Пример внеклассной работы: диспут по принципу дебатов
Диспут требует тщательной предварительной подготовки, должен проводиться по жестким правилам, поэтому здесь отсутствует элемент непредсказуемости и живость непосредственного восприятия. Проводился диспут по принципу дебатов. Целью таких дебатов, помимо сбора информации, является подготовка будущего учителя к рациональному использованию своих интеллектуальных способностей и умений для свободного и корректного высказывания своего мнения по конкретным вопросам, не навязывать своего мнения другим, а аргументировано убеждать и таким образом способствовать развитию мыслительных потенциалов. Они направлены на формирование критического типа мышления и базируются на использовании логических операций: индукции, дедукции, аргументации, умозаключении по аналогии, доказательстве и опровержении.
В обществе рыночных отношений посредством таких дебатов создаются рынки идей, где идеи выдвигаются и конкурируют друг с другом. Участники дебатов оттачивают интеллектуальные и коммуникативные умения, генерируя идеи и облекая их в адекватную языковую форму. В результате таких обсуждений лучшие идеи отстаиваются и выдвигаются на первый план, худшие остаются в тени.
Студентам-слушателям дебатов отводится не менее важная роль, они должны воспринимать не только идеи, но и методику цивилизованного спора, обсуждения. В процессе дебатов студентам прививается культура вести диалог, спор. Даже если люди не согласны друг с другом по частным вопросам, это не должно приводить к конфликтам, человеческие отношения остаются нормальными, люди учатся уважать чужое мнение.
Участники дебатов, готовясь к ним, тщательно и всесторонне изучают тему, собирают много научного и фактического материала, подкрепляют его, если возможно, примерами из собственного жизненного опыта. Это позволяет не только хорошо изучить предмет спора, получить знания, но и обрести уверенность в себе для дальнейшей деятельности и жизни в демократическом обществе.
Методика проведения диспута в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключалась в том, что за две недели до этого события студентам сообщалась информация о способе проведения такого мероприятия и выбиралась конкретная тема для обсуждения. В группе обсуждаются и выбираются кандидатуры 6 участников диспута, которые делятся по 3 человека. Остальные студенты представляют собой «жюри», которое будет критически оценивать ход дискуссии и качество аргументации и делать выводы (это не должна быть пассивная часть группы).
Студенты готовятся к диспуту самостоятельно, предварительно определив цели высказывания, т.е. какую точку зрения будет отстаивать та и другая команды. Остальные участники диспута должны быть хорошо знакомы с темой, подготовить и продумать возможный ход аргументирования, чтобы лучше выполнять роль критиков. Преподаватель в дискуссии не участвует, он следит за регламентом и порядком в аудитории.
Этапы диспута:
1 этап. Представление начальной информации, исходных данных и гипотез с обеих сторон поочередно. После высказывания каждой стороны, она подвергается перекрестному допросу стороной соперника.
2 этап. Развитие аргументации с обеих сторон поочередно с последующими вопросами.
3 этап. Заключительное слово каждой стороны с критической оценкой аргументов противника и своими выводами.
4 этап. Оценочные суждения «жюри». Обсуждение может быть двух видов: либо каждый член «жюри» имеет право высказать свое мнение, либо после конфиденциального обсуждения «жюри», слово для выступления предоставляется кому-то одному.
Преподаватель в заключении комментирует данный вид работы, отмечает сильные и слабые стороны подготовки и проведения полемики.
Представим краткое содержание вопросов диспута «Что мы понимаем под дистанционным образованием?».В работе по подготовке диспута кроме материалов, взятых из сети ИНТЕРНЕТ, было использовано учебное пособие для вузов «ИНТЕРНЕТ в гуманитарном образовании» под редакцией Е.С. Полат.
Основные положения, рассматриваемые на диспуте.
Дистанционное обучение (ДО) делает лишь первые шаги в нашей стране. Но уже существуют курсы для учителей, школьников, студентов и преподавателей вузов. ДО как современная, значительно усовершенствованная форма заочного образования отличается от традиционного очного образования двумя основными моментами:
· в системе дистанционного образования интерпретатором знаний является в основном обучаемый, а в очном – преподаватель;
· социально-психологическая среда дистанционного образования существенно меньше, чем в традиционном очном образовании, регламентирует и дисциплинирует действия обучаемого.
Используемые в ДО дидактика и методическое обеспечение учебного процесса должны способствовать более эффективному усвоению учебного материала, когда стираются междисциплинарные барьеры, активизируется и развивается системное мышление. Высокий интерес к обучению оказывается более действенным, чем любые другие мотивации. ДО на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе.
Если говорить о педагогическом аспекте проблемы, а именно она и представляется нам наиболее значимой при организации новой формы обучения, акцент делается на слове «обучение». Обучение – это, прежде всего, процесс общения. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся. Это двуединый процесс. Значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM.
В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Даже в компьютерных программах, мультимедийных программах CD-ROM, интерактивных по самой своей сути, эта интерактивность заключена в самом средстве, в его технологии, но не в процессе обучения. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.
За последние годы ДО становится все более популярным. Это заметно по количеству сайтов, на которых представлены многочисленные курсы. Отечественные образовательные серверы в качестве курсов ДО чаще выдают либо конспекты лекций, либо цикл лекций по отдельным дисциплинам. К ДО такие материалы не имеют отношение. ДО предусматривает взаимодействие учителя и учащегося.
При ДО очень важно обеспечение эффективного управления этим обучением, т.е. необходима надежная обратная связь. Важно также, чтобы учащиеся, обучающиеся дистанционно, могли общаться как с учителем, так и между собой. Отсюда вытекает необходимость использования таких педагогических технологий, которые бы предоставляли возможность создавать виртуальные классы и виртуальные вузы со всеми возможными способами общения участников учебного процесса (это тема нашей внепрограммной дискуссии).
Большой интерес вызвала проблема, связанная с технологиями, которые можно и нужно использовать при ДО, их эффективность и целесообразность. Обсуждалось содержание обучения в сотрудничестве, метод проектов, разно-уровневое обучение с учетом обученности учащихся.
В заключение диспута совместно с преподавателем был сделан вывод о различных целях создания и развития ДО в настоящее время. Обучение дистанционно дает возможность решить такие проблемы, как подготовка по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения; углубленное изучение программных тем ликвидация задолженностей по предметам, как в школе, так и в вузе. Важным моментом является решение социальных проблем, создается возможность получить образование детям с отклонениями в физическом развитии. С помощью ДО может быть осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, а также повышение квалификации учителей и преподавателей вызов.
Особое внимание было уделено участниками диспута рассказу о лаборатории дистанционного обучения Института общего среднего образования. В этой лаборатории разработаны различные курсы дистанционного обучения по иностранному языку и истории для школьников, курсы повышения квалификации для учителей. Обучение проводится под руководством авторов разработанных курсов. Вот некоторые примеры, «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования» (авторы: д.п.н., проф. Е.С.Полат, к.п.н., с.н.с. М.Ю.Бухаркина и к.п.н., с.н.с. М.В.Моисеева); «Новые педагогические технологии» (автор д.п.н., проф. Е.С.Полат); «Координатор дистанционного обучения» (автор к.п.н., с.н.с. М.В.Моисеева).
И последний момент, который вызвал наибольший интерес – это возможность получения дополнительного образования за границей с помощью ДО (во многих университетах США существуют колледжи дистанционного обучения, например, в университете Миннесоты существует возможность получения академической степени).
Литература:
1. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Программы: Физико-технические кружки. Физические производственно-технические кружки. М., 1987.
3. Программы: Технические кружки по электронике, автоматике, информатике, вычислительной и микропроцессорной технике, кибернетике. М., 1987.
4. Браверман Э.Э., Данюшенков В.С. Внеурочная работа по физике: кружки, игры, эстафеты. М., 1994.
ЛЕКЦИЯ 14
ПРОВЕРКА ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся по физике