Развитие организации научных исследований
Зарождение физики и первые ее успехи в определяющей степени связаны с тем, что в античном мире были созданы первые научные и образовательные центры: аристотелевский Ликей и Александрийский музей. Оба эти заведения организовывались и существовали при всесторонней поддержке тогдашних государственных руководителей: Александра Македонского и правителей династии Птолемеев. Такая поддержка подразумевала полное государственное обеспечение и создавала необходимые условия для развития творчества. В арабском мире, как и в элиннскую эпоху, основные естественнонаучные исследования сосредотачивались в придворных школах.
С появлением университетов в средневековой Европе научная деятельность начинает концентрироваться там, а также продолжаются исследования ученых при дворах феодальных правителей. Понятия ученый и профессор университета, как правило, совпадали. При этом основной обязанностью профессора университета было обучение, а научная деятельность проводилась исключительно по личной инициативе при практической свободе творчества.
Важным моментом, определившим развитие и распространение науки, является создание научных академий.
В 1560 г. Порта организовал в Италии первую академию - Академию тайн природы. Но это не была настоящая академия с соответствующими органами и статутом, а скорее периодические собрания в доме Порты.
В 1603 г. в Риме состоялось первое заседание Академии деи Линчеи ("рысьеглазых"), целью которой было изучение и распространение научных знаний. С 1611 г. членом Академии был Галилей. До 1630 г. Академия процветала, публиковала важные научные работы, выступала с открытой защитой учения Галилея. Но после смерти одного из активнейших организаторов Академии Федерико Чези (1585-1630) деятельность ее практически прекратилась. Уже в 18 веке и позже в постоянной борьбе с церковью неоднократно предпринимались попытки воссоздания и преобразования Академии. В итоге в 1939 г. она слилась с распущенной Итальянской академией, а в 1944 г. преобразована в Национальную академию деи Линчеи.
Вернувшись в 1644 г. из Италии в Англию Бойль стал инициатором объединения ученых-исследователей. С 1645 г. в Лондоне и Оксфорде начала действовать "невидимая коллегия", которая в 1660 г. была официально преобразована в "Королевское общество для развития познания". Это общество и по сей день играет роль Английской Академии наук. По примеру "Королевского общества" в 1663 г. в Париже была основана "Академия точных наук".
И Королевское общество, и Парижская академия были созданы по образцу Академии опытов, основанной в 1657 г. князем Леопольдо Медичи. Подобно Академии деи Линчеи она организовывалась для пропаганды науки и должна была расширять физические знания путем коллективной экспериментальной деятельности своих членов по методу Галилея. Она имела в своем составе действительных членов, а также итальянских и иностранных членов-корреспондентов. Академия опытов публиковала результаты своей деятельности: в 1667 г. вышла работа ученого секретаря Магалотти "Очерки о естественнонаучной деятельности Академии опытов", а в 1680 г. во Флоренции Джованни Тарджони Тодзетти были опубликованы в четырех томах "Труды и неизданные отчеты Академии опытов". В Академии опытов были получены важные результаты: улучшен термоскоп Галилея и создан спиртовой термометр, исследовано расширение тел при нагревании, начаты систематические метеорологические наблюдения, проведены исследования движения тел в пустоте и в воздухе, электрических явлений, звука, цвета и др.
5 марта 1667 г. Академия опытов провела последнее заседание и была распущена. Причины роспуска: анонимность открытий, т.к. по уставу все результаты принадлежали Академии, соперничество и зависть отдельных членов, враждебность и подозрительность римской церкви. Существуют свидетельства того, что князю Леопольдо была обещана кардинальская шапочка (и он ее получил в конце 1667 г.), если академия будет распущена.
В 1724 г. по указу Петра I была организована Петербургская Академия наук, что положило начало научных исследований в России.
Следует отметить, что Академии наук создавались в основном под эгидой государств, которые ставят перед ними вполне определенные задачи. Так, Кольбер, фактический руководитель внешней и внутренней политики Франции середины 17 века, при организации Парижской Академии наук считал, что она должна заниматься решением практических задач, важных для государства. Поэтому академики привлекались для исследования полета снарядов, строительства военных укреплений и решения других проблем подобного рода.
Созданные в 17 веке во многих европейских странах Академии эффективно способствовали распространению научных знания, осуществляя активную издательскую деятельность.
В 19 веке наука начала в большей степени влиять на производительные силы и для освоения новой техники потребовались новые организационные формы. Быстрое расширение научных знаний ставило задачу более узкой специализации, а вместе с тем и сотрудничества ученых - специалистов в различных областях. Кроме того, научные исследования стали нуждаться в большом финансировании на экспериментальные работы, в которых должны участвовать значительные коллективы.
Развитие капитализма и потребности промышленности в грамотных специалистах обусловливают появление новых форм организации научных исследований и образования. Во Франции после буржуазной революции в 1795 г. был открыт Национальный институт наук и искусств, который был демократичнее и ближе к практической жизни, чем Академия наук. Тогда же открылась Политехническая школа, выпускниками которой были Араго, Гей-Люссак, Коши, Пуассон, Френель и др.
В Англии наряду с Королевским обществом в 1799 г. возник Королевский институт с целью "распространения познания и облегчения широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований и обучения посредством философских лекций и экспериментов приложению науки к общим целям жизни". Первый директор этого института Дэви организовал уникальную химико-физическую лабораторию, где впоследствии работал Фарадей. В 1831 г. в Англии создается "Британская ассоциация содействия прогрессу науки", которая финансировала научно-исследовательские работы по различным отраслям естествознания. Все это способствовало быстрому развитию науки с обеспечением внедрения ее результатов в промышленность.
В связи с развитием новых форм организации научных работ к началу 20 века время одиночек-профессоров практически завершилось, и научные исследования стали проводиться тремя категориями работников: преподавателями университетов, сотрудниками научных организаций промышленности и государственными научными сотрудниками (в основном в секторе оборонных исследований).
Это изменило тактику и стратегию исследований. Раньше ученый был свободен в выборе темы, теперь это осталось у немногих обеспеченных одиночек. В научных организациях такой свободы уже нет, и в конечном итоге государство планирует и финансирует научные исследования. Такая концентрация научных усилий проявила себя мощным инструментом прогресса, но есть и проблема ограничения свободы творчества ученых. Многие обеспокоены опасностью сосредоточения огромной мощи в руках немногих политиков и ищут способы ослабления жесткости такой системы организации науки.
Одним из эффективных путей разрешения проблемы монопольного использования результатов научных исследований (в особенности для военных целей) является разработка международных проектов, которые финансируются на паритетных началах несколькими государствами. С 50-х годов 20 века успешно работает международный центр ЦЕРН в Швейцарии, где на протяжении нескольких десятилетий плодотворно работают в области ядерной физики ученые многих стран. Другой пример удачной концентрации сил и средств на проведении важных дорогостоящих исследований - международная космическая станция, в создании и эксплуатации которой принимают участие несколько стран.
Необходимо заметить, что нельзя сделать четкого разграничения в том, что в крупных промышленных и государственных научных организациях занимаются прикладными исследованиями, а в университетских лабораториях - фундаментальными исследованиями. Работы по обоим направлениям проводятся во всех видах научных подразделений, а значимость получаемых результатов определяется, как правило, не формой проведения исследований, а личными качествами и талантом ученых. Ведь появлением таких краеугольных камней в фундаменте физики, как уравнения электромагнитного поля и гипотеза квантов, мы обязаны исключительно гению Максвелла и Планка, поскольку никаких объективных предпосылок для этих прозрений не было.
Конечно, глобальные проблемы современной физики, требующие значительных людских и материальных ресурсов, могут решаться только в больших организациях. Но ряд принципиальных исследований проводятся и успешно завершаются как в университетской лаборатории, так и в крупном центре. Пример тому - независимое открытие дифракции электронов, экспериментально доказывающее их волновые свойства, было одновременно сделано в 1927 г. в научном центре компании "Белл телефон " и в лаборатории Абердинского университета.
Список литературы
1. Льоцци М. История физики. – М.: Мир, 1970. – 464 с.
2. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1974. – 312 c.
3. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Наука, 1974. – 351 с.
4. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX веков. – М.: Наука, 1979. – 320 с.
5. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983. – 400 с