Регрессия к периоду новорожденности.
а) Прежде всего «избыточное» дыхание (гипервентиляция), вызывающее некоторый избыток кислорода и недостаток углекислоты в крови. Это состояние подсознательно связано с процессом рождения, с первыми вдохами и криком новорожденного. Подобный метод используется в холотропной терапии по С. Грофу и ребефин-ге по Л. Орру. Здесь же уместно упомянуть и метод «первичного крика» по А. Янову.
б) Монотония, основанная на особенностях физиологических реакций ребенка раннего возраста, например фиксации взора. Этот механизм используется в классическом методе гипнотизации по В. Брэду.
Особого упоминания заслуживают многочисленные целительские, или «экстрасенсорные» приемы индукции кинестетического транса (пассы, «бесконтактный массаж», методика Рейки и др.), подсознательно ассоциирующиеся с «ранней тактильной стимуляцией» или, проще говоря, — с материнским прикосновением к ребенку. Переживание подобных ощущений, связанных с матерью, исключительно важно для грудного ребенка, оно обеспечивает психосоматическое единство с ней (Аммон Г., 2000) и во многом является залогом психосоматического здоровья человека в зрелом возрасте. Использование подобного физиологического механизма дает целительный эффект при многих психосоматических расстройствах. Телесный контакт ребенка с матерью обусловливает и последующее развитие эмоциональных контактов, межличностных связей — бондинга (Krens I., 1999).
Именно слабые, монотонные или медленно меняющиеся ощущения, связанные с изменением мышечного тонуса, лежат в основе описанной ранее методики мышечного расслабления. К ее физиологическому обоснованию теперь уместно добавить, что само состояние покоя и полного мышечного расслабления является также в определенной мере регрессией, возвратом к состоянию мышечного тонуса, характерному для грудного ребенка, который еще не умеет ни садиться, ни ползать, ни даже держать голову.
Как отмечает Я. Рейковский (1979), снятие мышечного напряжения и достижение состояния общей расслабленности с помощью психотерапевтических методов (например, аутогенной тренировки), приводит к ослаблению импульсов, поступающих в центральную нервную систему, вследствие чего тормозятся эмоции защитного характера и снижается уровень чрезмерной активации. Уменьшение потока активирующей мозг стимуляции приводит к снижению уровня бодрствования и связанному с этим изменению состояния сознания, физиологической возрастной регрессии. Немаловажным следствием является то, что на фоне сниженной стимуляции повышается чувствительность нервной системы к слабым раздражителям (упомянутые нами ранее фазовые состояния по Н.Е. Введенскому).
Именно поэтому ИСС, связанное с мышечным расслаблением и замедленным дыханием, является наилучшим для саморегуляции. В подобном состоянии произвольное внимание, направленное в определенный участок тела и сопровождающееся мысленным представлением движения или напряжения соответствующих мышц (идеомоторика) вызывает объективные физиологические сдвиги. Так, показано, что у подготовленных людей (опытных инструкторов психофизической саморегуляции) при фокусировании внимания на определенной группе мышц, сопровождающемся незначительным мышечным напряжением, происходит заметный разогрев соответствующего участка тела (Кельмович М.Я. и соавт., 1991), объясняемый перераспределением кровоснабжения. А отсюда — и возможность «мысленного управления» состоянием вегетативной нервной системы и внутренних органов с помощью соответствующего образного представления — идеовегетатика, по А. Алексееву (1990). Подобные слабые, медленно и плавно меняющиеся ощущения, возникающие при пассивных движениях, используются в телесно-ориентированной психотерапии, в частности, в известной методике танатоте-рапии, разработанной В.Ю. Баскаковым. Он называет подобную технику «телесной гомеопатией», поясняя сравнение с гомеопатией тем, что медленно меняющиеся, минимальные по силе телесные ощущения (аналогичные применяемому в гомеопатии принципу «малых доз») приводят к максимально выраженным изменениям функционального состояния человека, сопровождающимся целительными эмоциональными переживаниями (Баскаков В.Ю., 2001). Сходным образом эти физиологические феномены используются в методе М. Фельденкрайза, в котором основной акцент делается на направленном внимании, или осоз-навании ощущений.
в) Сюда же можно добавить и противоположность сенсорной депри-вации — сенсорную перегрузку: зрительную, слуховую, осязательную, а также связанную с чувством равновесия и положения в пространстве. Эти состояния физиологически ассоциируются с ранним периодом новорожденное™.