Глава 1. критериальное и организационно-методическое обеспечение диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики

Диагностика Сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров

В процессе изучения физики

Монография

ИНФРА-М

Москва 2014

УДК 372.853

ББК

Калеева Ж. Г. Диагностика сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Часть 2.– М.: ИНФРА-­М, 2014. – 154 с.

ISBN 978-5-16-

В монографии описаны способы диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Приведено описание методики использования бесплатно распространяемой авторской компьютерной программы «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов»; алгоритма сопоставления качественных и количественных характеристик уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров; комплекта методических рекомендаций по оптимизации способов оценки и автоматизации аналитико-графической обработки результатов диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. В качестве примера оформления диагностических результатов приведены сведения об успешной апробации системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Монография содержит фрагменты учебно-методической документации (рабочей программы, комплекса задач и заданий по физике с профессиональной спецификой) и контрольно-оценочного фонда дисциплины «физика» с профессиональной дифференциацией для направления подготовки 190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Монография может быть полезна преподавателям физики в технических вузах.

ББК

ISBN 978-5-16- Калеева Ж.Г., 2014

Подписано в печать 25.07.2014. Формат 60x88/16.
Гарнитура Newton. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 15,0. Уч.­изд. л. 18,72.
Тираж 500 экз. Заказ №

Цена свободная.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в.

Тел.: (495) 380­05­40, 380­05­43. Факс: (495) 363­92­12

E-mail: [email protected] http://www.infra-m.ru

Отпечатано по технологии «печать по требованию»

Тел.: (495) 363-92-15; e-mail: [email protected]

www.rior.ru

ВВЕДЕНИЕ

Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики предназначена для оценки эффективности процесса формирования указанного качества личности. Под профессиональной компетентностью будущих инженеров в настоящей монографии понимается интегральная характеристика готовности студентов к реализации профессиональных функций и действий специалистов на основе полученных физико-технических знаний. Показателями профессиональной компетентности будущих инженеров являются профессиональные компетенции, определенные ФГОС ВПО 2009 г. для каждого направления подготовки, и сгруппированные в монографии по обобщенным видам профессиональной деятельности инженеров (научно-исследовательской; организационно-управленческой; проектно-конструкторской; производственно-технологической; сервисно-эксплуатационной).

Методическая система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров представляет собой взаимосвязанную совокупность структурных компонентов, обеспечивающую организацию и функционирование учебно-квалификационной деятельности преподавателей и студентов, направленной на приобретение будущими инженерами профессиональной компетентности в процессе изучения физики. Для описания структуры указанной методической системы в настоящей монографии использована следующая схема методической системы по Кузьминой Н. В [121-123]. Подробнее структура и содержание указанной системы представлено в монографии [94], ниже будет представлена краткая характеристика основных компонентов указанной системы.

Цель формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики – достижение оптимального уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров.

Содержание формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики включает в себя: подбор тематического содержания изучаемых разделов физики в соответствии с материалом других дисциплин, изучаемых одновременно; профессиональная дифференциация содержания дисциплины «Физика».

Методы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики будут описаны по классификации методов обучения Бабанского Ю. К. [33]. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (устного изложения материала по физике, обсуждение, рассказ, беседа, интервью, доклад, выступление), наглядные (использование физических демонстраций с профессиональной спецификой, показов), практические (изложение логики решения инженерной задачи на основе физических знаний; применение компьютерных практикумов в процессе обработки данных); репродуктивные (изложение физических законов, способов решения задач и упражнений, проектная и частично-поисковая деятельность). Методы контроля и самоконтроля: проверки и самопроверки знаний по физике; тестирование, анкетирование, выполнение заданий по определению уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: деловые игры, интерактивные ситуации, проблемное изложение материала по физике, поощрение, дифференциация заданий по физике.

Методы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. В настоящей монографии мы будем придерживаться определения Коджаспировой Г. М. и Коджаспирова Ю. А. согласно которому, при выполнении определенных требований, совокупность разработанных авторских методик формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики может быть названа технологией [107]. Автором разработано четыре педагогических технологии: интерактивно-коммуникационная, информационно-аналитическая, проектная и продуктивная технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Подробное описание содержания указанных педагогических технологий приведено в монографии [94].

Организационные формы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Персональные консультации-тренинги и выполнения заданий по компьютеризированной обработке данных по физике. Групповое выполнение заданий по физике (в форме деловой игры, и самоуправления). Фронтальное тестирование и анкетирование. Лекционно-семинарская система, самостоятельная работа, смешанная и комбинированная форма организации занятия по физике. Лекция (вводная, информационная, обзорная, проблемная, с визуализацией, бинарная, с запланированными ошибками, конференция, консультация, дискуссия, деловая игра, блицтурнир, брифинг, кино-, теле и видео-лекция). Практические занятия по физике (в проблемной форме, по образованию понятий, установлению законов; с использованием компьютерных (в том числе и диагностических) средств, по обобщению и систематизации знаний). Семинары по физике (семинар-конференция, консультация, коллоквиум, зачет, тестирование, контрольная работа, деловая игра, видеоконференция, вебинар). Лабораторная работа (ситуативно-мотивационная, исследовательская, опытно-экспериментальная, эвристическая, контрольно-аналитическая формы организации лабораторного занятия с использованием авторских компьютерных практикумов обработки полученных физико-технических результатов лабораторных исследований). Самостоятельная работа (рефераты, материалы для изучения, индивидуальные задания). Экскурсия (вводные, текущие, итоговые экскурсии на предприятия и организации, позволяющие изучить физические основы необходимых видов инженерной деятельности).

Средства формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Печатные образовательные издания (пособия по формированию профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики; литература по физике, рабочие тетради для лабораторных работ по физике; шаблоны решения задач). Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные лекции, компьютерная программа «Диагностика уровня развития профессиональных компетенций студентов», тестовая база данных, база данных обучающих материалов и алгоритм ее использования, системы КОМПАС-3D и MATLAB, табличные процессоры Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc, демоверсии инженерных программных продуктов, образовательные ресурсы, электронные издания, учебники и энциклопедии, учебные курсы, мультимедийное обеспечение лабораторных комплексов). Аудиовизуальные средства (фото и видеоматериалы, презентации по физике, кино и видео фильмы и их фрагменты). Наглядные пособия (плакаты, стенды, интерактивные доски, демонстрационные установки, приборы, макеты, модели, коллекции). Учебные приборы, (штангенциркуль, весы, секундомер, микрометр, вискозиметр, манометр, термометр, пирометр, мультиметр, омметр, амперметр, вольтметр, милливеберметр, люксметр, логометр, осциллограф, звуковой генератор, микроскоп, барометр и др.). Наблюдаемые на экскурсиях объекты профессиональной деятельности инженеров, инструменты и оборудование, а так же создаваемые студентами их макеты и модели.

Глава 1. КРИТЕРИАЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

1.1.Критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров

В целях оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров следует описать показатели, как совокупность профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 2009 г. и сгруппированных по обобщенным видам профессиональной деятельности инженеров и определить 4 уровня сформированности указанных показателей: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый, и сформулировать критерии оценки уровня сформированности указанного качества личности.

В практике описания критериев качества профессиональной подготовки специалистов используются различные методологические подходы. Методика оценки уровня компетентности выпускников технических вузов на основе критериев профессионализма и компетентности была разработана Чурляевой Н. П. [262]. В своих работах она использовала структурно-компетентностный подход к построению педагогической системы подготовки специалистов в техническом вузе при помощи учебных модулей и специальных педагогических технологий с использованием имитационных механизмов организации учебной деятельности. Методы диагностики качества обучения студентов в современном вузе на основе информационно-экспертной системы с индикативными показателями разрабатывала Левина Е. Ю. [131].

В настоящей монографии под критериями понимаются признаки, на основании которых формируется оценка уровня сформированности профессиональной компетентности, фактическое основание такой оценки. Под показателями профессиональной компетентности понимаются профессиональные компетенции, характеризующие наличие профессионально-значимых физико-технических знаний и сформированных практических навыков и умений реализации профессиональных функций и действий инженера. Уровнем развития профессиональной компетентности мы будем называть степень развития соответствующих показателей. Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров будет проводиться в соответствии с критериями его оценки на основании модели, выбранных показателей по четырем уровням их сформированности: оптимальному, допустимому, критическому, недопустимому. В соответствии с моделью профессиональной компетентности будущих инженеров критерии качественной оценки уровня профессиональных компетенций предполагают структуризацию по обобщенным видам профессиональной деятельности инженеров: научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной. Представленные критерии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров разделены на инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть информирует об уровне сформированности профессиональных компетенций будущего инженера на основании обобщения характеристик профессиональной деятельности, представленной в ФГОС ВПО 2009 г. различных направлений профессиональной подготовки инженеров, а вариативная часть на примере выбранной специальности отражает ее квалификационную специфику. В таблице 1.1. представлено описание критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров.

Наши рекомендации