Категории формообразования в отражении процессов самоорганизации
Интертеоретический анализ современной революции в естествознании, проведенный нами в первой главе, показал, что главное содержание революционных изменений в области физики состоит в появлении физических исследовательских программ, направленных на отражение процессов становления сложных систем с более высокой степенью упорядоченности, чем исходная. Напомним что речь идет о самопроизвольных необратимых процессах самоорганизации.
Мы уже упоминали о том, что переход физики к теоретическому описанию процессов становления породил многие методологические проблемы: и связанные с теоретической реконструкцией самоорганизации (что для физики внове), и касающиеся соотношения этого нового знания с обширным массивом познавательных результатов традиционной «физики существующего». На наш взгляд, прояснению смысла этих методологических проблем и исследованию возможных путей их решения будет способствовать категориальный анализ теоретических моделей самоорганизации. Выбор в арсенале философских средств анализа естественнонаучного знания именно категориальных форм его осмысления связан со спецификой нынешнего этапа в развитии некоторых областей точного естествознания. Дело в том, что категории мышления являются граничными определителями смысла. Между тем формулировка многих проблем, например в современной космологии, обнаруживает как раз приближение к границам осмысленности. Предельными по сути в этом смысле являются такие вопросы: что было до начала времени? каковы условия возникновения материи из ничего? что было, когда ничего не было? И хотя в формулировках такого рода присутствует, конечно, доля щегольства, более адекватными формулировками космологи по сути дела не располагают [59, 147—214]. Характерно, что не только в применении к столь экстремальным и глобальным обстоятельствам, как рождение Вселен-
ной, обнаруживается ограниченность традиционного понимания используемых физикой категориальных средств. Самоорганизация диссипативных структур в макроскопических масштабах и обыденных ситуациях (скажем, образование ячеек Бенара в слое масла на раскаленной сковороде) также оценивается физиками как «поразительный пример, демонстрирующий способность неравновесности служить источником упорядоченности» [47, 13]. Такая оценка связана с неприменимостью к образованию диссипативных структур классического критерия упорядоченности Больцмана, ассоциирующего упорядоченность с устойчивостью равновесных структур типа кристалла.
Оба эти примера показывают ограниченность актуально использовавшихся традиционной физикой методологических средств для осмысления неклассических ситуаций, отражаемых современными физическими концепциями. Речь идет о необходимости расширения философских оснований физического знания, прежде всего категориальных форм его осмысления. Такое расширение может мыслиться как развитие категориальных структур, эксплицируемых в понятийном аппарате теорий; связанное с этим обстоятельством расширение содержания понятий, сопоставляемых с соответствующими категориями; привлечение к осмыслению познавательных результатов ранее не используемых в этой области знания категорий.
Поскольку в поле зрения теоретического описания оказывается становление нового, на наш взгляд, открывается возможность использования потенциала диалектики как идеальной модели теоретического воспроизведения процессов развития. Преимущество подхода с этих позиций состоит в том, что можно воспользоваться систематизированными группами категорий, выработанными мировой философской мыслью при отражении процессов развития человеческого познания и общественной жизни. Степень адекватности этих категориальных систем понятийным структурам физических теорий будет свидетельствовать об уровне отражения последними процессов развития, о перспективах развития как физического, так и философского знания. То обстоятельство, что речь идет о теоретическом уровне отражения процессов становления, побуждает нас обратиться к категориям сферы сущности. При этом логично прежде всего рассмотреть экспликацию категорий формообразования в понятийном аппарате теорий самоорганизации. Во-первых, все эти теории касаются формирования определенных структур, что определяет уместность обращения к категориальным средствам отра-
жения именно формообразования. Во-вторых, категориальные структуры детерминации касаются более глубокого уровня познания сущности процессов развития, и к ним имеет смысл обратиться позже.
Существенные отношения формообразования, диалектика категорий формы и содержания раскрываются через систему категорий: «элемент» и «структура», «целое» и «часть», «внутреннее» и «внешнее». Системная связь категорий призвана воспроизвести объективный ход развития предмета и процесс познания его сущности. Охарактеризуем вкратце эту связь с точки зрения диалектики [33].
Проблема отношения формы и содержания исторически возникла в рамках решения фундаментальной мировоззренческой проблемы: как возможны постоянство и повторяемость явлений при их непрерывном изменении? До Гегеля эта проблема рассматривалась в категориях «форма» и «материя». Гегель отверг идею неизменности материального субстрата изменений и выдвинул понятие «содержание», воплощающее единство формы и материи. Он писал: «Содержание... определено в себе... как принявшая форму материя» [23,84].
Материалистически переосмысливая гегелевские идеи, К. Маркс углубил различие содержания и субстрата: содержание — это субстрат в единстве с его формой. Поэтому обнаружение материального субстрата — лишь ступень в познании содержания. Содержание — реальный процесс развертывания основания предмета, т. е. его становление. Тогда форма оказывается становящейся и развивающейся структурой (складываются устойчивые связи элементов содержания). Здесь содержание определяет форму. Форма выступает как результат самоформирования предмета, она не привносится извне. Категории «элемент» и «структура», «часть» и «целое», «внутреннее» и «внешнее» конкретизируют диалектику содержания и формы в развитии предмета. Источником развития служит противоречие, заключенное в основании как начале развития. В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей происходит раздвоение единого, возникновение существенных различий — дифференциация. Через механизм дифференциации основание переходит в содержание как совокупность элементов. Дифференциация элементов с необходимостью дополняется интеграцией их в систему за счет возникновения устойчивых связей между элементами. Таким образом, создается оформление содержания, возникает устойчивая структура.
Генетическое выведение элементов из основания, действие интеграционных процессов всякий раз происходят согласно логике развертывания конкретного основания определенного предмета. Так, становление Вселенной в соответствии с современными космологическими моделями, основанными на унитарных калибровочных теориях, включает в себя в любом из «сценариев» последователлное раздвоение единого.
Из исходного суперсимметричного состояния в результате спонтанного нарушения симметрии выделяется гравитационное и объединенное взаимодействие; на более поздних этапах расширения пространства Вселенной (через 10-43 с после Большого Взрыва) и соответствующего понижения температуры до 1027К из объединенного взаимодействия выделяются сильное и электрослабое взаимодействия, и, наконец, электрослабое взаимодействие разделяется на электромагнитное и слабое. В результате каждого из этих качественных скачков происходит дифференциация элементарных частиц. Так, при разделении электрослабого и сильного взаимодействий нарушается симметрия между частицами, способными вступать в такие взаимодействия: барионами (тяжелыми) и лептонами (легкими) частицами. Барионы уже не могут превращаться в лептоны (начинает действовать закон сохранения числа барионов), в результате возникают устойчивые элементы (например, протоны), являющиеся основой всех более сложных структур, образовавшихся впоследствии на их основе, в том числе и нас с вами, читатель. Многообразные элементарные частицы, появившиеся в результате этой дифференциации, различаются прежде всего своей способностью вступать в различные типы физических взаимодействий. Таким образом, дифференциация естественно дополняется интеграцией (возникновением устойчивых связей, в результате чего образуются ядра химических элементов, атомы, молекулы и т. д.).
Как видно из этой беглой иллюстрации, процессы формообразования при становлении Вселенной естественным образом выражаются через такие категории, как «элемент» и «структура». Но это еще бедные, абстрактные определения по отношению к категориям «часть» и «целое». Действительно, по отношению к системе как целому элементы или их совокупности выполняют определенные функции, обеспечивающие существование этого целого, т. е. выступают как его части.
К. Маркс писал: «Сама... органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие
в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует момент ее, системы, процесса, ее развития» [1, 229]. Описанное Марксом формирование органическим целым собственных частей путем подчинения элементов невольно ассоциируется с принципом подчинения — основополагающим принципом синергетики. Он действует при образовании диссипативных структур в активных средах не только биологической, но и химической, и физической природы. При образовании автоволн наблюдаются эффекты синхронизации: элементы среды совершают колебания с частотой, навязываемой наиболее быстрым источником. Тот же принцип подчинения действует при образовании тепловых структур в плазме: «Один из процессов развивается быстрее всех остальных, которые по сравнению с ним как бы «замирают». За время, характерное для этого процесса, остальные величины не успевают существенно измениться» [44, 16].
Следует подчеркнуть, что в системах, описываемых синергетикой, элементы, организуемые в части формирующейся целостности, не образуются заново в ходе дифференциации, как это предусматривается классической схемой диалектики, и что реализуется, как мы видели, в космологических моделях становления Вселенной. .Эти элементы преднайдены для новой структуры как элементы исходной среды; более того, условием образования новой целостности оказываются те же взаимодействия между элементами, которые существовали и в условиях равновесия. Однако «вдали от равновесия между химической кинетикой и пространственно-временной структурой реагирующих систем существует неожиданная связь. Правда, взаимодействия, определяющие значения констант скоростей и коэффициентов переноса, обусловлены короткодействующими силами (силами валентности, водородными связями и силами Ван-дер-Ваальса). Но решения соответствующих уравнений зависят, кроме того, от глобальных характеристик. Эта зависимость (весьма тривиальная на термодинамической ветви вблизи равновесия) становится решающей в химических системах, действующих в условиях, далеких от равновесия. Например, для возникновения диссипативных структур обычно требуется, чтобы размеры системы превышали некоторое критическое значение— сложную функцию параметров, описывающих ре-
акционно-диффузионные процессы. Можно поэтому утверждать, что химические неустойчивости задают дальний порядок, посредством которого система действует как целое» [62, 117].
Таким образом, категории целого и части оказываются значительно более адекватными применительно к процессам самоорганизации, чем категории «элемент» и «структура», особенно в том понимании последних, которое характерно для методологии физики при описании устойчивых равновесных систем, когда свойства системы полностью определяются взаимодействием ее элементов и понятие связи сводится к актуально осуществляющемуся их взаимодействию. Такое понимание было естественно для того уровня физического познания, когда физические системы рассматривались вне их становления и развития— лишь в их функционировании. Поскольку сложившаяся структура как закон определяет функционирование системы, анализ ставшего результата порождает видимость определяющей роли формы, т. е. готовые формы представляются изначальными условиями существования содержания. Но если форма определяется структурой, т. е. устойчивыми связями между элементами, то становятся понятными основания методологических установок редук-ционизма: от элемента к системе, от части к целому. Однако развитие идет не от части к целому, а от неразвитого целого к развитому целому.
Логический переход от категорий «элемент — структура» к категориям «часть-—целое» отражает переход в развитии. Элементы содержания организуются в части целого, когда они (или их совокупности) выполняют функцию в этом в целом. Например, автоволновые процессы в нейронных сетях осуществляют передачу информации, а в мышцах миокарда — механический макротранспорт вещества и энергии. Способность самоорганизующихся структур выполнять определенные функции в живом организме хотя и проливает новый свет на некоторые важные проблемы, скажем, морфогенеза, в принципе не вызывает удивления, поскольку диалектический подход к организму как целому давно представлен в методологии биологической науки, в частности через понятия органической системы, функциональной системы [17,16].
В методологии физики возможность отнесения самоорганизующихся систем к органическим системам открывает совершенно новую страницу, поскольку до сих пор объекты физико-химической природы рассматривались вне их становления и развития и соответственно выступа-
ли как «неорганические» системы, что оправдывало редук-ционистский подход к соотношению части и целого, элемента и структуры.
Как показано выше, именно соотнесение фундаментальных теорий физики «существующего» с новыми теоретическими построениями «физики возникающего» составляет одну из важнейших методологических проблем физической науки. На наш взгляд, переосмысление всего здания физики с точки зрения теорий самоорганизации предполагает рассмотрение устойчивых объектов, являющихся предметом теорий «физики существующего», как результата предшествующей самоорганизации. Категориальное обеспечение такого рассмотрения предполагает четкое различие категорий «целое» и «целостность», о чем пойдет речь в следующем параграфе.
Указанное различение позволит нам обратиться к понятию «мир как целое» и закончить исследование проблем формообразования Вселенной, поскольку самоорганизующимся целым в данном случае выступает в известном смысле именно мир. В тесной связи с этими проблемами находятся и вопрос об основании становления мира, и поиски подходов к философски корректным формулировкам некоторых предельных вопросов современной космологии. Что касается вопроса, поставленного в данном параграфе, то окончательные выводы, очевидно, делать рано. Хотя отдельные фрагменты категориальных схем формообразования удивительно удачно проецируются на теоретические модели синергетики и космологии (впрочем, сторонника диалектики это как раз и не должно, наверное, слишком удивлять), проводить дальнейший анализ, отвлекаясь от проблем детерминации, невозможно. Действительно, категории внутреннего и внешнего, к рассмотрению которых мы должны перейти в сответствии с принятой нами категориальной схемой формообразования, не поддаются анализу вне процесса детерминации. Так, внешняя форма складывается под влиянием всех условий, т. е. оказывается продуктом двойной детерминации: условиями и основанием.
Выявление отношений формообразования, даже если они взяты в их генезисе,— это отражение лишь одной из сторон сущности. Если ею ограничиться, то мы окажемся в рамках системно-структурного подхода в его структурно-генетическом варианте. Диалектика же как теория развития предполагает воспроизведение становления и развития предмета в его необходимости, детерминированно сти собственным основанием и условиями его формиро-
вания и существования. Поэтому, различив понятия «целое» и «целостность» применительно к самоорганизующимся системам, мы рассмотрим проблемы детерминации становления целого, а затем уже вернемся к рассмотрению формообразования в процессах самоорганизации.
§ 2. САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ И ЦЕЛОЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМООРГАНИЗАЦИИ
По поводу соотношения категорий «целое» и «целостность» в литературе по материалистической диалектике можно встретить набор разных, иногда прямо противоположных мнений, опирающихся, впрочем, на одни и те же положения в работах Маркса и Гегеля. Так, А. Н. Аверьянов считает целостность признаком завершенности системы, конечности восходящего этапа данной системы [5, 32— 33], а Л. Г. Шаманский подчеркивает в понятии целостности изменчивый, незамкнутый характер [80, 18].Впрочем, все авторы, затрагивающие проблемы целостности, связывают это понятие с органическим целым, с саморазвивающимися системами [4, 15; 71, 20; 17, 16; 82,14 ].
Нам в наибольшей степени импонирует и представляется наиболее обоснованным то различение целого и .целостности как категорий материалистической диалектики, которое проводит Л. Г. Шаманский. «Под целым,— пишет он,— понимается результат вместе со своим становлением, под целостностью — абсолютное движение становления» [80, 6], ссылаясь при этом на Гегеля: «Суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вме-ст'е со своим становлением» [24, 2]—и на Маркса: «Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [1,476].
Мы изложим основные черты различения понятий, соотносимых материалистической диалектикой с категориями «целое» и «целостность», с точки зрения рассматриваемой нами концепции, пытаясь параллельно сопоставлять философским положениям физические модели.
Итак, «в обоих понятиях представлены процессуальные (временные) характеристики, однако, если в определении целого процессуальность представлена ретроспек-
тивно: становление как движение к самому себе с позиций уже известного результата, то в определении целостности временной поток открыт в будущее; несмотря на то, что в понятиях целого и целостности отражается один и тот же процесс становления, однако различны стороны этого процесса: в понятии целого отражается устойчивость процесса становления, его повторяемость, тогда как в понятии целостности — его изменчивость, незамкнутый характер» [80,6—7].
Оговорим теперь одно терминологическое различие. Термин «целостность» как существительное, образованное от прилагательного, может обозначать признак как свойство предмета или сам предмет. У Л. Г. Шаманского термины «целое» и «целостность» отнесены к предметам (а не к свойствам или отношениям). Но может появиться потребность обозначить словом «целостность» не процесс «абсолютного движения становления», а признак того, что система стала целым, т. е. обозначить этим термином свойство, а не предмет. Кстати, цитировавшийся в начале параграфа А. Н. Аверьянов как раз в последнем смысле и использует термин «целостность». Тогда противоречие между ним и Л. Г. Шаманским кажущееся, поскольку, характеризуя признаком целостности завершенность системы, А. Н. Аверьянов дает как раз характеристику целого, устойчивый характер которого подчеркивает и Л. Г. Шаманский.
Итак, мы будем использовать термин «целостность» в двух смыслах: как обозначение открытого незамкнутого процесса становления системы целым (предмет) и как обозначение свойства (признака) системы, уже ставшей целым, свойства «быть целым». Различие словоупотребления будет очевидно из контекста.
Открытость, незамкнутость самоорганизующейся системы как целостности особенно ярко проявляется в критических точках, т. е. при тех значениях параметра, когда возникают бифуркации (норые решения уравнений). Ситуации возникновения бифуркаций связаны с неустойчивым состоянием системы, когда дальнейший путь ее эволюции не определен однозначно: в точке бифуркации решения уравнений раздваиваются.
И. Пригожин подчеркивает, что «вблизи фазового перехода мы имеем два «наиболее вероятных значения»... и флуктуации между этими двумя... значениями становятся весьма существенными» [62, 148]. Именно флуктуации определяют выбор между этими значениями и соответственно путь эволюции системы, причем следует иметь в ви-
ду, что сами флуктуации крупномасштабны и резко отличаются от средних значений параметров в исходном состоянии среды. Неустойчивость, открытость системы (в смысле проблематичности выбора дальнейшего пути) являются чертами становящейся целостности: «Вблизи критической точки химические корреляции становятся крупномасштабными. Система ведет себя как единое целое, несмотря на то, что химические взаимодействия носят короткодействующий характер» [62,148].
Неоднозначность возможностей, принципиальная роль случайности делает поведение становящейся целостности необратимым: движение в нелинейных диссипативных системах невоспроизводимо по начальным условиям. Однако для того чтобы необратимость в поведении самоорганизующейся целостности выступала в качестве момента развития, она не должна сводиться к невоспроизводимости этого поведения при воспроизведении начальных условий. Конечно, подойдя вновь к критическому значению параметра, система может в точке бифуркации в силу высокой вероятности флуктуации иного рода выбрать иной путь. А если система проходит ряд последовательных бифуркаций, ее судьба оказывается тем более неповторимой. При этом движение системы может усложниться в смысле роста упорядоченности, о чем свидетельствуют расчеты,— энтропия уменьшится [38, 15—19], хотя на первый взгляд это усложненное движение будет восприниматься как хаос: движение потока жидкости, например, приобретает все более сложный турбулентный характер, крупные вихри как самоорганизованные целостности дробятся; частота колебаний в радиотехнической или химической системе может последовательно удваиваться или стохастически меняться и т. д. При этом, однако, новизна самоорганизующихся целостностей будет преходящей и, так сказать, непринципиальной, поскольку здесь нет еще возможности сохранения ставшего, его воспроизведения, т. е. перехода от процесса становления целостности к его результату.
Необратимость, связанная не только с появлением, но и с удержанием нового, хотя и предполагает в качестве своего условия неустойчивое поведение исходной среды, с необходимостью требует устойчивости вновь сформировавшихся систем.
В синергетике понятие диссипативной структуры отражает именно устойчивые результаты самоорганизации. Попробуем проверить, соответствуют ли объекты, сопоставляемые этому понятию, категории «целое» в том ее
понимании, которое характерно для диалектической философской мысли.
Итак, понятие целого предполагает устойчивость, повторяемость, воспроизводимость процесса становления. Очень четко эти черты органического целого зафиксировал Шеллинг: «Изменение, обращенное на самое себя, приведенное в покой,— это как раз и есть организованность... Покой является выражением органического образования (структуры), хотя постоянное воспроизведение такой успокоенности возможно лишь благодаря непрерывно идущему внутри изменению» [81, 209—210].
Понятие структурной устойчивости, играющее важную роль в теории самоорганизации, открывает большие возможности для рассмотрения диссипативных структур как органического целого. Дело в том, что образование таких структур не зависит ни от разброса в начальных условиях, ни (коль скоро они уже образовались) от флуктуаций значений параметров. Например, «все свойства автоволны в вбзбужденной среде полностью определяются лишь характеристиками самой среды» [39, 8], скорость, амплитуда и форма автоволны не зависят от начальных условий, система как бы «забывает» их. Математически это может выражаться возникновением так называемого предельного цикла для траектории в фазовом пространстве решений соответствующих уравнений, т. е. со временем любая начальная точка в фазовом пространстве приближается к одной и той же периодической траектории [62, 113]. Это означает, что диссипативная структура способна к самовоспроизведению. Возникновение предельных циклов — не единственная форма поведения систем в «закритической» области их существования. Но в любом случае устойчивые диссипативные структуры характеризуются периодичностью своего поведения. Так, автокаталитические химические реакции, играющие важную роль в жизнедеятельности организма, имеют циклический характер. Известна, например, модель Эйгена, в основе которой лежит идея перекрестного катализа: «Нуклеотиды производят протеины, которые в свою очередь производят нуклеотиды. Возникает циклическая схема реакций, получившая название гиперцикла. Когда гиперциклы конкурируют, они обнаруживают способность, претерпевая мутацию и редупликацию, усложнять свою структуру» [62, 121].
Таким образом, диссипативные структуры можно рассматривать как органическое целое, воспроизводящее условия своего существования во взаимодействии со средой и способное к саморазвитию. Возникает вопрос: достаточ-
на ли степень устойчивой целостности, которая свойственна диссипативным структурам как органическому целому, для того, чтобы послужить основой возникновения структур более высокого уровня организации? В известном смысле — да, в качестве частей, выполняющих определенную функцию в целом. Мы уже упоминали о том, какие функции выполняют автоволновые процессы в развитом организме; понятие диссипативной структуры успешно применяется при синергетическом описании процессов морфогенеза, т. е. конкретного становления живого организма, формирования им своих частей. Но в этом случае речь идет скорее о воспроизведении известного целого, чем о становлении принципиально новой целостности, для которой целые предшествующего уровня развития выступают лишь как элементы, из которых новая становящаяся целостность уже может формировать себе части. Но для того чтобы выступить в качестве элемента, система должна обладать особенно высоким уровнем устойчивой целостности.
Вообще говоря, в философии целостность наивысшего уровня ассоциируется с понятием «тотальность». Гегель писал: «Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей определенности и служит основанием более обширной сферы...» [25,100].
Этот аспект проявления тотальности — как бы вовне — в принципе можно было бы сопоставить со способностью сложной системы, обладающей высокой степенью устойчивой целостности, выступить в качестве элемента иного целого: «Целое — есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый- момент»... [25, 100].
Однако если мы подходим к элементу как к проявленной вовне тотальности, то это обязывает к соответствующему взгляду на него изнутри как на конкретное, которое «есть развертывающееся в самом себе и сохраняющее единство, т. е. тотальность» [25, 100].
Таким образом, к системам, способным выступать в качестве элементов, следует, очевидно, подойти исторически, с точки зрения их становления, чтобы понять основания их устойчивой целостности как тотальности.
Исторический подход в физике применяется пока в основном в рамках синергетики, а сложные системы, способные выступать в качестве элементов (ядра, атомы, молекулы—фундаментальные структурные единицы материи), являются предметом традиционных физических теорий с их внеисторическим подходом. Значит, речь идет
опять-таки о сопоставлении «физики возникающего» и «физики существующего».
Нам представляется, такое сопоставление, проведенное на методологическом уровне, может быть полезно, по крайней мере, по двум пунктам. Во-первых, вычленив физический критерий устойчивой целостности для тех физических систем, которые продемонстрировали свою способность выступать в качестве элементов, мы можем проверить, соответствуют ли этому критерию диссипативные структуры. Во-вторых, следует поискать пути применения исторического подхода, свойственного теориям самоорганизации, к структурным единицам вещества, чтобы выяснить, корректно ли по отношению к ним употребление категории «тотальность».
§ 3. ЕДИНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ УСТОЙЧИВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ СИСТЕМ
Критерий устойчивости замкнутой физической системы, принятый в методологии линейной физики (энергия внутреннего взаимодействия элементов системы больше энергии внешних воздействий), заведомо неприменим к состояниям, далеким от равновесия. Неравновесные системы принципиально открыты, поскольку и энергетически малое воздействие, если оно резонансно характеристическим особенностям системы, может привести к существенным изменениям. В этом смысле понятие замкнутой (не обменивающейся со средой веществом), а тем более изолированной (не обменивающейся со средой энергией) системы соответствует лишь некоторым искусственно созданным и специально поддерживаемым ситуациям (термостат, например), а по отношению к природным объектам оказывается основанным на идеализации.
Более того, названный нами критерий ограничен уже по отношению к квантовым представлениям, поскольку внешнее воздействие может быть воспринято квантовой системой не при любой его энергии, а лишь при определенном, характерном для данной системы значении. Эти характеристические значения различаются для ядер, атомов, молекул на порядки, что и определяет существование иерархии уровней структурной организации материи или «квантовой лестницы». Так удачно был назван В. Вайскопфом [22, 46—53] тот абстрактный объект физической картины мира, который позволяет соотнести на основе квантовых принципов предметы разных физических тео-
рий. Квантовая физика дает основание для объяснения устойчивости всех сложных систем, поскольку она выдвигает основания устойчивости их элементарных составляющих. Дискретность энергетических состояний ядер, атомов, молекул как квантовых систем определяет характеристические значения квантов энергии, которые эти системы могут поглощать, и соответственно наличие собственных характеристических частот спектров их излучения и поглощения.
Интересно, что спектры ядер, атомов, молекул имеют «одночастичный» характер, т. е. представляют собой набор узких дискретных линий, в отличие от широкополосных спектров коллективных связанных состояний многочастичных образований. Между тем сами ядра, атомы, молекулы также являются многочастичными системами, однако имеют линейные «одночастичные» спектры, т. е. выступают как одна частица, что и позволяет им играть роль элементов по отношению к системам более высокой ступени квантовой лестницы. Если, как мы условились, считать эту способность проявлением тотальной целостности (тотальности) сложных систем, то в качестве физического критерия тотальности можно выдвинуть «одночастичность» спектров действия системы, т. е. наличие у нее собственных характеристических частот .
На уровне квантовомеханической теории свойство целостности выражается через описание системы одной волновой функцией. Такое свойство проявляется не только микроскопическими объектами (ядро, атом, молекула). Существуют макроскопические квантовые эффекты (сверхпроводимость, сверхтекучесть), при которых система ведет себя как целое и описывается одной волновой функцией. Равновесные фазовые переходы второго рода приводят к образованию таких макроскопических квантовых структур за счет снятия хаотичных тепловых перемещений микрочастиц при сверхнизких температурах и установления глобальной когерентности их движения.
Однако для того чтобы система обладала высокой устойчивостью, необходима еще и периодичность волновой функции, описывающей систему. «Если гамильтониан имеет дискретный спектр,— пишет И. Пригожин,— то и изменение волновой функции периодично» [62, 184]. В свою очередь существование дискретных энергетических состояний системы (дискретный спектр гамильтониана) прояв-
___________________
*Этот критерий (без использования понятия "тотальность") был сформулировал С.П. Ситько [86, 135-137].
ляется в дискретности спектров ее излучения и поглощения, а периодичность волновой функции свидетельствует об устойчивости системы, воспроизводящей себя как целое. Таким образом, И. Пригожин вплотную подходит к возможности формулировки того физического критерия устойчивой целостности систем, который мы рассматриваем. Но И. Пригожина интересует как раз неустойчивость, необратимость неравновесных фазовых переходов. И он подчеркивает, что необратимость процессов может иметь место при выполнении необходимого условия, которое состоит в существовании непрерывного спектра функции Гамильтона для системы [62, 184].
Таким образом, то различие незамкнутой, становящейся целостности, необратимой в своей невоспроизводимости, и целого на уровне тотальности, воспроизводящего процесс своего становления и сохраняющего себя как его известный результат, то философское различие, о котором шла речь в предыдущем параграфе, может быть выражено математически. Обобщая условие необратимости, сформулированное для квантовых систем, И. Пригожин пишет: «Необратимость может возникать в классических и квантовых системах, причем в обоих случаях только при условии, что оператор Лиувилля имеет непрерывный спектр» [62, 266]. Дискретный спектр энергетических состояний системы и наличие собственных характеристических частот, связанных с переходом между этими состояниями, — это в соответствии с приводимым нами критерием признак тотальной целостности системы.
Итак, различие между объектами физики возникающего и физики существующего может быть выражено математически, но связь между ними еще не столь ясна. Правда, существует объект, сконструированный на основе квантовой механики, который оказался прототипом синергетической системы [75, 26]. Это лазер. Неравновесный фазовый переход, осуществляемый при определенной мощности накачки, приводит к тому, что атомы рабочего тела лазера начинают действовать скоррелированно, в результате чего лазер испускает монохроматический свет. Когерентность лазерного излучения — это, как и в случае со сверхпроводимостью, макроскопический квантовый эффект, но достигаемый в открытой системе за счет получения энергии извне.
Однако лазер как синергетическая система не обладает даже той степенью структурной устойчивости, которую проявляют, например, диссипативные структуры. Дело в том, что предельные циклы в решении нелинейных уравне-
ний могут появляться только при наличии особых точек. чего нет в случае с лазером. Таким образом, хотя между становящейся целостностью процессов самоорганизации и тотальной целостностью структурных единиц материи можно расположить с позициий категориального анализа диссипативные структуры как целое, являющееся результатом процесса становления, все же это не дает еще оснований говорить ни о самоорганизации устойчивых систем квантовой физи