Место дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе других наук
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
По дисциплине
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
г. Томск -2014
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РЕКОМЕНДОВАНО
заседанием кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
наименование кафедры разработчика пособия
Протокол № ____ от ____.____ 20____ г.
Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
наименование кафедры
____________ /__________________/ ____.____ 20___ г.
подпись расшифровка подписи дата
Исполнитель: Гончаренко В.Н.
доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, к. ф.н.
должность
____________ /______________ / ___._____ 20___ г.
подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по учебно-методической работе ____
подпись расшифровка подписи дата
Ученый совет филиала: ______________ __________________ /______________/ ___.___ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины «Концепции современного естествознания»………………………………………………… 4
2. Естествознание в системе науки и культуры………………….7
3. Современное естествознание о микро- макро- и мегамирах…8
4. Концепции пространства и времени в современном естествознании…………………………………………………. 11
5. Основные законы и принципы современной физики……… .. 20
6. Происхождение и эволюция Вселенной……………………….36
7. Развитие жизни на Земле………………………………………..44
8. Примерный перечень тем контрольных работ………………...53
9. Перечень вопросов для подготовки к зачету…………………..55
10. Основная и дополнительная литература……………………….56
Основной целью дисциплины «Концепции современного естествознания»является формирование общекультурных компетенций: знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Основными задачами дисциплины «Концепции современного естествознания» являются:
• Дать развернутое представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой.
• Сформировать целостный взгляд на окружающий мир, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания.
• Научить студентов самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей.
• Сформировать у студентов определенные навыки по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также развить у них способности переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.
• В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• иметь представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой; об окружающем мире, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания;
• знать законы развития природы, общества; историю развития и современное состояние наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой;
• уметь применять знания о законах развития природы в профессиональной деятельности; использовать принципы и стиль естественнонаучного мышления, необходимые для исследования затрагиваемых в учебном курсе проблем; самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей;
• владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; определенными навыками по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также способностью переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.
• В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• иметь представление об истории развития и современном состоянии наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой; об окружающем мире, выделяя концептуальную и эволюционную стороны современного естествознания;
• знать законы развития природы, общества; историю развития и современное состояние наук о природе и взаимодействии цивилизации с окружающей средой;
• уметь применять знания о законах развития природы в профессиональной деятельности; использовать принципы и стиль естественнонаучного мышления, необходимые для исследования затрагиваемых в учебном курсе проблем; самостоятельно мыслить, анализировать и правильно интерпретировать научно-технические открытия и проблемы при выполнении ими в будущем своих профессиональных обязанностей;
• владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; определенными навыками по использованию достижений современного естествознания и развитых методов решения сложных комплексных проблем, а также способностью переоценивать накапливаемый опыт и приобретать новые знания в условиях непрерывного развития науки и техники.
Место дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе других наук
Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» основано на дисциплинах, заложенных при получении среднего (полного) общего образования (и/или среднего профессионального образования). В первую очередь это касается следующих дисциплин: «Естествознание», «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия», «География», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
В свою очередь дисциплина «Концепции современного естествознания» создаёт необходимые предпосылки для освоения программ таких дисциплин, как «Экология», «Демография», «Физическая культура» и других дисциплин учебного плана.