Дополнительные задания. Разработка проекта МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ
Практика №1
Разработка проекта МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ
Постановка задачи
Создать программу, с помощью которой можно выполнить:
после запуска программы пользователь выбирает с помощью мышки или стрелок название термина и нажимает клавишу Enter. На экране появляется определение термина (рис.23.3).
Рисунок 23.3
Пояснения:Новыми в этой работе являются использование компоненты ListBox (список) на странице палитры компонентов Стандартные (Standard), использование встроенного редактора для ввода информации Редактор строк (String List Editor) и алгоритм выбора (оператор Case), использование компоненты Image на странице палитры компонентов Дополнительно (Additional), а также обработка события на нажатие клавиши клавиатуры.
План разработки программы
1. Открыть новый проект. Дать название форме Медицинский словарь.
2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.4.
Рисунок 23.4
3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr3.pas и Project3.dpr
4. Запустить программу.
5. Выполнить следующие действия:
Выделенная компонента | Окно инспектора объектов | Имя свойства | Действие |
Image1 | Параметры (Properties) | Left | |
Top | |||
Height | |||
Width | |||
Picture | Вставьте картинку | ||
Stretch | True | ||
ListBox1 | Параметры (Properties) | Height | |
Width | |||
Top | |||
Cursor | crHandPoint | ||
Label1 | Параметры (Properties) | Caption | Удалить название |
AutoSize (изменение размера в зависимости от текста в Caption) | False | ||
WordWrap (разрыв строки) | True | ||
Alignment (выравнивание текста) | taCenter | ||
Height Width | Установите подходящие размеры. |
6. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора (рис.23.5) ввести названия терминов, каждый на новой строке.
Сохраните набранный текст под именем Termin.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.
Рисунок 23.5
7. Выполнить следующие действия:
Выделенная компонента | Окно инспектора объектов | Имя свойства | Действие |
ListBox1 | События (Events) | OnKeyPress | If key=#13 then case ListBox1.ItemIndex of 0:Label1.Caption:='Аномально высокая чувствительность (гиперчувствительность) иммунной системы к безобидным для организма веществам (аллергенам), приводящая к воспалительной реакции, порой опасной для жизни'; 1:Label1.Caption:='Симптом печеночной патологии - желтоватый оттенок кожи, конъюнктивы и белков глаз'; 2:Label1.Caption:='Комплекс процессов, запускаемых в организме при появлении в нем болезнетворных микробов (бактерий, вирусов и т.п.) и раковых клеток. Ведет к нейтрализации и уничтожению'; 3:Label1.Caption:='Биологический катализатор - белок, обеспечивающий протекание в организме специфической биохимической реакции, синтеза того или иного типа необходимых молекул'; 4:Label1.Caption:='Жироподобное вещество (липид), входящее в состав клеточных мембран и желчи, а также постоянно циркулирующее в крови в составе липопротеинов. Его избыток повышает риск атеросклероза.'; end; |
8. Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.
Дополнительные задания
1. Изменить интерфейс программы: шрифты, цвет экрана и букв.
2. Сделать так, чтобы когда курсор мыши находится в поле ListBox1, появлялась подсказка о том, что надо сделать (см. задание №2 урока Современные программные средства).
3. Разместите на форме кнопку Выход.
Задание №2
Тест по физике
Постановка задачи
Создать программу, с помощью которой можно выполнить:
После запуска программы появляется изображение аналогичное рисунку 23.6. Пользователь, перемещаясь с помощью клавиш-стрелок по левому списку "Физических величин", выбирает любое слово, нажав клавишу Enter. Затем пользователь переходит в правый список "Названий величин" и выбирает соответствующее название ранее выбранной физической величины. Если выбрано правильное название величины, то под словом “ОЦЕНКА” появляется одобрительная реплика: Правильно, если выбрано неправильное слово, то - Ошибка. Снова можно выбрать физическую величину и найти ей правильное название до тех пор, пока не будет найдено соответствие всех физических величин и их названий (рис.23.6).
Рисунок 23.6
Пояснение.Новым в этой программе является взаимодействие двух списков ListBox на основе свойств Items и ItemIndex; окно сообщений ShowMessage.
План разработки программы
1. Открыть новый проект. Дать название форме Тест по физике.
2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.7 и присвоить заголовки меткам. Обратите внимание, что заголовки меток Физическая величина и Название величины состоят из двух строк и отцентрированы. Свойству Kind кнопки BitBtn1 задайте значение bkCancel.
Рисунок 23.7
3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr4.pas и Project4.dpr
4. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.
5. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора ввести физические величины, каждую на новой строке:
Ватт
Ом
Вольт
Ампер
Сохраните набранный текст под именем Fiz1.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.
6. Выделить ListBox2 и проделать с ним аналогичную работу, введя названия физических величин:
Напряжение
Сопротивление
Сила тока
Мощность
Сохраните набранный текст под именем Fiz2.txt.
7. Выполнить следующие действия:
Выделенная компонента | Окно инспектора объектов | Имя свойства | Действие |
ListBox1 | Events | OnKeyPress | If key=#13 then Num1:=ListBox1.ItemIndex; |
ListBox2 | Events | OnKeyPress | If key=#13 then begin case ListBox2.ItemIndex of 0: Num2:= 2; 1: Num2:= 1; 2: Num2:= 3; 3: Num2:= 0; end; if Num1=Num2 then begin Label4.Caption:='Правильно'; CountR:=CountR+1 end Else Label4.Caption:= 'Ошибка'; if CountR=5 then ShowMessage(‘ Тест окончен! ‘ ); |
В разделе Var переменные Num1, Num2 и CountR объявите как целочисленные перед разделом implementation.
8. Сохранить проект, запустить и протестировать его.