существующих, наверное, со времен каменного века, или в дополнение к ним?

Действительно, искусство медитации существует по крайней мере несколько тысячелетий, со времен индийских Вед и египетских пирамид. (Жил-был в Древнем Египте некий Гермес Трисмегист. И пошли от него все современные «экстрасенсы»... Впрочем, это уже отдельное повествование.)

Уважаемые поклонники техники! Несмотря на кажущуюся простоту конструкции человека (подумаешь - две руки, две ноги, одна голова...), до сих пор не придумано ничего совершеннее и не существует ничего сложнее, чем человеческий мозг. Пусть вас не смущает внешняя простота описанных упражнений. Ведь для их выполнения вы пользуетесь мозгом, этим совершеннейшим аппаратом, на много порядков превосходящим по сложности и совершенству современные творения техники.

И все же справедливости ради нужно упомянуть о том, что веяние технического прогресса неизбежно коснулось и такой специфической области, как снятие и предупреждение стресса, негативных эмоций. В помощь страждущим наука создала ряд приборов (нашим соотечественникам они пока мало известны, а в иных землях применяются с начала 1980-х годов). Основаны они на воздействии на головной мозг электрических импульсов определенной частоты (электротранквилизация, трансцеребральная электронеиростимуляция, она же центральная электронеиростимуляция) или ритмического света и звука, что официально именуется аудиовизуальной стимуляцией — ABC (аппараты Voyager, Minds Eye, Dreamer, Theta+ и другие). Эффект их объясняется действием на организм внешнего стимула в ритме, связанном с собственными частотами мозга, в ритме, вступающем в резонанс с его собственными биологическими ритмами (помните нашу модель организма как пирамиды маятников?).

Когда же подобные методы применимы? Возьмем, к примеру, метод центральной электронейростимуляции (имеется в Виду воздействие на центральные нервные структуры, на головной мозг), осуществляемой с помощью отечественных аппаратов ЛЭНАР, ЭТРАНС и им подобных. (В зарубежных работах принят еще более труднопроизносимый термин — транскраниальная электростимуляция). Среди показаний к применению метода можно назвать следующие:

• снятие стресса и повышение стрессоустойчивости;

• снятие усталости;

• нормализация сна;

• ликвидация нарушений тонуса сосудов головного мозга;

• уменьшение метеочувствительности;

• нормализация самочувствия при гормональных перестройках у женщин (менструальный цикл, климактерический синдром).

Даже незаметное, подпороговое воздействие центральной электронейростимуляции, когда применяется ток очень малой силы, практически не ощущаемый пациентом, оказывает положительный противострессор-ный эффект, повышая возможность организма сопротивляться стрессовым воздействиям (реакция тренировки или адаптации по Гаркави-Уко-ловой-Квакиной). Интересно, что наряду со стрессом, с психоэмоциональным напряжением подобное электроимпульсное воздействие снимает... похмельный синдром. Причем закономерность здесь более глубокая, чем может показаться на первый взгляд. Электрические импульсы определенной частоты «раскачивают» очень важный внутренний мозговой маятник, запускающий выработку собственных морфиноподобных веществ организма — эндорфинов. Кроме того, режимы стимуляции, используемые в современных приборах, влияют также на баланс функциональной асимметрии полушарий мозга (Каструбин Э.М., 1997).

•Тот же эффект может давать и аудиовизуальная стимуляция. Но если в методах электростимуляции используется небольшое число жестко фиксированных частот лечебного воздействия, то ABC - более тонкий и сложный метод.

ABC использует более широкий диапазон частот и гибко модулирует работу мозга, используя известный физиологический феномен усвоения ритма — FFR (Frequency Following Response — Mann J., 1996; Бреже М., 1979). Это является частным случаем более общей закономерности саморегуляции мозга — связывания, согласования собственных биоритмов мозга с ритмом внешних стимулов (Василевский Н.Н., 1970). Те же самые физиологические процессы лежат в основе действия описанных ранее дыхательно-релаксационных упражнений, вызывающих усвоение мозгом медленных ритмов (кратных частоте дыхания, сердцебиения) и способствующих тем самым переходу мозга в состояние пониженного уровня активации. Как справедливо отмечает Д. Сивер, благодаря данному механизму затягивания или захватывания ритмики мозговых волн (Brainwave Entrainment — BWE) аудиовизуальную стимуляцию (AVS) справедливо называть аудиовизуальным затягиванием (AVE). И когда мозг усваивает частоту внешнего ритма, начинает ее повторять, подстраивать под нее собственную активность, то постепенно он переходит в такое функциональное состояние, для которого подобный частотный режим характерен.

В частности, соответствующие режимы ритмической стимуляции и частотного затягивания приводят мозг человека в ИСС, аналогичное достигаемому при глубокой медитации, с остановкой внутреннего диалога, релаксацией и функциональной разрядкой. При этом достигается также и желанное позитивное подсознательное реструктурирование, эффект которого порой бывает просто поразителен. Так, однажды пациентка, обратившаяся за помощью с достаточно серьезными психосоматическими расстройствами, во время первой же процедуры в течение всего нескольких минут вошла в достаточно глубокое ИСС. А непосредственно после выхода из него еще дважды подряд попросила повторить процедуру, чтобы «доработать» свой внутренний конфликт (продолжительность стандартной процедуры была 40 минут). При повторных визитах от первоначальной проблемы почти что не осталось следа, и эффект этот оказался долговременным.

Приведем краткий перечень достигаемых при ABC режимов — различных функциональных состояний мозга:

• сон (полезный режим при бессоннице, особенно в частых поездках);

• покой, расслабление, отдых;

• снятие стресса;

• медитация;

• активизация, концентрация, повышение умственной работоспособности, мобилизация резервов мозга;

• стимулирование памяти, ускоренное обучение и, как без ложной скромности утверждают разработчики приборов для ABC, повышение «творческих способностей» (последнего эффекта автор, испытавший на себе все предыдущие режимы, добиться почему-то не смог).

Важно отметить, что применяемые «сценарии» процедур ABC не ограничиваются каким-либо одним ритмом воздействия. В ходе процедуры используется воздействие нескольких частотных диапазонов, плавно сменяющих друг друга, обеспечивая управление состоянием мозга (Young E, 1993): в начале, как правило, это бета-диапазон, или ритм спокойного бодрствования (13-30 Гц), который постепенно замедляется, переходя в альфа-диапазон, или ритм дремоты и релаксации (8-12 Гц), сопровождаемый поверхностным ИСС; затем, по мере углубления достигаемого ИСС, частота стимуляции еще больше снижается, доходя до «младенческого» тета-диапазона (1-3 Гц). Обратите внимание, что порядок смены этих частотных диапазонов мозговой ритмики во время процедур ABC повторяет в обратной последовательности, как бы в сжатом виде, процесс их возрастного «созревания»: от «взрослой» ритмики — к «детской». Поданным Т. Будзински (Budzynski Т., 1991), ABC применяется и в медицине, в частности, для снятия приступов мигрени и головной боли иного происхождения; для уменьшения других болевых синдромов; для стимуляции иммунитета; для уменьшения симптомов депрессии. Новосибирские ученые (Куряченко Ю.Т. и соавт, 1995) утверждают, что особое значение метод аудиовизуальной стимуляции имеет при лечении длительных и хронических болей: боли в спине, связанные с заболеваниями позвоночника, миофасциальные боли, а также сосудистые головные боли. Эффективность ABC при лечении мигреней подчеркивает особенно большое число авторов (Павленко С.С, Филатова О.В., 1996; Anderson D.J, 1989). Эффективна ABC и при лечении депрессии (Brauchli P. и др., 1995), особенно так называемой сезонной депрессии, возникающей из-за нарушения чувствительных к свету сезонных биоритмов (Путилов А.А., 1997). Здесь необходимо отметить, что антидепрессивным действием в определенной мере обладает и непрерывный яркий свет (процедуры фототерапии). Показано, что при воздействии на центральную нервную систему яркого света снижается эмоциональное напряжение, улучшается сон, происходит нормализация биохимических и неироэндокринных сдвигов, вызванных стрессом (Талицкая О.Е. и соавт., 2000). Обезболивающий и успокоительный эффект ABC применяется и при,посещении стоматолога (Morse D.R., Chow E., 1993). Д. Сивер добавляет к этому списку ряд расстройств, сопровождающихся нарушением медленноволно-вой ритмики мозга: нарушения внимания и памяти в пожилом возрасте и гиперактивность у детей; предменструальный синдром; синдром хронической усталости; фибромиалгия; последствия черепно-мозговых травм. В отечественной медицине ABC начинает применяться и при лечении разнообразных пограничных нервно-психических-расстройств (Семке В.Я. и соавт., 1996), в частности при так называемых посттравматических стрессовых расстройствах (Сериков А.Л., 1998), при астенических состояниях и вегетативной дистонии (Иващенко Е.И., Бугаев М.Ф., 1998).

При этом ABC, при кажущейся внешней простоте, оказывает глубокое воздействие на организм, нормализуя состояние не только нервной, но и иммунной системы (Мастерова Е.И. и соавт., 1999; Белых Г.Н. и со-авт., 1997). Как показали опыты упомянутых американских исследователей (Budzynski Т., 1991), ABC приводит к повышению содержания в спинномозговой жидкости ряда биологически активных веществ, таких как серотонин и эндорфины, обладающих антидепрессивным действием. Важную роль в достижении этих эффектов ABC играет активация субдоминантного (у левшей — правого) полушария (иными словами, активация подсознания), проявляющаяся в возникновении ярких зрительных образов (Budzynski Т., 1991). Но все-таки основной механизм действия ABC — это формирование измененных состояний сознания (Glickson J.. 1991, 1986).

В основе ABC лежат глубокие физиологические закономерности. Наряду с (1) реакцией усвоения ритма, когда частота ритмических процессов мозга начинает повторять частоту внешнего воздействия, еще и (2) бинауральная пульсация, или эффект Монро, когда звуковое воздействие разных частот для правого и левого уха начинает восприниматься по-особому; (3) феномен «раскачки», когда слабое ритмическое воздействие начинает вызывать многократно усиленный ответный эффект; (4) феномены сублиминального, или подпорогового восприятия, (5) возникновение при световой стимуляции синестезий и иллюзорных ощущений (описанных Г. Уолтером) и другие. Все эти механизмы представляют собой проявления универсального резонансного принципа функционирования центральной нервной системы (Данилова Н.Н., 1985), согласно которому взаимодействие между ансамблями нервных клеток построено на общности частот их ритмической активности. Отсюда и возможность использования внешнего ритмического воздействия для управления состоянием мозга, причем подобное воздействие наиболее эффективно, когда его частоты близки к собственным ритмам мозга (Горев А.С., 2000). В таких условиях более восприимчиво к резонансным взаимодействиям с внешними ритмическими сигналами правое, подсознательное полушарие (Федотчев А.И. и соавт., 2000). Его активация лежит в основе важного феномена: у людей, находящихся в состоянии психической напряженности, может обнаруживаться специфическая частота световой стимуляции, которая очень ярко оживляет память о прошлых событиях (Уолтер Г., 1966).

В целом же можно с полным правом сказать, что ABC является нейрофизиологическим программированиемв полном смысле этого термина.

В отличие от электростимуляции и ABC, при использовании которых человек — объект воздействия ведет себя пассивно, методы биологической обратной связи (БОС) требуют активного участия испытуемого. БОС — это применение на практике описанных выше идей У. Джеймса, и его принципа «пассивного воления», и его теории эмоций, основанной на обратной связи между телом и сознанием. Собственно, БОС — это та же психофизиологическая саморегуляция, практикуемая человеком перед зеркалом, в качестве которого в типичном случае выступает дисплей компьютера. Сигналы от чувствительных датчиков преобразуются в удобную форму внешнего представления таким образом, что испытуемый может воочию наблюдать картину собственного пульса, или дыхания, или биотоков мозга. Последнее направление, именуемое нейроБОС — NF, NeuroFeedback — наиболее интересно в плане саморегуляции психологического состояния, а также тренировки резервных возможностей психики (один из современных приборов, используемых для этой цели, символично называется Peak Achievement Trainer).

Метод БОС используется в большом диапазоне случаев — от разнообразных психосоматических расстройств, в первую очередь сердечно-сосудистых (Сохадзе Э.М. и соавт, 1988), до таких тяжелых проблем, как депрессии, алкоголизм и наркомании (Скок А.Б. и соавт, 1996). Говоря о применении нейроБОС для снятия проявлений депрессии, нелишне отметить, что в основе достигаемого при этом положительного эффекта лежит использование закономерностей все того же универсального физиологического механизма решения «мозговых проблем» — функциональной асимметрии полушарий. Причем асимметрии в двух ипостасях — как межполушарной (упоминавшаяся нормализация баланса активности правого и левого полушарий), так и внутриполушарной — формирование баланса активности передних (лобных) и задних отделов полушарий, преодоление возникающей между ними при депрессии разобщенности, или «поперечной блокады» (Стрелец В.Б., 1990; Стрелец В.Б. и соавт., 1996).

В то же время необходимо подчеркнуть, что какими бы изощренными ни были датчики, усилители и компьютерные программы для БОС, по убежденному мнению автора, основной эффект от применения подобных методик достигается тогда и только тогда, когда у испытуемого (или тренируемого?) за счет фиксации внимания на собственных физиологических процессах спонтанно возникает ИСС. Иными словами, БОС — это способ аппаратного, компьютерного усиления возможностей человека погружаться в измененные состояния сознания и их утилизации. Поэтому подобные процедуры — как БОС, так и транскраниальная электростимуляция, и аудиовизуальная стимуляция — приносят более обильный «урожай», если попадают на предварительно подготовленную почву, то есть заранее созданное ИСС.

Еще одну интересную возможность для использования современных компьютеризованных технологий с целью воздействия на подсознание открывает феномен неосознаваемого, или сублиминально-го (подпорогового) восприятия.

Он представляет собой в полном смысле физиологический способ реструктурирования подсознания, тесно связанный с функциональной асимметрией полушарий, «психологической защитой» (Костандов Э.А., 1983) и психокоррекцией. Первоначальные опыты по неосознаваемому восприятию были связаны... с рекламой. Действительно, наглядным и, пожалуй, наиболее известным примером сублиминального восприятия является известный эффект «25-го кадра», когда в демонстрируемый через проектор кинофильм после каждых 24 кадров кинопленки вставляется дополнительный кадр с текстовым сообщением, либо на один экран проецируется одновременно два фильма — один непрерывно, другой — на короткие мгновения (продолжительностью несколько тысячных долей секунды), создавая аналогичный эффект. Этот метод был придуман в 1957 году Дж. Вайкери, специалистом по рекламе, проводившим свои эксперименты над ничего не подозревавшими зрителями в одном из кинотеатров города Нью-Джерси. Не ведающим о том зрителям во время просмотра кинофильма скрыто, в форме 25-го кадра, демонстрировались рекламные призывы наподобие «пейте кока-колу» и «ешьте поп-корн» (американцы привыкли совмещать эти занятия с просмотром кинофильмов). И действительно, эта скрытая реклама срабатывала немедленно... что вызвало бурный интерес не только продавцов, но и психологов (McConnell J.V. и соавт.. 1957).

Почему оказалось эффективным воздействие на человека показываемых на экране рекламных призывов, которые не только не могли быть прочитаны сознательно, но даже присутствие их не осознавалось? (Естественно, что в наше время применение подобных методов допускается только с ведома самого человека — в обучении, в психологической и медицинской психокоррекции.) На сознательном уровне человек в секунду воспринимает в среднем не более 10—12 сменяющих друг друга изображений-кадров. При скорости 24 кадра в секунду отдельные изображения сливаются в целостную картину, на чем, собственно, и основан кинематограф. Что же касается дополнительного кадра, то он не осознается по той простой причине, что сознание с его левополушарным логико-аналитическим способом обработки информации просто не успевает 25-й кадр запечатлеть. В то же время менее инерционные подсознательные, правополушарно-синтетические механизмы восприятия, «схватывающие» целостную картину окружающего, не подвергая ее анализу, фиксируют и этот мимолетный кадр. Соответственно, содержащаяся в 25-м кадре информация воспринимается только на неосознаваемом уровне, обходя критические сознательные фильтры восприятия.

Сегодня, когда техника шагнула далеко вперед, попытки громоздкого «психологического киномонтажа» остались в прошлом. С помощью компьютера воспроизвести «покадровые» феномены стало очень легко и просто.

В Интернете сегодня можно найти множество программ, реализующих методы неосознаваемого, подпорогового (subliminal) информационного воздействия. Правда, теперь это уже не «25-й кадр», а вспыхивающее на доли секунды на экране монитора текст, который на сознательном уровне человек просто не может успеть прочитать (от бдительного ока цензуры восприятия этот текст скрывается с помощью специального эффекта обратной маскировки). Для этого продолжительность предъявления слов или коротких фраз должна быть менее 0,1 сек. (Костандов Э.А., 1983). Подача информации с подобной скоростью, близкой к диапазону альфа-ритма ЭЭГ, обеспечивающей ее подсознательное восприятие, увеличивает объем запоминаемого материала (Куприянович Л.И., 1976). Поэтому метод подпорогового воздействия нашел наибольшее применение для интенсивного изучения иностранных языков (запоминание больших объемов иностранных слов за короткое время), а также для психологической коррекции. В работах американских ученых показано, что подпо-роговое предъявление эмоционально окрашенной информации оказывает достоверное воздействие на эмоциональный фон и отдельные физиологические функции организма. Так, например, при просмотре «сим-биотической» фразы: «Я с мамой вместе» («Mommy and I are one») обнаружено снижение аппетита у людей, страдающих перееданием, за счет того, что снижается внутреннее ощущение покинутости, тревоги (Greenberg А.С, 1992). В отечественной психофизиологии метод интенсивно развивается в работах школы И.В. Смирнова (1995).

Действенность подобного нейрофизиологического программирования на сегодня вполне сравнима с эффектом психотерапии, а именно метода внушения в бодрствующем состоянии.

Психофизиологическая наука и ее практические приложения — разработка методов и приборов для снятия стресса, релаксации, активизации и использования резервных возможностей мозга — не стоят на месте. На повестке дня — создание еще более совершенных технических средств для борьбы со стрессом, сложных компьютерных систем из области так называемой «виртуальной реальности». Но впрочем, для нас, для нашей повседневной реальности, это дело дня завтрашнего, а то и более отдаленного будущего.

Наши рекомендации