II.2. Опыт учителей при организации мотивации школьников на уроке физике
1. Урок, построенный на инициативе учащихся
Уроки этого типа ориентируют учителей физики на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют, и на стадии контроля усвоения.
Понятно, что для проявления инициативы при изучении нового мате-риала нужны общие идеи, которыми школьники будут пользоваться. Такие общие идеи рождаются на основе знаний по истории и методологии науки: о возникновении потребности в знаниях в процессе исторического развития общества, о необходимости объяснять накопленные научные факты и возникшие понятия, о выдвижении гипотезы как важнейшем этапе научного творчества, об объяснительной и предсказательной функциях теории, об экс-перименте как критерии истины и шаге к внедрению теории в практику и т. д., и пониманию этих идей нужно исподволь учить ребят.
Представляем вначале опыт организации занятия, целиком посвященного изучению нового материала и целиком осуществленного по предложениям школьников. О нем рассказывает его автор - учительница 366-й средней школы Санкт-Петербурга Г. Д. Бессараб.
К идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся, меня привели поиски путей их активизации, т. е. такой формы организации занятий, при которой все ученики класса работали бы каждый в меру своих способностей с учебником и дополнительной литературой и смогли бы выступить на уроке. Для подготовки урока за неделю до него классу даю следующие задания: подобрать в библиотеке любые книги, где бы в той или иной форме освещалась тема урока; продумать и предложить план изучения данного вопроса на уроке; отобрать материал для своего выступления и рассчитать его не более чем на 5 мин; желающие могут сделать рисунки, схемы (в виде транспаранта для кодоскопа или таблицы) для иллюстрации своего сообщения. Выступающих заранее не назначают и поручения предварительно не распределяют. Только сообщаю о том, какие наглядные пособия имеются по данному вопросу в кабинете физики. Для желающих провожу консультации.
На урок каждый приносит хотя бы одну книгу, с которой работал, и выписки из других книг. Это могут быть учебники и пособия для школ и техникумов, научно-популярная литература, книги из серий ЖЗЛ, «Библиотечка «Квант», «Ученые - школьнику», брошюры общества «Знание», энциклопедические словари и справочники, научно-технические журналы и т.д. Некоторые из них повторяются, но обычно список бывает внушительным - от 20 до 30 наименований. Ценным является и то, что нет ни одного ученика, не принесшего с собой книги и, следовательно, не готового к восприятию материала.
При проведении этого урока для учителя трудными являются следующие моменты: нужно хорошо организовать обмен знаниями, приобретенными учащимися при работе со «своими» книгами; постоянно думать о соблюдении регламента и достижении цели урока, иначе можно «утонуть» в обилии материала; быть готовым к тому, что вдруг учащиеся выберут вариант изложения материала, отличный от того, к которому привык учитель; если будут освещены какие-то новые факты, то нужно уметь их оценить; нужно также уметь направить возможную дискуссию. Но активность учащихся на уроке окупает все трудности его проведения.
В качестве примера учитель приводит урок в XI классе на тему «Рентгеновское излучение». Его этапы: 1) формулирование цели занятия, ознакомление с принесенными книгами, составление их списка на доске - 7 мин; 2) обсуждение вариантов плана изучения материала - 8 мин; 3) работа с материалом, записи в тетрадях - 28 мин; 4) подведение итогов, домашнее задание - 2 мин.
На первом этапе урока учащиеся по очереди давали краткие аннотации «своей» книги или «своей» статьи. Один из учеников записал на доске общий список литературы, предварительно опросив всех. В ходе второго этапа урока были предложены варианты изучения рассматриваемого вопроса; у нас они свелись к следующим:
Вариант I . История открытия рентгеновских лучей; их получение, свойства и применение в медицине и технике.
Вариант II . Понятие о рентгеновских лучах; история их открытия, природа, получение, свойства и применение.
Наиболее логичным всем показался вариант II , так как он больше соответствовал тому плану, по которому изучались ранее другие электромагнитные волны. Перед тем как приступить к основной части урока, учитель напомнила ученикам о необходимости по ходу разбора материала заполнять таблицу «Шкала электромагнитных волн» (в ней сделаны такие колонки: длина волны, получение волны, природа, основные свойства, применение).
Сравнив несколько определений рентгеновских лучей, почерпнутых из разных книг, было дано такое определение этих лучей: рентгеновские лучи - это электромагнитные волны длиной от 10 -8 до 10 -11 м, располагающиеся за ультрафиолетовым диапазоном на шкале волн; границы рентгеновского диапазона слева и справа размыты. Затем один ученик рассказал, как В. К. Рентген открыл Х-лучи. Другой добавил некоторые факты о личности ученого: его большой требовательности и скромности. Затем было сделано еще одно интересное дополнение: о том, что учеником В. К. Рентгена был крупнейший советский физик А. Ф. Иоффе, который оставил любопытные воспоминания о своем учителе. Далее ученица рассказала по таблице об устройстве рентгеновской трубки и показала сохранившуюся в кабинете такую трубку и экран к ней. Ученик привел некоторые технические данные рентгеновских трубок, их напряжение на аноде, давление в баллоне, сведения о материале анода, КПД, энергии излучения электромагнитных волн. Было сделано весьма интересное дополнение: в природе есть естественные источники рентгеновских лучей - это солнечная корона и некоторые другие небесные тела (их изучает рентгеновская астрономия). Затем другой ученик рассказал о тормозной природе рентгеновского излучения, причем дал и волновую, и квантовую картину явления, классификацию лучей (мягкие и жесткие). После этого учащиеся перечислили основные свойства этих лучей: ионизуют газы, вызывают люминесценцию и действуют на фотоэмульсию, обладают большой проникающей способностью, дают дифракционную картину при отражении от кристаллов, оказывают биологическое действие. Многие выразили желание рассказать о применении рентгеновских лучей. Учитель координировала выступления. Вначале шли сообщения об использовании этих лучей в медицине - о рентгенодиагностике, флюорографии, рентгенотерапии; во время рассказа классу продемонстрировали рентгеновские снимки, принесенные учащимися. Затем выступали те, кто говорил о применении рентгеновских лучей в промышленности - о рентгеновской дефектоскопии, рентгеноструктурном анализе (с демонстрацией лауэграмм алюминия, а также порошковых рентгенограмм), а потом шел рассказ об устройстве рентгеновского телескопа, о бетатроне, который является источником рентгеновского из-, лучения. В эту часть урока вошли также краткие сведения об ученых: М. Лауэ, Г. В. Вульфе, Л. Брэгге. На заключительном этапе занятия были проверены записи в таблицах тетрадей, оценены ответы учащихся (отметки получили 10 человек-все «4» и «5») и дано домашнее задание. По изложенной методике, по мнению учителя, целесообразно проводить в IX - XI классах по 2-3 урока в год. При выборе темы важно учитывать, кроме доступности материала учащимся, число имеющихся разнообразных книг по ней.
Опираясь на инициативу школьников, учительница 9-й средней школы г.Луцка Волынской области (Украина) Н. К. Дорошенко организует урок-праздник званий .
«Этот урок,-рассказывает она,- обобщающий урок по теме или разделу. Такой урок провожу 1 раз в год или в полугодие. Детей к нему готовлю заранее. Объясняю, что нужно сделать; каждый ученик выбирает себе дело по желанию. Это могут быть сообщение на пройденную тему, постановка опыта, изготовление модели (прибора, стенда), рассказ о научном открытии, интересная задача с решением и т.д. То, что готовит каждый школьник, держится в тайне - это интригует ребят. Урок оформляем как праздник; дети приходят нарядные, взволнованные.
Благодаря своей полной раскрепощенности урок нравится ученикам. Они чувствуют, что в классе собрались единомышленники, стремящиеся поделиться друг с другом своими находками, и что урок - их собственное творение. Вдруг ребята начинают осознавать, что знания могут приносить истинное наслаждение человеку, и в этом - одна из главных заслуг такого урока».
Урок подготовки к контрольной работе, базирующийся на инициативе учащихся, проводит учительница 43-й средней школы г.Москвы Е. В. Эткнна. Она делится опытом.
В классе создаю (по желанию) 2-3 группы учащихся по А -5 человек в каждой. Им предлагаю, исходя из теоретического материала и решавшихся на уроках задач, составить контрольную работу по теме. Это является их домашним заданием к данному сроку. На уроке они должны защитить свой вариант контрольной, т.е. объяснить, почему ими выбраны именно эти вопросы и какие знания с их помощью проверяют, насколько задачи типичны и комплексны, какова связь задач с пройденным ранее материалом, каков их уровень трудности. После обсуждения предложенных вариантов, которое всегда проходит очень заинтересованно и горячо, ребята помогают классу решить составленные ими задачи, а я отмечаю типичность каждой и корректирую работу. При этом все знают, что итоговый вариант контрольной будет составлен мною с учетом проведенной накануне работы. Такие уроки можно применять, начиная с X класса.