Физико-технических кружков
Основная форма систематической внеклассной работы является предметный кружок: физический, физико-технический, технический. Кружок работает регулярно с постоянным составом учащихся и позволяет учителю решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года.
Гибкость организационных форм кружковой работы, возможность варьировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Максимальный учет склонностей и возможностей каждого ученика – залог успешных результатов в деле развития способностей и формирования устойчивого интереса к предмету.
Три главные направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское – наиболее полно проявляется именно в кружковой работе.
Для успешного руководства кружком учитель должен:
- обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями в области физики и техники;
- иметь определенный минимум практических умений и навыков;
- обладать навыками в конструировании приборов, технических устройств и моделей;
- владеть основами методик организации и проведения различных внеклассных мероприятий.
Руководитель школьного физико-технического кружка, выбирая увлекательную тему и разрабатывая ее, должен так строить работу, чтобы учащиеся сталкивались с цепочкой трудностей и осуществляли творческую деятельность. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.
Программы для кружков составляются преимущественно в двух вариантах на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 45 минут (для старшеклассников целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.
На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть – докладам, выступлениям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями можно проводить индивидуальные консультации.
К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Опыт вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность показывает, что эффективность ее зависит от выполнения ряда основных педагогических требований, и в первую очередь от посильности предлагаемых учащимся творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса.
Требования результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность.
Для распространения влияния кружковой работы на большее число учащихся можно сделать посещение занятий кружка открытым для всех учащихся. Кружок (особенно кружок старшеклассников) может стать центром всей внеклассной работы по физике в школе. Участники широко привлекаются к организации и проведению олимпиадных вечеров и технических выставок.
Массовые формы внеклассной работы по предмету: технические конференции, организации вставок, конкурсы и олимпиады, вечера по физике.
Технические конференции. Цель – популяризация новейших достижений производства, передовых методов, ознакомление с новыми образцами, вопросами организации производства.
Подготовка к конференции включает в себя выполнение следующей работы:
1. составление программы, определение тем, последовательности основных докладов и выступлений;
2. подбор выступающих по каждой теме, подбор материалов, литературы, наглядных пособий, прикрепление к учащимся консультантов-учителей;
3. подготовка всех учащихся к конференции (проведение бесед, экскурсий, знакомство с литературой);
4. оформление альбомов, стендов и тематических выставок, подготовка плакатов, чертежей, киносюжетов;
5. организация выставки литературы по теме, оформление помещения.
На конференции проводится обсуждение вопросов, принимаются конкретные рекомендации для последующего использования в учебной и воспитательной работе.
Организация выставок. Одна из самых распространенных форм пропаганды технического творчества по предмету – это выставка. Она является отражением творческой деятельности учащихся, показывает развитие учащихся в ходе творческой деятельности.
Выставки могут быть самые разнообразные.
Подготовка выставки – важное и трудоемкое дело, главное внимание при этом уделяется подбору и оформлению экспонатов. Должно быть раскрыто содержание работы, ее результаты и отражены перспективы работы. Экспонаты должны быть размещены в определенной системе: по классам и кружкам или по видам работы. Устанавливать их надо так, чтобы была видна сущность каждого. К сложным приборам можно поместить пояснения – схему или чертеж, описание. Каждый экспонат должен быть снабжен табличкой с техническими характеристиками и фамилией изготовителя (автора). Выставочный зал должен быть оформлен красиво и со вкусом.
На выставке должен быть экскурсовод, хорошо владеющий информацией об экспонатах, чтобы при необходимости дать исчерпывающие разъяснения.
Перед закрытием выставки жюри подводит итог.
Конкурсы и олимпиады. Данные виды внеклассной работы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной, республиканский. На школьном туре олимпиады участвуют все желающие, далее – победители. По охвату учащихся олимпиады и конкурсы являются наиболее массовыми формами внеклассной работы.
Вечер по физике. По итогам работы кружка может быть проведен вечер по предмету. Это достаточно трудоемкое, но эффективное массовое мероприятие, на подготовку которого нужно в среднем 6-7 недель. В его организации участвуют многие учащиеся из разных классов и прежде всего активисты физических кружков. В процессе подготовки решается широкий круг учебных и воспитательных задач. Проведение вечера является итогом большой творческой работы, который проводится публично и оценивается всеми присутствующими. Это позволяет воспитывать чувство долга, ответственности, товарищества. И еще одно важное правило проведение вечера: его приглашенные должны быть не зрителями, а активными участниками.