Изменяется восприятие собственной личности
Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией (вспомним соответствующее упражнение), в дианетике — экстериоризацией «Я». А затем наше «Я» может и совсем растворяться, как бы воплощаясь в другие объекты в нашем мысленном представлении. Впрочем, это уже характерно для перехода к более глубоким ИСС, нежели транс.
Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, и дает нам возможность действительно познать себя. Понять, что на самом деле лежит в основе наших желаний и поступков. Увидеть, что творится в укромных закоулках и тайниках нашей собственной души, в подсознании. Недаром, по мысли того же П.Д. Успенского, в обыденной жизни (в обычном состоянии сознания) человек «живет как бы на поверхности самого себя, не зная и не осознавая того, что именно находится в его глубине».
В различных ИСС может происходить как расширение сознания (Козлов В.В., 1998), так и его сужение (Кардаш С, 1998). В рамках медицинской терминологии вкратце можно суммировать описанные феномены как аутизацию сенсорной сферы на фоне изменения восприятия времени и гипермнезии (Козлов В.В., 1998; Козлов В.В., Бубеев Ю.А., 1997; Бубеев Ю.А., Ремизов Ю.И., 1996). Чтобы лучше представить, как это происходит на физиологическом уровне, нам необходимо еще раз вернуться к изменениям психологического и биологическго времени, когда человек находится в состоянии транса. Или, в более общем смысле, подробнее остановиться на роли «биологических часов» в развитии ИСС. О том, что роль эта исключительно важна, свидетельствует следующее. Механизмом развития ИСС является синхронизация разных маятников, о которой мы говорили на примере синхронизации ритмов биоэлектрической активности правого и левого полушарий. Помимо этого, развитие ИСС, по-видимому, управляется определенными короткопериодны-ми (или, как их называют, ультрадианными) биоритмами. Так, изменение различных физиологических показателей во время переживания человеком длительных ИСС — по крайней мере, продолжающихся более часа (ребефинг, «Свободное дыхание») — показывает закономерную связь протекания подобных состояний сознания с 90-минутными биоритмами. Эти ритмы особенно ярко проявляются во время сна, определяя чередование периодов медленного сна (сна без сновидений) и быстрого сна (REM, или сна с быстрыми движениями глаз — в это время человек, собственно, и видит сны). Но эти ритмы так же четко прослеживаются и в состоянии бодрствования, например, у грудных детей, когда они тянутся к материнской груди или хотя бы к соске-пустышке. У взрослых эти ритмы... в общем, тоже прослеживаются. Например, когда они тянутся к сигарете. И этот так называемый фундаментальный цикл активности — покоя (basic rest-activity cycle), возможно, связан с периодическими колебаниями динамической асимметрии полушарий. Как в цикле-монаде инь-ян, вечного единства и борьбы противоположностей, в котором они постоянно чередуются, меняясь местами, так и в отношениях полушарий. То одно «командует», а другое покорно ему внемлет. То они меняются местами, когда бывший лидер, притомившись от тяжкого бремени власти, передает «бразды правления» своему подчиненному. Шаг влево — шаг вправо. И так каждые 90 минут... Те же механизмы, возможно, лежат и в основе кратковременных, мимолетныхтрансовыхсостояний —таких, как краткие 90-секундные состояния «осознавания», описанные в гештальт-терапии (Дж. Эйнрайт).
Обязательным условием, скорее даже основой, произвольного (подчеркиваем, произвольного — по собственной воле и за счет лишь собственных усилий) погружения в транс, как, впрочем, и в любое ИСС, является произвольное управление собственным сознанием. В принципе неважно даже, достигается ли это целенаправленно или как побочный эффект, когда целью является не переживание ИСС само по себе, а нечто другое — от целей возвышенно-духовных (совершение молитвенных ритуалов в восточных религиозно-духовных практиках, творческое вдохновение поэта, художника и музыканта, интуитивное озарение мыслителя, погруженного в поиски истины) до приземленно-практических (например, таких, как придание телу нечувствительности к боли в восточных боевых искусствах). Но если вы хотите использовать транс как полезный рабочий инструмент в жизни - то, что официально именуется утилизацией ИСС, — необходимо научиться добиваться этого целенаправленно.
В данном контексте для более глубокого представления о физиологических механизмах трансовых состояний, заложенных самой природой в устройстве мозга, необходимо наряду с дихотомией «левого» и «правого», функциональной асимметрией полушарий мозга, рассмотреть еще одну заложенную в конструкции мозга дихотомию - различия функций передних и задних отделов полушарий.
Регрессия № 1 - эволюционная: назад... к мозгу далеких предков
До сих пор, говоря о функциональной асимметрии полушарий, мы описывали только «поперечную» асимметрию — различия левого и правого полушарий. Не менее важное значение имеет и «продольный», лобно-затылочный градиент асимметрии.
Дело в том, что во внутри мозговом «разделении труда» передние отделы коры полушарий мозга (лобная кора, неокортекс) и их задние отделы (включая и височную, и затылочную, и теменную долю) имеют различную специализацию. Задние отделы производят более простую, черновую работу — сбор и первичный анализ информации, поступающей от органов чувств, которые как бы проецируются на поверхность соответствующих зон коры (в связи с этим последние именуются проекционными зонами). Передние же, лобные отделы без задних «глухи и слепы» — они сами не получают информации о внешнем мире, кроме той, которую им передают задние отделы, в предварительно переработанном виде. Зато передние отделы выполняют наиболее квалифицированную работу, связанную с тонким анализом информации, собственно мышлением и принятием решений (ассоциативные зоны). А.Р. Лурия (1987) в своей схеме устройства мозга называет передние отделы полушарий блоком программирования и контроля, а задние отделы — блоком приема и обработки сигналов внешнего мира — экстероцептивной информации. По мнению К. Прибрама (1982), передние и задние отделы коры играют различную роль в обработке информации. Функцией передних отделов является определение степени знакомства с контекстом, выделение новизны (избыточности) в уже знакомом. Функцией же задних отделов коры является анализ образов (проекционные зоны) и их сравнение на уровне различения альтернатив (первичные ассоциативные зоны). Различия передних и задних отделов полушарий проявляются еще и в том, что они по-разному включаются в межполушарную асимметрию. Деятельность передних отделов более тесно интегрирована, что выражается в большей степени синхронизации их активности (Лазарев В.В. и соавт., 1982; Гриндель О.М., 1966). Все это — различия на нейрофизиологическом уровне; на уровне же личностно-психологическом с передними отделами связываются общие свойства нервной системы, а с задними — ее частные свойства (Небы-лицын В.Д., 1968). Именно такие различия во многом определяют индивидуальные особенности личности человека, описанные нами в главе о психологических типах.
Необходимо уточнить, что сравнительный, топографический анализ активности полушарных «четвертинок» показывает, что в левом полушарии в целом наблюдается большая активность передних отделов, а в правом полушарии, наоборот, — задних отделов. Исследования электрической активности головного мозга при выполнении различных типов интеллектуальных задач, связанных с «левополушарной» (вербаль-но-логической) и «правополушарной» (образной) деятельностью, выявляют «перекрестный» характер полушарной асимметрии, с чередованием усиления активности передних отделов одного полушария и задних отделов — другого (Русалов В.М. и соавт, 1993). Подобные же соотношения, к примеру, выявлены у учащихся — школьников С.А. Изю-мовой (1994), обнаружившей по данным ЭЭГ преобладание активности передних отделов левого полушария при решении рациональных, формализованных интеллектуально-мнестических задач и задних отделов правого — при решении творческих, иррационально-неформали-зуемых задач. Причем на основании привычного распределения мозговой активности, представляющей индивидуальные особенности ЭЭГ, обследованные ею ученики были разделены, соответственно, на две группы — «математиков» и «литераторов» (вспомним деление на «физиков» и «лириков»).
Более того, показано, что подобная асимметрия свойственна не только человеческому мозгу, но и является общебиологической закономерностью (Бианки В.Л., 1989). У людей же, страдающих депрессией, эти соотношения меняются на противоположные: активность ранее «лидирующих» зон угнетается, при этом снимается их влияние на соседние зоны, находящиеся с первыми в конкурентных отношениях. Поэтому бывшие аутсайдеры — передние отделы правого полушария и задние отделы левого — растормаживаются, активируются. Кроме того, происхо-
дит нарушение связей передних и задних отделов полушарий, их функциональное разобщение (Стрелец В.Б. и соавт., 1996). В условиях выраженной психопатологии задние отделы полушарий (особенно правого) становятся источником галлюцинаций, а передние их отделы (особенно левого полушария) — источником бредовых идей. Это коррелирует с такими психофизиологическими характеристиками, как полезависи-мость и поленезависимость (Ялом И., 1999).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для достижения эмоционального равновесия необходима двуединая гармония полушарий — какмеж-полушарная, так и внутриполушарная. В подтверждение можно сослаться на мнение В.И. Хаснулина (1998), который считает, что наиболее оптимальным состоянием межполушарных взаимодействий, позволяющим человеку выдерживать воздействие стрессов, является высокая функциональная активность правого полушария [его задних отделов. — Прим. наше], при условии нормального функционирования левого полушария [соответственно, передних отделов. — Прим. наше]. Именно подобный слаженный и равноправный «дуэт» полушарий обеспечивает полноценную адаптацию человека. И наоборот, нарушение функционирования правого полушария, его недостаточная функциональная активность обусловливает возникновение не только депрессии, но и тревоги (Коростелева И.С, Ротенберг B.C., 1993), да и вообще становится одной из главных причин появления негативных эмоций (Хасну-лин В.И., 1998).
Рассматривая функциональные различия передних и задних отделов полушарий мозга, необходимо сказать и об эволюционных различиях, имеющих немаловажное значение для возникновения измененных состояний сознания. С точки зрения эволюционного развития кора мозга состоит из трех неравных областей. Наиболее старая область носит название, соответственно, «старой» коры, она впервые появляется у рыб. Над ней «надстраивается» следующая область — «древняя» кора, которая в процессе эволюции впервые появляется у пресмыкающихся, в связи с чем носит образное название «мозг рептилий» (P. McLean, 1959; цит. по П.Г. Костюку, 1977). В ходе эволюции эти отделы коры как бы оттесняются внутрь эволюционно наиболее молодой «новой» корой, которая впервые появляется у млекопитающих и находит свое наивысшее развитие у человека, занимая у него почти 96% площади полушарий. «Новая» кора, в свою очередь, тоже неоднородна: именно передние отделы мозга (лобная кора) являются наиболее «новыми». Развитие лобной коры как раз и отличает мозг человека от его ближайших эволюционных «родственников»-приматов. Строение же и функции задних отделов полушарий у человека и приматов близки почти до степени тождества. В этом-то и состоит фундаментальное отличие передних отделов полушарий от задних отделов.
Почему мы столь подробно останавливаемся на этих анатомических деталях? Дело в том, что анатомическая неоднородность коры мозга лежит в основе различных вариантов ее функционирования. И здесь проявляется тот же принцип диссолюции, который был описан ранее: в экстремальных условиях более «молодые» зоны мозга временно «сходят со сцены», передавая эстафету более древним. Считается, что в некоторых — к счастью, редких — ситуациях молниеносного стресса мозг человека на краткое время может как бы регрессировать... вплоть до мозга динозавра, он же маклиновский «мозг рептилий» (подобная схема, в частности, рассматривается в телесно-ориентированной терапии). Более распространенным случаем представляется «антиэволюционная» регрессия функционирования мозга человека до мозга приматов. Подобные состояния могут быть не только драматическими, но и целительными. Дело в том, что в особых состояниях сознания на фоне общего понижения уровня бодрствования происходит сглаживание меж-полушарных различий и выравнивание активности различных внутри-полушарных зон, их синхронизация. При этом лобная кора «засыпает» быстрее, чем задние отделы полушарий. Показано, что в трансовых состояниях, особенно гипнотических, происходит относительное торможение активности именно лобных отделов полушарий (Каструбин Э.М.. 1995). А значит, снимается «диктат» лобных отделов левого полушария, монополизировавших контроль сознания, и мозг функционирует в наступившем режиме «демократии», при котором «большинство», или наибольший вес, имеют задние отделы полушарий. Во-первых, они превосходят лобную кору по площади, а во-вторых, вследствие большей жесткости, большей детерминированности их нейронной структуры (которая по сравнению с лобной корой в большей мере определяется генетическими механизмами и меньше зависит от индивидуального опыта) — по выносливости к различным экстремальным воздействиям. Последние могут быть как естественного порядка (например, резкие сдвиги функционального состояния при остром стрессе), так и искусственного происхождения (наглядный пример — реакция на прием умеренных доз алкоголя, когда лобная кора частично «засыпает», а задние отделы, освободившиеся от ее контроля, растормаживаются).
Тем самым мы сталкиваемся с физиологическим механизмом эволюционной регрессии, благодаря которому при формировании измененных состояний сознания на короткое время происходит своего рода возврат в эволюционное прошлое, переход (разумеется, неполный) от обычного состояния человеческого мозга к «мозгу приматов».
Как пишет И.Н. Калинаускас (1999), для того чтобы пробудить в себе природные («сверхобычные») возможности, «нужно... возбудить в себе животное начало». Выходит, прав был известный писатель Б. Стругацкий (в том числе и с физиологической точки зрения), говоря полушутя, что внутри каждого человека сидит... волосатая обезьяна с ее природными инстинктами. Удивительно, но еще в 1940-е годы Ли Брэкетт в своих произведениях в жанре научной фантастики говорила о желании людей на время совершить эволюционный «прыжок в прошлое», или «вернуться к своему изначальному состоянию, потому что цивилизация, которую они взвалили на свои плечи, оказалась слишком тяжелым для них бременем».
Впрочем, возврат в подобное состояние, когда стираются различия активности передних и задних отделов полушарий, на короткое время бывает просто необходим для снятия усталости и напряжения.
Упражнение «Немного кинезиологии, или Держите голову... в руках»
Концентрация внимания на телесных ощущениях в области головы или, по выражению Ч. Брукса (1997), «чувствование собственной головы», помогает нормализовать эмоциональное состояние. В этой области, пожалуй, наиболее часто проявляются телесные «сигналы» подсознания. Фокусирование на них может помочь человеку вступить в контакт со своими подсознательными процессами и найти внутреннее согласие с ними. Предлагаемое ниже упражнение, известное в кинезиологии под названием «фронтально-окципитальной [т.е. лобно-затылочной] коррекции» (Сиротюк А.Л., 2000) представлено в нашей модификации. Оно направлено на то, чтобы способствовать выравниванию баланса передних и задних отделов полушарий, наряду с межполушарным балансом. Для этого рекомендуется:
1) «Приглушить» активность передних отделов полушарий при одновременной синхронизации, углублении ее связи с активностью задних отделов. С этой целью необходимо направить все внимание на ощущения, на непосредственный сенсорный опыт, тем самым временно оградить сознание от словесно-оформленных мыслей.
2) Активировать работу задних отделов полушарий. Для этого нужно одновременно, синхронно задействовать функционально различные их зоны, специализирующиеся на разных видах ощущений (рис. 13).
В первую очередь это собственно телесные ощущения (кожное и мы-шечно-суставное чувство), которые проецируются на «экраны», занимающие теменную долю полушарий мозга. Главный из них — область постцентральной извилины (помните «человечка Пенфилда»?). Если же ощущения связаны с движениями, хотя бы представляемыми мысленно, то подключается еще и дополнительный «экран» в области верхней теменной дольки. (Кстати, при движениях, включая мысленную подготовку к ним, активируется еще и соответствующая двигательная зона мозга, расположенная в области прецентральной извилины лобной доли полушарий). «Экран» для проекции звуковых ощущений находится в области височной доли, для зрительных ощущений — затылочной доли.
Рис. 13. Мозговые «экраны» - анализаторы телесной чувствительности (а), зрения (б) и слуха (в)
Для большей активации перечисленных зон мозга при выполнении упражнения целесообразно:
а) Совместить несколько очагов возбуждения в области проекции тела на кору мозга (постцентральной извилины) пространственно (топически). Для этого можно задействовать одновременно два участка, два «экрана», соответствующих лицу и кисти руки.
б) Совместить по времени, синхронизировать различные виды ощущений так, чтобы они взаимно усиливали друг друга. При этом «включается» физиологический феномен синестезии, традиционно применяемый в психотерапевтических методиках, например, НЛП (О'Коннор Дж., Сеймор Дж., 1997).
Предварительно мысленно «разогрейте» кисти рук (вспомните упражнение «Дыхание через ладони»). Итак, вначале сосредоточьте внимание на телесных ощущениях в области лба и затылка. Для того чтобы дать вниманию соответствующую пищу, создайте эти ощущения своими собственными руками—в буквальном смысле. Поместите одну ладонь в области лба — так, чтобы она не соприкасалась с кожей лица, а находилась от него на небольшом расстоянии, а другую расположите в области затылка. (При выполнении упражнения в положении лежа эта рука «закинута» за голову.) Расстояние должно быть таким, на котором чувствуется исходящее от ладони слабое тепло (обычно это промежуток 0,5-1 см). Понаблюдайте за ощущением тепла в области лба, представьте, как оно распространяется в область затылка. Установите ровный, спокойный ритм релаксационного брюшного дыхания с замедленным выдохом (живот приподнимается и опускается как бы сам собой). Постарайтесь уловить пульсации тепла, возникающие в связи со вдохом и выдохом. Усильте эти естественные колебания ощущения с помощью небольших движений ладони, слегка отдаляя ее от лица на вдохе и приближая на выдохе. Постепенно добейтесь ощущения пульсирующего тепла, равномерно наполняющего голову, от лба до затылка.
Теперь настала очередь слуховых ощущений. Прислушайтесь к звукам, окружающим вас, представляя, как будто они волнообразно нарастают и приближаются вместе с вдохом и стихают и удаляются на протяжении выдоха. (Можете просто прислушиваться к звуку собственного дыхания.)
Далее — ощущения зрительные. Итак, представьте монотонный зрительный фон — мысленный «экран» приятного цвета, яркость и освещенность которого также волнообразно усиливаются на вдохе и ослабевают на выдохе (для облегчения задачи можно использовать образное представление — как будто во время выдоха перед вашими глазами включается источник света, а во время вдоха свет гаснет). Для усиления ощущений к этому можно добавить активизацию участка коры мозга, связанного с движениями глаз (корковый центр взора), производя вращение глазами синхронно с дыханием (прием В. Райха).
Позвольте вниманию поочередно переходить, переключаться от одного вида ощущений к другому с промежутком 1-2 мин. После некоторой практики постарайтесь совместить ощущения всех трех модальностей таким образом, чтобы все они — пульсирующее тепло, волнообразно «плавающий» звук и ритмически мерцающий цветовой фон — синхронизировались с ритмом дыхания. Побудьте в этом комфортном состоянии несколько минут.