Профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики

Деятельность преподавателя Деятельность студентов Организационные особенности и физическое содержание использующихся методик
1 2 3
1. Методика проведения на практическом занятии по физике деловой игры «Предприятие автосервиса», направленной на усвоение опыта профессиональной инженерной деятельности
Подготовительный этап. Помогает студентам распределить роли в деловой игре: клиент автосервиса, сервис-менеджер, специалисты по ремонту автотранспорта. Выдает раздаточный материал: сопроводительную документацию, справочные материалы по ремонту различных марок автомобилей. Объясняет цель и задачи деловой игры и порядок действий игроков. Подготовительный этап. Знакомятся с раздаточным материалом. Выбрав задание из трех вариантов различного уровня сложности, клиент обращается к сервис-менеджеру с проблемой неисправности автомобиля, указанной в раздаточном листе. Клиент должен рассказать о физических явлениях и процессах, вызывающих соответствующий тип неисправности. Информационно-методическое оснащение деловой игры включает в себя помимо раздаточных материалов так же справочные материалы по ремонту автотранспортных средств. Наиболее удобным для проведения деловой игры является мультимедийные пособия «Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту» свободно распространяемые в форме CD-издания для различных многосерийных марок автомобильного транспорта. Указанные пособия включают в себя демонстрационно-аналитическое описания возможных неисправностей и способов устранения основных частей автомобиля: двигателя, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, электрооборудования, кузова. Описание сервисно-технического обслуживания автомобиля содержит сведения о физико-технических данных и характеристиках автомобиля, управляющих элементов и панели приборов. Указан объем работ и приведено их описание для различных видов технического обслуживания автомобиля. Вариативность предлагаемых заданий может быть выражена в форме выбора студентами марки изучаемого автомобиля, а так же содержания раздаточных материалов по уровню сложности сервисного обслуживания выбранной марки автомобиля согласно трем категориям: А – небольшой наряд заказ, В – стандартный заказ
Содержательно-процессу-альный этап. Фиксирует внимание студентов, играющих роль работников автосервиса на раздаточных материалах, а именно на листе, в котором следует отметить поломки, неисправности автомобиля, его общее физико- Содержательно-процессуа-льный этап. По результатам предварительной записи клиента сервис-менеджер дает физико-техническую характеристику состояния автомобиля, проводит оценку параметров и величин, подлежащих
1 2 3
техническое состояние, дать подробное описание физических процессов, явлений и закономерностей, под действием которых произошла поломка автомобиля, обозначить физическую основу проведения мероприятий по соответствующему ремонту и оснащению автомобиля. Следит за ходом деловой игры, делает замечания и пояснения, касающиеся физического содержания сервисно-эксплуатаци-онной деятельности. Задает наводящие вопросы, помогает студентам в выборе формулировок, напоминает физические законы и явления. Следит, чтобы роли студентов в игре о запланированном ремонте автомобиля распределялись равномерно, объем и содержание выполняемых работ соответствовал устранению заявленных неисправностей. Фиксирует внимание студентов на последующей диагностике, обсуждает с работниками авторемонтного предприятия, какие физические процессы следует реализовать в целях ремонта автомобиля. Клиент отвечает на вопросы сервис-менеджера. Фиксируют результаты обсуждения в раздаточных материалах, отмечают и записывают нюансы и аспекты, на которые необходимо будет обратить внимание при проведении приемки автомобиля. Распределяют обязанности сотрудников сервиса, фиксируют результаты работы на раздаточных материалах с указанием физических процессов и явлений, происходивших на соответствующих этапах сервиса и ремонта. Используя раздаточные материалы, отражающие нормы контроля качества сервисной деятельности, техники безопасности, дают общую характеристику соответствия выполнен- наряд, С – заказ наряд на диагностику. Подобная дифференциация может быть полезна для того, чтобы сэкономить учебное время, либо адаптировать предполагаемую игровую ситуацию к интересам, способностям, знаниям, умениям и индивидуальным особенностям задействованного контингента студентов. Кроме того, в игровой ситуации, отражающей сервисно-эксплуатационное обслуживание автомобиля студентам необходимо реализовать соответствие содержания раздаточных материалов с содержанием разделов курса физики: неисправности механической части автомобиля (кинематика, динамика), двигателя внутреннего сгорания (термодинамика и молекулярная физика), электрооборудования автомобиля (электричество и магнетизм), оптического оснащения (оптика), диагностических приборов (физика твердого тела). Поскольку в раздаточных материалах представлены все изучаемые разделы курса физики, то целесообразно проводить деловую игру в конце обучения, когда у студентов будет достаточно знаний для систематизации и анализа использующихся элементов игровой ситуации в соответствии с изученными физическими разделами. Перечисленный ниже раздаточный материал с физическим содержанием так же используется на всех нижеперечисленных этапах деловой игры. Предварительная запись клиента на сервисное облуживание. Согласование с клиентом времени визита, фиксация данных автомобиля и клиента, запись пожеланий, проблем и условий эксплуатации. Выяснение необходимых сервисно-
1 2 3
необходимости определения физико-технических показателей, а так же физических законов и явлений, происходящих при ремонте автомобиля. Подсказывает, какие раздаточные материалы следует использовать на данном этапе. Отвечает на вопросы о способах использования нормативной и технической документации. ной работы нормативным требованиям. Подробно рассказывают о специфике выполненных работ, а так же о содержании задействованных физических закономерностей, процессов и явлений, и целесообразности их реализации. эксплуатационных характеристик автомобиля. Студенты заполняют таблицы с указанием кинематических, динамических, и термодинамических параметров автомобильной техники и оборудования, необходимого для ее ремонта. Отмечают галочками в раздаточных листах физические явления и находят соответствия между их названием и содержанием. Подготовка к визиту клиента. Сбор данных по автомобилю (история ремонта, сервисные акции, физико-технические и эксплуатационные характеристики соответствующей марки автомобиля), планирование выполнения заказ-наряда, проведения сервисных мероприятий и использования производственно-технических мощностей (запасных частей, инструментов, персонала). Фиксация физико-технических параметров, требующих дальнейшего анализа в специальном листе. Приемка автомобиля, оформление заказ-наряда. Документальная фиксация обнаруженных неисправностей (с описанием возможных физических причин) и договоренностей с клиентом, оформление договора. Организация выполнения работ по заказу. Информирование и организация дальнейшей работы сотрудников, участвующих в работах по заказу. Выбор и согласование физико-технических процессов и параметров, задействованных в авторемонтной деятельности будущих инженеров. Описание их в отдельном раздаточном листе по заданному шаблону. Контроль качества ремонта, подготовка к выдаче автомобиля. Документальная фиксация качества выполненных работ, подготовка счета и автомобиля к выдаче. Указание способов аналитики представленных физико-технических данных. Выдача автомобиля, разъяснение по счету клиенту. Разъяснение клиенту стоимости выполненных работ и
Заключительный этап. Организует студентов на проведение общего анализа информации, полученной по результатам предыдущих этапов, собирает раздаточные материалы, подсказывает, на какие моменты стоило бы обратить внимание в вопросах усовершенствования авторемонтного сервиса. Заключительный этап. Ориентируясь на лист опроса, проводят описание характеристик сервисного обслуживания автотранспорта, отвечают на вопросы, связанные с усовершенствованием сервисно-эксплуатационной системы авторемонтного предприятия.
1 2 3
использованных деталей, обеспечение выдачи автомобиля клиенту. Постсервисный опрос. Определение степени удовлетворенности клиента по итогам обращения в сервисный центр, внесение предложений по усовершенствованию сервиса.
2. Методика осуществления профессионально-ориентированного интерактивно-коммуникативного самоуправления на практическом занятии по физике
Подготовительный этап. Постановка цели и задач занятия с организацией деятельности студентов в форме самоуправления. Предлагает материал по физике, соответствующий учебному плану. Мотивирует на самостоятельное изучение, восприятие и творческое освоение этого материала. Подготовительный этап. Самостоятельно составляют план занятия с выбором нескольких вариантов возможной деятельности. Предлагают свои способы организации деятельности в процессе проведения занятия по физике. Готовят информацию по заданной теме. Занятие в форме самоуправления начинает и проводит инициативная группа студентов, заранее согласовавшая с преподавателем тематическое содержание и методические формы его проведения. При этом заранее оговаривается возможность добровольного объединения студентов на произвольное время в группы, свободного изменения регламента и видов профессионально-ориентированной деятельности по изучению физики. Основным критерием личной эффективности студента является достигнутый результат, которым необходимо будет публично поделиться по итогам проведенного занятия, для того, чтобы получить оценку своих товарищей. Изменение регламента может быть связано с появлением индивидуальных предложений студентов по выбору способа деятельности в соответствии с текущими потребностям и интересами, с последующим индивидуальным или коллективным его выполнением. В качестве примера можно привести несколько вариантов самостоятельной деятельности студентов с использованием соответствующие им средств обучения физике. Индивидуальное и групповое решение специально подобранных задач по физике с профессиональным содержанием с коллективной проверкой правильности решений. Знакомство с
Содержательно-процессуа-льный этап. Наблюдает за самостоятельной деятельностью студентов, помогает в случае необходимости скорректировать использование материала по физике. Делает акценты на профессиональное содержание выбранного материала. Обеспечивает методическое сопровождение занятия. Выдает раздаточный материал, учебники, задачники, Содержательно-процессуа-льный этап. Самостоятельно объединяются в группы, и независимо от преподавателя свободно координирует свою деятельность. Сохраняют продукты своих вычислений в тетрадях или в электронном виде, пользуются конспектами лекций, учебниками по физике, задачниками, раздаточным материалом, таблицами, компьютерными программами для
1 2 3
программы и мультимедийные издания на компьютерных носителях информации. Следит за регламентом проведения практического занятия. моделирования физических процессов и обработки данных, используют Интернет. Активно взаимодействуют друг с другом по теме занятия. различными способами компьютерного моделирования физических явлений и процессов с использованием мультимедийных пособий и электронно-графических изданий. Выполнение аналитических операций с помощью специфических компьютерных программ графической и статистической обработки физических данных. Координация процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров является задачей преподавателя, в то время как реализация самостоятельной деятельности и поиск ее оптимальных способов выполнения –задачей студентов. Самостоятельное самообучение протекает по гибкому регламенту с использованием заранее подготовленных методических материалов.
Заключительный этап. Проводит «круглый стол», руководит обсуждением итогов, помогает студентам сформулировать выводы и сделать обобщения по результатам проведения занятия. Заключительный этап. Делятся впечатлениями, оценивают полученные результаты, обсуждают плюсы и минусы занятия, высказывают идеи относительно преодоления недостатков своей деятельности.
3. Методика формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе организации и проведения профессионально-ориентированных экскурсий с физико-техническим содержанием
Подготовительный этап. Составляет задания и вопросы для студентов по техническому устройству и функционированию объектов профессиональной деятельности будущих инженеров, по физическим основам производственно-управленческих процессов на производстве. Подготовительный этап. Находят в Интернете общую информацию о специфике технологических работ производственного объекта, на который будет организована экскурсия. Знакомятся с оборудованием производства и физико-техническими режимами его эксплуатации и ремонта. На подготовительном этапе преподавателем физики осуществляется выбор предприятия, на которое будет совершена экскурсия, подбор темы и содержания экскурсии в соответствии с изученным материалом и направлением профессиональной подготовки будущих инженеров. Поощряется составление студентами списка собственных вопросов, которые они хотели бы выяснить в результате экскурсии. Методически обосновано провести диагностику уровня сформированности профессиональной компетентности студентов перед экскурсией и после нее, а так же сделать акценты в экскурсионной программе на компетенции и функции специалиста, которые нуждаются у экскурсионной группы в дополнительной педагогической коррекции. На этом этапе преподаватель так же согласует экскурсионную программу с
Содержательно-процессуа-льный этап. Реализует заранее согласованную экскурсионную программу. Формулирует замечания, делает комментарии, Содержательно-процессуа-льный этап. Принимают участие в предложенной экскурсионной программе. Задают уточняющие вопросы о специфике
1 2 3
которые раскрывают специфику применения фундаментальных физических знаний в конкретных условиях производственных и технологических процессов. Делает необходимые акценты на физическом содержании изучаемых производственных процессов, отвечает на вопросы студентов, побуждает студентов самостоятельно задавать вопросы, вместе со студентами фотографирует интересные экспонаты и снимает видео об экскурсии. функционирования элементов производственных объектов, организационно-технического и конструкционного исполнения производства. Фиксируют информацию о производственных процессах и объектах с помощью фото и видео техники. Интересуются вопросами энергоемкости, экономичности и безопасности в выполнении конкретных производственных и технологических операций, ремонтной и эксплуатационной деятельности инженеров. целями и задачами формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе освоения изученного материала по физике, а так же время, предполагаемую образовательную физико-техническую программу экскурсии и маршрут посещения экскурсионной площадки. Содержательно-процессуальный этап экскурсии включает в себя непосредственное участие в осмотре экскурсионных экспонатов, изучение особенностей производственно-технологических процессов работы промышленных установок, знакомство с эксплуатационно-техническими характеристиками и сервисно-монтажными элементами профессиональной деятельности инженера соответствующей специализации. На этапе реализации преподаватель по согласованной программе конкретизирует содержание фундаментальных физических законов, явлений и процессов в применении к конкретным условиям производственно-технологической деятельности предприятия. На заключительном этапе экскурсии подводит итоги, побуждает студентов делиться впечатлениями об экскурсии, а так же к поиску новой информации об увиденных элементах производственно-технологической деятельности предприятия.
Заключительный этап. Оказывает помощь студентам в формировании оценки и вывода по результатам экскурсионного ознакомления с работой предприятия, энергоемкости и безопасности применяемого оборудования и технологий. Заключительный этап. Оформляют научно-исследова-тельские отчеты, рефераты сообщения и предложения по усовершенствованию работы производственных объектов и профессиональной деятельности инженеров.
4. Методика формирования профессиональной компетентности будущих инженеров с использованием коммуникативного взаимодействия студентов в физическом КВН
Подготовительный этап. Мотивирует активных студентов к созданию команд КВН для проведения практического занятия по физике в игровой Подготовительный этап. Лидеры студенческой группы объединяют товарищей в две команды, совместно обсуждают цель, задачи, средства и вари Организационно проведение практического занятия может происходить в соответствии с общеизвестными конкурсами КВН с использованием следующего физического материала. Приветствие: команды соревнуются в представлении ин- формации в форме презентации. К примеру, после оглаше-
1 2 3
форме. Объясняет цель, задачи и план проведения занятия. анты подготовки сценария физического КВН. ния названия и девиза, команда представляет плюсы роторного двигателя внутреннего сгорания, объясняет его конструкцию и преимущества. Разминка: следует решить физическую проблему с профессиональным содержанием, предлагаемую командой соперников. Например, какие физические процессы необходимо оптимизировать, чтобы улучшить эксплуатационные качества расширительного бачка автомобиля «ВАЗ-2112», разрушающегося при высоких температурах? БРИЗ (Бюро рационализации и изобретений): команды представляют собственное физико-техническое изобретение. Например, предложения по усовершенствованию конструкции автомобиля без двигателя внутреннего сгорания, способного двигаться на магнитной подушке. Видео-конкурс: команды представляют собственные видеоклипы о действиях физических сил, снятые по своему сценарию. Например, влияние силы Кориолиса на изменение траектории при движении объектов по вращающейся платформе и способы его устранения в технике. Конкурс капитанов: в форме артистических этюдов капитаны выступают с критикой изобретений команды соперников.
Содержательно-процессуа-льный этап. В процессе подготовки и проведения КВН на практическом занятии по физике преподаватель осуществляет необходимый контроль и коррекцию запланированного сценария, организует и консультирует участников игры, следит за соблюдением правил КВН и определенного регламента времени. Уточняет физическое содержание использующейся информации. Содержательно-процессуа-льный этап. Командыреализуют подготовленный и отрепетированный сценарий, студенты принимают непосредственное участие в сценическом выступлении. Отрабатывают поведенческую стратегию интерактивного взаимодействия в процессе игры на практическом занятии по физике с использованием аудио-визуальных средств, реквизита и методических материалов по физике.
Заключительный этап. Организует подведение итогов КВН, присуждение наград в различных номинациях и обсуждение мероприятия. Заключительный этап. Проводят коллективное обсуждение и самоанализ совместной работы, высказывают мнения по итогам мероприятия.
5. Методика изучения законов развития технических систем на итоговом практическом занятии по физике
Подготовительный этап. Объясняет порядок проведения занятия, формы и способы предъявления результатов. Подготовительный этап. Заранее повторяют пройденный материал по курсу физики. Слушают преподавателя. Содержание заданий для студентов может быть следующим: Статика. Составить задачи об изменении свойств системы, либо ее частей на основании физических законов. Привести примеры по каждому способу передачи энергии от одной части системы к другой: вещественному, полевому и вещественно-полевому.  
1 2 3
Содержательно-процессуа-льный этап. В соответствии с планомизучениязаконов развития технических системпроводит беседу со студентами, задает им маршрут поиска информации, дает задания физико-технического содержания. Содержательно-процессуа-льный этап. С использованиемдоступа вИнтернет и мультимедийных средств находят ответы на вопросы преподавателя, выполняют задания и представляют их для коллективного обсуждения. Кинематика. Найти технические объекты, которые уменьшали или увеличивали свои размеры в процессе своего развития и указать, за счет изменения каких параметров были произведены указанные изменения. Представить исторические сведения о последствиях неудачных технических решений. Указать технические объекты, являющиеся синтезом нескольких отдельных систем. Динамика. Найти информацию о перспективах развития, преимуществах, физическом содержании и принципе действия нано технологий в технике. Сравнить производительность, эргономику, качество работы механических и электромагнитных технических объектов быта и промышленного производства настоящего и прошлого времени.
Заключительный этап. Подводит итоги, акцентирует внимания студентов на наиболее значимой информации. Дает задание творчески ее обдумать в плане дальнейшего применения. Заключительный этап. Обсуждают собственные достижения, ранжируют успехи и недостатки в выполненной работе. Фиксируют на электронных носителях наиболее важную информацию по теме занятия.

Процессуальная часть - технологический процесс:

– организация процесса изучения физики.

Принципиальная новизна процесса обучения физике реализуется через трансформацию традиционной системы изучения курса физики в ее творческий аналог, содержательно наполненный коммуникационным, межличностным проявлением профессиональной социализации будущих инженеров в процессе изучения физики. Преобладание активной созидательной роли студентов в процессе изучения физики, выявление преимущественного мотива учебной деятельности, связанного не только с освоением студентами профессионально востребованного материала курса физики, но и их успешной творческой самореализации в процессе выполнения профессиональных функций специалиста в процессе изучения физики.

Можно выделить следующие способы организации интерактивно-коммуникационной деятельности студентов.

1. Организация деятельности на практических и лабораторных занятиях по физике, позволяющей выделить в процессе выполнения профессионально-ориентированных заданий лидеров первого и второго плана, с последующим взаимным обучением и организационно-управленческим компетентностным развитием всех участников студенческой группы.

2. Присвоение и имитация студентами в процессе организованного коллективного профессионально-ролевого коммуникативного взаимодействия на практическом занятии по физике (организованного в форме деловой игры «Предприятие автосервиса») необходимых функций специалиста соответствующего направления подготовки.

3. Целевое обучение студентов выполнению организационно-управленческих функций специалиста в процессе подготовки и реализации профессионально-ориентированного практического занятия по физике в форме самоуправления.

4. Реализация в процессе подготовки, проведения и обобщения итогов экскурсий коммуникативной, профессионально-ориентированной интерактивной деятельности студентов, направленной на усвоение компетентностно-значимой физико-технической информации и формирование профессиональной компетентности будущих инженеров.

5. Организация на практическом занятии по физике взаимной передачи полученного практического опыта и физико-технических знаний в активном взаимном обучении студентов в процессе реализации творческой профессионально-ориентированной деятельности (в форме физического КВН) по изучению физики.

– методы и формы учебной деятельности студентов. Подготовка отчетов (с фото и видеоматериалами) о посещении профессионально-ориентированных экскурсий с физико-техническим содержанием, проведении физического КВН, деловой игры, практического занятия по физике с использованием самоуправления; публикация информации в студенческой стенгазете и в разделе новостей на сайте факультета. Разработка и применение дизайн-шаблонов, позволяющих в виде электронного альбома сохранять фото, видео и текстовое описание проведенных мероприятий. Организация возможности обмена мнениями и найденной информацией по теме проведенных мероприятий в социальных сетях, Интернет-форумах и практических занятиях по физике. Внесение информации о проведении мероприятий в план и отчет по учебно-воспитательной работе со студентами.

Реализация профессионально-мотивированного коллективного взаимодействия, сотрудничества, кооперации, состязательности, конкуренции, проникнутых интересом к инженерной деятельности на основе усвоения физических знаний. Участвуя в объединяющем интерактивном взаимодействии, студенты осваивают способы самостоятельной организации совместных действий, учатся распределять между собой обязанности, контролировать соблюдение правил и этики профессионального поведения инженера. Освоение практики реализации ценностно ориентированных межличностных отношений в команде, приобретение и трансляция нового социокультурного профессионально-нап-равленного опыта коммуникативного взаимодействия, налаживание и воспроизводство координационных связей между субъектами процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Приобретение студентами мотивации к самоопределению, самореализации, самодеятельности и саморазвитию профессионально важных личностных качеств, рефлексии событийной логики, осмыслению опыта дифференцированного восприятия физических явлений в процессе их игровой профессионализации. Приобретение навыков совместной работы, совершенствование навыков интеллектуального диалога с аудиторией, освоение профессионально-значимых организационно-управленческих стратегий поведения в процессе игрового экспрессивного взаимодействия. Приобретение практики актуальных оценочных суждений о физико-технических аспектах инженерной деятельности в процессе выполнения предложенных профессионально-ориентированных заданий по физике. Освоение различных коммуникативных стилей общения, обеспечивающих развитие ситуации активной объединяющей коммуникации, направленной на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров процессе изучения физики. Приобретение опыта творческой самостоятельной деятельности, ориентированной на проявление физико-технической инициативы и творчества. Освоение тактики самоанализа совместной работы, переоценки особенностей и норм инженерной этики, переосмысление своих учебно-профессиональных целей, и способов их достижения в процессе выбора стилей, логики и направления своего учебно-профессионального поведения.

– методы и формы работы преподавателя.

В интерактивно-коммуникационной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики методическое оснащение включает в себя следующие компоненты. Дифференцированные по направлению подготовки экскурсионные программы. Формирующие компетентностные методики организации игрового взаимодействия студентов в процессе выполнения заданий по физике, компетентностные профессионально ориентированные сценарии проведения лабораторных и практических занятий в форме самоуправления, деловой игры и физического КВН, творческой соревновательной деятельности по выполнению учебно-профессиональных заданий.

1. В теоретическом описании методики проведения на практическом занятии по физике деловой игры «Предприятие автосервиса», направленной на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров приводится поэтапное согласование организационно-управленческой деятельности и сервисно-эксплуатаци­онной деятельности инженеров. А так же приводится соответствующее им описание содержания учебно-профессиональной деятельности преподавателя и студентов в процессе проведения деловой игры на практическом занятии по физике. Выбранная в качестве примера профессиональная дифференциация физико-технического содержания, выполненная на примере направления подготовки 190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» проявлена в содержании и названии деловой игры «Предприятие автосервиса». Проведение на практическом занятии по физике указанной деловой игры связано с выполнением студентами групповых и индивидуальных заданий, направленных на коммуникативную имитацию студентами выполнения функций специалиста соответствующего направления подготовки.

2. Использование методики проведения профессионально-ориентированного практического занятия по физике в форме интерактивно-коммуникативного самоуправления связано с реализацией преодоления выявленных организационно-методических противоречий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в соответствии с определенными стадиями формирования методической готовности студентов к реализации функций специалистов. Интерактивность практического занятия по физике в форме самоуправления проявляется как на подготовительном этапе постановки целевой программы, выбора средств обучения и профессионально-ориентированного материала по курсу физики, видов учебной деятельности и соответствующих им методических материалов, так и на этапе реализации, координации и подведения итогов групповой и самостоятельной деятельности студентов.

3. Применение методики формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе интерактивного формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в ходе организации и проведения профессионально-ориентированных экскурсий с физико-техническим содержанием. В описании методики приводится соответствие формируемых профессиональных компетенций и выполняемых функций специалиста с учетом подготовительного, основного (реализационного) и заключительного этапов организации профессионально-ориентированной экскурсии. Организация и посещение профессионально-ориентированных экскурсий с освоением физико-технической учебной программы направленных на изучение области применения физических законов, явлений и процессов в производственно-технологической деятельности инженера.

4. Реализация методики формирования профессиональной компетентности будущих инженеров с использованием коммуникативного взаимодействия студентов в физическом КВН. Организация подготовки и проведения практического занятия по физике в командной игровой форме «Физический КВН», предполагающей использование студентами коммуникационного взаимодействия в целях непосредственного обучения менее опытных товарищей более опытными в процессе общения, подготовке и участии в профессионально-ориентированном мероприятии с использованием пройденного материала по физике.

– деятельность преподавателя по управлению формированием профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

Аналитический блок: анализ организованности действий группы студентов в процессе реализации описанных выше методик, способности студентов оценивать собственную эффективность в роли инженера, проявлять лидерские качества, совершенствовать коммуникацию между участниками группы, проводить самостоятельный анализ результатов своих ошибок и затруднений в реализации функций специалистов.

Поисковый блок: поиск причин основных коммуникативных затруднений студентов, возникающих в процессе инженерно-технической и учебно-профессиональной деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций будущих инженеров. Выбор способов преодоления затруднений студентов в процессе межличностного взаимодействия членов группы посредством актуализации предметной, деятельностной и субъективной областей коммуникативного взаимодействия.

Реализующий блок: Повышение уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ликвидации интерактивно-коммуникативных затруднений студентов в реализации учебно-профессиональной деятельности на основе освоения физико-технического материала с профессиональной направленностью.

– диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. Использование специальных диагностических методик позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций, достигаемый в процессе игровой интерактивной практики делового общения в коллективном решении профессионально ориентированных задач и выполнения специальных заданий по физике, выступлений с докладами, отчетами и презентациями, экскурсионным посещением промышленных предприятий, участия в физическом КВН.

Наши рекомендации