Констатирующий этап педагогического исследования 2008-2009 г.г
Задачи этапа | Ожидаемые результаты |
1. Выявление уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров, достигаемого студентами в традиционном обучении физики и определение основных затруднений по формированию профессиональной компетентности в процессе реализации инженерной профессиональной подготовки на аудиторных занятиях и в процессе самоподготовки по физике. | 1. Установлено наличие критического уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров по итогам реализации традиционной модели обучения студентов физике. Сделан вывод о необходимости методического совершенствования процесса обучения физике в вузах с целью реализации компетеностной модели будущего инженера. Выявлены основные учебно-методические затруднения, связанные с формированием в процессе изучения физики выделенных в соответствующей модели групп профессиональных компетенций. Определена проблема, цель и задачи научно-педаго-гического исследования. |
2. Оценка и анализ определенного различными диагностическими методами уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. | 2. Произведен качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, выявлено наличие и характер взаимосвязи выделенных групп профессиональных компетенций будущих инженеров. Определены перспективы и закономерности дальнейшего укрепления связей между группами профессиональных компетенций, объединенных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности инженеров. Методически и теоретически обозначены педагогические средства, способы, технологии, направленные на количественное увеличение уровня сформированности профессиональной компетентности студентов в процессе изучения физики. |
3. Выявление инженерной специфики в современной методике обучения физике и определение педагогических затруднений формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. | 3. Выявлена специфика и научно обоснованы существенные методические особенности обучения курсу физики студентов инженерно-технических специальностей. Определены основные современные затруднения в ориентации процесса изучения физики на формирование профессиональной компетентности, методически осмыслены способы их преодоления. Сформулированы педагогические способы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики с учетом определенной методической специфики обучения курсу физики для студентов инженерно-технических специальностей. |
В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента могут быть использованы следующие научные методы:
- наблюдение за деятельностью преподавателей физики и студентов в процессе методической организации изучения курса физики, оценка ее результатов: итогов прохождения федерального интернет-тестирования по физике (ФЕПО), результатов традиционного внутри вузовского тестирования по физике (входной контроль остаточных знаний), итогов проведения межфакультетских олимпиад по физике;
- анализ системы профессиональной подготовки будущих инженеров в процессе изучения курса физики; изучение и совершенствование содержания использующихся рабочих программ и учебно-методических комплексов, фондов контрольно-оценочных заданий, материалов традиционной и новаторской тестовой и задачной базы по физике; содержания лабораторных работ. Изучение специфики использующегося физического оборудования, применяемого на лабораторных работах и лекционных демонстрациях, оценка профессионального содержания курса физики, доступности и интерактивности компьютерных моделей и мультимедийных демонстраций, материалов компьютерного лабораторного практикума, физических стендов, современных инновационных научно-методических разработок, диссертаций, авторефератов, статей, монографий по методике обучения физике студентов инженерно-технических специальностей;
- интервью с преподавателями физики о качестве, трудностях, стратегиях и направлении развития инженерного физического образования; обсуждение научно-методической литературы, дискуссии о практике и тактике внедрения инновационных педагогических разработок обеспечения курса физики. Анкетирование и беседы со студентами инженерно-технических специальностей относительно затруднений освоения получаемых физических знаний и их адаптации к предполагаемой области собственного профессионально-личностного развития;
- анализ, определение и классификация причин появления выявленных основных затруднений преподавателей физики и студентов инженерно-технических специальностей, возникающих в процессе формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики;
- диагностика и оценка уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров с помощью специально разработанного информационно-аналитического оснащения мониторинга параметров и характеристик указанного качества личности, анализ полученных экспериментальных результатов с помощью разработанных способов оптимизации и автоматизации обработки продуктов диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности студентов.
На констатирующем этапе в целях достижения достоверности получаемых экспериментальных сведений может быть использована следующая совокупность способов: реализация комплексного использования разнообразных компьютеризированных методов (самооценки и диагностики) оценки уровня сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики в целях подтверждения достоверности полученных результатов; исключение возможности разглашения цели производящегося обследования с целью устранения возможного психологического влияния на получаемый результат, длительность наблюдений, постоянство диагностического отслеживания динамики экспериментальных характеристик и параметров профессиональной компетентности будущих инженеров, беседы и интервью с субъектами рассматриваемого педагогического процесса.
Таблица 1.2.3.