Глава 1. стресс как особое эмоциональное состояние человека
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА
В трудах Г. Селье, стресс определен как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (15, 11). Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. При благоприятных условиях стресс может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние эмоционального напряжения, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Без стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, равнозначна смерти (15, 8). Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. На основе этого Г. Селье выделил: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс.
Эустресс | Дистресс |
> положительный стресс > сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм > активизирует познавательные процессы и процессы самосознания, осмысления действительности, памяти | > отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом > характеризуется утомлением, раздражительностью, снижением работоспособности > проявляется в чувстве безысходности, тревоги > может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (синдрому хронической усталости, депрессии,) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, повышенному давлению, сердечно-сосудистым заболеваниям) |
Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (15, 23)
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в дистресс (15, 23).
Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, признаками которого являются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; частое появление болей (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; отсутствие прежней радости в работе; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, то есть стать стрессором. Стрессор – фактор, вызывающий стресс (15, 56). Стрессорами могут быть психологические, физиологические, социальные явления.
Стрессоры | ||
Физиологические | Социальные | Психологические |
> болевое воздействие > высокая/низкая температура > чрезмерная физическая нагрузка > шум > прием лекарственных препаратов | > общественные > экономические > политические > семейные (развод, рождение ребенка) > перемены на работе/учебе | >информационная перегрузка > созревание |
Таким образом, Г. Селье положил начало в исследованиях о стрессе. Отечественными последователем является Ю.В. Щербатых. Существуют физиологические, психологические и социальные условия возникновения стресса, которые могут переходить в эустресс или дистресс.