Уровня сформированности уровня профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики
В целях диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров (как интегрального качества личности) следует оценить уровень сформированности каждого ее показателя. Согласно модели, представленной в монографии [94] показателями профессиональной компетентности будущих инженеров являются профессиональные компетенции, определенные ФГОС ВПО 2009 г. для каждого направления профессиональной подготовки. Каждое направление профессиональной подготовки в стандарте ФГОС ВПО 2009 г. имеет уникально определенный набор профессиональных компетенций.
Однако указанная модель профессиональной компетентности будущих инженеров позволяет осуществить группировку профессиональных компетенций, формируемых в процессе изучения физики. Способ группировки предполагает разбиение всех формируемых профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности инженеров. Будущий инженер должен овладеть в процессе профессиональной подготовки следующими видами профессиональной: сервисно-эксплуатационной, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской.
В качестве примера ниже приведены материалы, которые имеют профессиональную дифференциацию для направления подготовки 190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Аналогичным образом можно составить фонд контрольно-диагностических материалов по другим инженерным специальностям.
Представленные в настоящем разделе контрольно-диагностические материалы можно разделить на три блока.
1. Экспресс-задания на определение уровня сформированности групп профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики. Представленные оценочные материалы предназначены для экстресс-диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Для осуществления диагностики студентам следует выбрать из предложенных вариантов ответов (от 2 до 9) один или несколько правильных ответов на 2-3 вопроса из области изучаемого курса физики и его применения в профессиональной деятельности инженера-автомобилиста по каждой группе профессиональных компетенций. Указанные задания содержат правильные ответы, которые студентам после тестирования предоставляются для сравнения результатов тестирования. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный ответ отнимается 1 балл. По итогам ответов по каждой группе профессиональных компетенций, сформированных по видам деятельности будущих инженеров студенты на 2-3 вопроса студенты получают определенное значение баллов. Оценить полученное количественное значение (в баллах) по каждой группе профессиональной деятельности можно согласно представленной в 1 главе методике геометрического расчета. Указанная методика позволяет оценить вклад каждого показателя профессиональной компетентности будущих инженеров в ее общее количественное значений. Экспресс-задания могут применяться преподавателем физики в качестве диагностического средства, позволяющего определить начальный уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в констатирующем эксперименте, так как содержат задания с элементарной ориентацией фундаментальных знаний на профессионально значимый материал.
2. Углубленные оценочные тесты уровня сформированности групп профессиональных компетенций будущих инженеров по разделам физики «механика», «термодинамика», «электромагнетизм», «оптика», «физика твердого тела». Указанные контрольно-диагностические материалы так же позволяют определить (в баллах) количественные значения уровня сформированности групп профессиональной компетентности будущих инженеров. По каждой группе профессиональных компетенций студентам следует ответить на вопрос, который предполагает выбор одного или нескольких правильных ответов. Количество предложенных вариантов варьируется от 5 до 12. Максимальная сумма баллов по каждой группе профессиональных компетенций, которые можно набрать, отвечая на вопрос, равна пяти. За неверные ответы набранные баллы снимаются. По каждому указанному разделу физики ниже представлено по 2 варианта оценочных тестов, что позволяет дважды определять уровень сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров на протяжении формирующего процесса при прохождении соответствующих разделов физики.
3. Итоговые контрольно-диагностические задания для оценки уровня сформированности групп профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики. Указанные тестовые задания позволяют определять достигнутый по итогам формирования уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров с использованием четырех вариантов контрольно-диагностических заданий. Итоговый тест так же проводится в экспресс-формате и не требует длительного времени для его проведения. По каждой группе профессиональных компетенций студентам предстоит ответить на вопрос, содержащий несколько вариантов ответов. В представленном в монографии варианте в скобках приводятся баллы за выбор соответствующего ответа. Но студентам количество баллов сообщается после проведения тестирования на этапе определения количества полученных баллов. Общий балл по каждой профессиональной компетенции суммируется по результатам выбора вариантов ответов на поставленный вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой группе профессиональных компетенций равно пяти.
На этапе проведения тестирования студенты должны ознакомиться с условиями проведения тестирования, а так же прослушать инструкции преподавателя о порядке его выполнения. Студентам следует внимательно прочесть задания и выбрать правильные варианты ответа.
Таблица 2.3.1.