Casuariiformes – теория и практика
Часть I: лекция
Эму и казуары относятся к отряду казуарообразных. Раньше систематики относили эму к страусам, но потом раскаялись. Впрочем, и страусы, и казуарообразные относятся к одному подклассу бескилевых птиц, отказавшихся от полета еще 65 млн. лет назад, быстро заняв в экосистеме место как раз вымерших тогда небольших двуногих ящеров.
В облике и строении бескилевых птиц много от динозавров: бородки их перьев лишены крючочков и служат исключительно для термоизоляции; они более мягкие и гибкие, чем у других птиц, и издали напоминают мех. Главный палец рудиментарных крыльев заканчивается когтем, который африканские страусы даже используют для обороны. Маховые перья редуцированы, а
Специализированные хвостовые вообще отсутствуют. Самки бескилевых птиц крупнее самцов и ярче окрашены, а насиживанием и воспитанием птенцов занимаются самцы.
Казуары (трех видов) обитают во влажных лесах Новой Гвинеи и северо-востока Австралии. Рост их, в зависимости от вида и пола, от полутора до двух метров в высоту, а вес может достигать 60 кг. Название птицы происходит от папуасского kasu weri, что означает «рогатая голова» – из-за рогового гребня на голове, называемого шлемом. Шлем им нужен, чтобы пробиваться через подлесок во время бега, нагибая голову, и, возможно, чтобы громче гудеть – внутри он губчатый. Казуары и эму (последние, правда, прекрасно обходятся без шлема) разговаривают гулким низкочастотным рокотом, напоминающим усиленное во много раз голодное бурчание в животе. Коготь внутреннего пальца на ноге казуара имеет длину до 12 см. По форме не такой, как у динозавров, но и им казуар способен серьезно покалечить и даже прикончить человека – случаи бывали. Книга рекордов Гиннеса издания 2004 г назвала казуара самой опасной птицей на Земле. Во время Второй мировой войны американские и австралийские военные, располагавшиеся в Новой Гвинее, были проинструктированы о том, чтобы избегать контакта с этими птицами (у австралийской армии к тому времени уже был недавний неудачный опыт противостояния с казуарообразными – об этом чуть ниже).
Вот он, этот ужасный коготь. Шипы, торчащих из тела птицы – это рудименты маховых перьев. Папуасы считали их лучшим украшением для пирсинга носовой перегородки. О казуарах они слагали песни, рассказывали сказки, откармливали их в неволе на мясо и даже торговали ими с моряками из Юго-восточной Азии, причем один казуар шел порой по цене восьми свиней; так эти птицы попали на некоторые острова Индонезии.
Впрочем, нападения казуара на людей происходят только при самозащите или защите птенцов. Нападению обычно предшествует поза угрозы, в которой казуар вздымает перья и наклоняет к земле голову, его шея надувается, а тело начинает дрожать. Если за этим следует фактическая атака, казуар бьёт одновременно обеими ногами. В обычной же ситуации казуар застенчив, нелюдим и скрытен, обитает в чаще и, обладая чутким слухом и зрением, успевает скрыться в зеленоватой полутьме задолго до появления человека. Так что известно о них довольно мало, и в основном по результатам наблюдений в неволе.
Казуары (как и эму) способны развивать скорость до 50 км/ч, прыгать на полтора метра в высоту и любят купаться. Они хорошо плавают и даже иногда ловят рыбу, причем, говорят, очень своеобразным способом (хотя мне кажется, что это байки): птица садится в воду и сидит так примерно полчаса, потом выходит на берег. Несколько раз отряхивается, и из-под перьев сыплются маленькие рыбки. Обычно же казуары питаются упавшими или растущими у земли фруктами (семена некоторых растений распространяются исключительно казуарами и способны прорасти, лишь пройдя через кишечник птицы), жрут грибы, улиток, насекомых, мелких позвоночных и иногда падаль. Кормясь, они медленно бродят вдоль знакомых, ими же протоптанных тропок по своему участку, на котором знают каждый закоулок. Оживают казуары рано утром, во второй половине дня и лунными ночами, а днём обычно таятся в специальных местах.
В Австралии казуары под охраной, при этом на дорогах, где возможно их появление, можно встретить соответствующие предупреждающие знаки, а территории национальных парков, где водятся казуары, во избежание инцидентов с обеих сторон закрыты для свободных посещений. Не связывайтесь с казуарами. Что касается эму, населяющего Австралию и Тасманию, то его рост составляет где-то метр восемьдесят, а вес – около 55 килограммов. Смертоносного когтя на ноге у него нет, но и без него мае-гири в исполнении эму способно поломать человеку кости или уложить на месте собаку. Эму всеядны, как и казуары, но, в отличие от последних, кормятся в дневное время суток, даже в самую жару, и предпочитают более открытые ландшафты – главное, чтобы рядом была вода. В исключительных случаях они могут обойтись несколько дней и без воды, питаясь суккулентами.
Пасутся эму поодиночке или парами, но иногда сбиваются группы до десятка птиц. Такие табунки могут кормиться по соседству, не обращая друг на друга никакого внимания. Внутри группы тоже не происходит никаких видимых социальных взаимодействий.
Всего полтора века назад Брем описал шесть видов эму, сегодня остался один – остальные, обитавшие в самой Австралии и на близлежащих островах, были попросту пожраны понаехавшими европейцами. Оставшийся единственный вид оказался покрепче, и вымирать пока не собирается, чем бесит земледельцев – в засушливый сезон птицы в поисках пищи и воды мигрируют в сельскохозяйственные районы и устраивают потравы на полях и пастбищах.
В 1932 году по настоянию фермеров началась настоящая война против эму с использованием военной артиллерии. Планировалось уничтожить 20 000 птиц. Несчастных птиц гнали вдоль оград и заборов, пока они не оказывались в зоне поражения армейских пулеметов и гранат. Однако эму проявили себя весьма достойными противниками и экспертами в области как маскировки, так и стратегии. Они быстро отступали и рассредотачивались маленькими маневренными группами. В результате целого месяца беспощадной и бессмысленной травли военным удалось уничтожить… 12 особей, после чего Королевская артиллерия Австралии была вынуждена объявить о своем поражении и капитулировать.
Фермеры почесали репы и принялись строить ограждения вокруг полей, что оказалось куда более эффективным средством, чем артиллерия. Эму они продолжают по мере сил уничтожать, однако угрозы исчезновения этого вида пока нет, он встречается по всей Австралии, посему перейдем к практическому занятию.