Научно-теоретическое обоснование методической системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики

Проведенные в настоящем параграфе теоретическое системное моделирование позволяет обосновать систему формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Необходимо, чтобы предлагаемая методическая система обладала всеми необходимыми системными признаками. Афанасьев В. Г. считал, что любой системе присущи такие характеристики, как компонентный состав, структурность и наличие системообразующего фактора, целостность и развитие, иерархичность, взаимосвязь и взаимодействие со средой, множественность описания, наличие управления [17, C. 31]. Докажем наличие указанных признаков применительно к обосновываемой методической системе.

I. Компонентный состав системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Под компонентами понимаются любые части системы, вступающие в определенные отношения с другими ее частями [17]. К компонентам предлагаемой в настоящей монографии методической системы относятся следующие ее структурные элементы: цель, содержание, методы, организационные формы, средства формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, результат формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, коррекция указанного формирующего процесса.

II. Структурность. Системообразующий факторсистемы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. В словаре «Философия науки: Словарь основных терминов» структурность трактуется как «наличие или конструирование в изучаемом предмете определенных подсистем, между которыми фиксируется или вводится вертикальная иерархия по степени подчиненности или субординации подсистем. В таком случае говорят о структурности или уровневом строении исследуемого объекта, процесса, системы» [130]. Структурность рассматриваемой методической системы позволяет, зная один из ее компонентов, предположить наличие других, взаимосвязанных компонентов. Структура системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики представляет собой определенный способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов, который в данном случае можно раскрыть следующим образом. Цель формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения физике определяет выбор содержания, методов, средств, организационных форм указанного формирующего процесса. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров выполняется по итогам реализации формирующего процесса и позволяет определить достигнутый результат. Сведение о достигнутом результате позволяют осуществить коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: выбирать новое содержание обучения курсу физики, соответствующие методы, организационные формы, средства формирования профессиональной компетентности будущих инженеров и диагностические фонды. Цель иерархически влияет на перечисленные компоненты системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Коррекция формирующего процесса не предусматривает изменение заявленной цели, которая является неизменным и иерархически значимым элементом указанной системы. Взаимосвязанное объединение компонентов методической системы определяется целью формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, как основной идеи и ценностной направленности указанной системы.

Системообразующий фактор Анохин П. К. в работе «Философские аспекты теории функциональной системы» определяет следующим образом: «решающим и единственным фактором является результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы у компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата». «Всякий компонент может войти в систему только в том случае, если он вносит свою долю содействия в получение запрограммированного результата» [10]. В докторской диссертации Поддубного Н. В. «Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты» системообразующий фактор в самоорганизующейся системе определяется как «ее тенденция к самосохранению, физический смысл которой составляет организация и взаимодействие между ее элементами, в соответствии с принципом наименьшего действия или экономии энергии» [189, С. 18.]. В Философском словаре Лебедева С. А. говорится о том, что в системе социального знания в качестве системообразующего фактора выступает идеал [130]. Таким образом, можно сказать, что в обосновываемой методической системе системообразующим фактором является результат, итог, идеал – профессиональная компетентность будущих инженеров, описанная в качестве модели, включающей в себя все существенные признаки.

III. Целостность и развитие системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Целостность указанной методической системы определяется единством и взаимодействием ее составляющих. Предлагаемая система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является целостной и развивающейся. Каждый ее компонент, обладая определенными свойствами, является частью диалектически обусловленной целостности этой системы. С одной стороны, ее компоненты обладают относительной самостоятельностью, с другой стороны, составляют части единого целого.

Показателями развития системы являются необратимость, направленность и наличие закономерностей [17]. В качестве доказательства утверждения, что эти показатели при­сущи предложенной системе формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, рассмотрим следующие обоснования. Приобретение профессиональной компетентности будущих инженеров субъектами ее формирования в процессе изучения физики является объективным и необратимым результатом. Поскольку приобретенный субъективный учебно-профессиональный опыт присваивается студентами без возможности его психологической ликвидации, формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является необратимым. Наличие целевого компонента в предложенной методической системе обеспечивают направ­ленность формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики на повышение уровня указанной компетентности. Функцио­нирование системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики происходит на основе определенных повто­ряющихся, устойчивых связей, закономерностей, на основе которых сформулированы принципы, положенные в основу конструирования указанной системы.

Теоретическое обоснование методической системы требует выявления педагогических закономерностей, формулировки на их основании принципов, выбор педагогических подходов к ее разработке. Сластенин В. А. рассматривает закономерность как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, а «педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме» [215, С. 146]. Принцип – это «основная особенность, исходное положение, установка на какое-либо действие» [130]. В теории педагогики принято, что закономерности как существенные, устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи педагогического процесса являются теоретической основой конструирования принципов обучения.

Конструирование системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров базируется на общедидактических принципах, выделенных Архангельским С. И. [12]: научности, систематичности, связи теории и практики, сознательности, доступности, единства цели и задач обучения, связи конкретного и абстрактного, прочности знаний. Помимо общедидактических принципов на основе анализа изучаемого формирующего педагогического процесса были выявлены закономерности и сформулированы соответствующие им принципы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

Перечислим принципы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики 1) коммуникативной профессиональной направленности интерактивного освоения курса физики; 2) информатизации процесса изучения физики в соответствии с выбранным направлением кадровой подготовки; 3) освоения физических знаний в творческом проектировании объектов предстоящей инженерной деятельности; 4) создания в процессе изучения физики материальных и интеллектуальных продуктов учебно-профессиональной деятельности. Указанные принципы были сформулированы по результатам анализа выявленных в проведенном исследовании закономерностей, указывающих на взаимосвязь между уровнем сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров и достижениями студентов, полученными в экспериментальном обучении физике.

Проведенное констатирующее исследование по оценке уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики показало, что успешность указанного формирования зависит от использования межличностного общения по обсуждению изучаемого физического материала, а так же активного и интерактивного взаимодействия в коллективе, имитирующего выполнение функций специалиста в профессиональной инженерной деятельности. С этой закономерностью связан принцип коммуникативной профессиональной направленности интерактивного освоения курса физики: реализация побуждающего взаимодействия по обсуждению лекционного материала, связанного с поиском в технической литературе профессионально значимых примеров, разъясняющих физические основы производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной деятельности. Использование активных учебных контактов между студентами на практических и лабораторных занятиях по физике в процессе решения задач и выполнения специальных заданий с профессиональным содержанием. Оказание активной помощи студентам в подготовке, представлении результатов и обсуждении выбранных тем рефератов, творческих проектов, самостоятельной работы, отражающих специфику предстоящей профессиональной деятельности будущих инженеров. Реализация принципа коммуникативной профессиональной направленности интерактивного освоения курса физики требует активной творческой деятельности, связанной с самореализацией студентов в межличностном общении на основе освоения специально подобранного предметно-профессионального иллюстративного материала физики, решения учебно-профессиональных задач, выполнения специальных заданий и профессионально ориентированных проектов, подготовки рефератов и самостоятельного обучения, соответствующих направлению профессиональной подготовки инженеров.

Скорость увеличения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики зависит от использования компьютерных средств, мультимедийного и программного оснащения процесса изучения физики. Использование компьютерных технологий позволяет эффективно использовать учебное время и успешно решать профессиональные задачи повышенного уровня сложности. Данная закономерность выражается в принципе информатизации процесса изучения физики в соответствии с выбранным направлением кадровой подготовки. Реализация этого принципа связана с подбором специфических аналитических методов оценки физико-технических данных, отражающих профессиональную специфику, созданием и применением методических комплексов и компьютерных практикумов, реализующих пошаговое освоение методов и программных средств инженерного анализа.

Качество процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики возрастает, если используются положительная мотивация студентов к самостоятельному поиску профессионально важной информации по изучаемой дисциплине (физике), к эмоциональной вовлеченности в процесс творческой профессиональной самореализации посредством выполнения актуальных значимых проектов с профессионально-физическим содержанием. Принцип, соответствующий этой закономерности можно обозначить как принцип освоения физических знаний в творческом проектировании объектов предстоящей инженерной деятельности.

Выполнение в процессе изучения физики творческих индивидуальных заданий по созданию общественно и профессионально значимых продуктов позволяет студентами самостоятельно проводить поиск информации, актуализировать имеющиеся и приобретать недостающие физико-технических знания, необходимые для выполнения продуктивной деятельности по изучению или совершенствованию инженерных объектов. Продуктивная эвристика на базе учебной деятельности по освоению фундаментальных физических знаний позволяет находить новые творческие нестандартные решения и воплощать их в процессе выполнения лабораторных и практических занятий по физике, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Продуктом деятельности студентов являются: созданное студентами под руководством преподавателя новое лабораторное оборудование; оптимизированный список задач и интерактивные шаблоны их решения; составленная студентами программа физического эксперимента и его результаты; созданная студентами действующая модель инженерного оборудования; предназначенные для лекционных демонстрацийсобранные студентами стендовые установки и видео о применении физики в модифицированных студентами объектах в условиях профессиональной деятельности инженеров. Личное участие в создании под руководством преподавателя лабораторного оборудования для изучения физических параметров и характеристик объектов профессиональной деятельности будущих инженеров кардинально меняет представление студента о процессе обучения. Происходит замена типичной репродуктивной деятельности по получению знаний на продуктивную деятельность по созданию и практическому внедрению принципиально новых инструментов физико-технического познания. Принцип, соответствующий закономерности наращивания компетентностного потенциала личности студентов трактуется как принцип создания в процессе изучения физики материальных и интеллектуальных продуктов учебно-профессиональной деятельности.

Реализации этих принципов должна способствовать подготовка и научное обоснование технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.

IV. Иерархичность системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики и ее взаимодействие со средой. Иерархия – расположение частей целого в порядке от высшего к низшему [53]. Данный признак выражается в том, что отношения между участниками процесса формирования профессиональной компетентности (преподавателями и студентами) становятся субъект-объектными, в которых обе стороны являются партнерами, и управление этим формирующим процессом организовывает деятельность и преподавателей и студентов. Кроме того, иерархичность указанной системы выражается в подчинении целевому компоненту системы всех ее остальных компонентов.

Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики не является изолированной. В целях определения содержания взаимосвязи указанной методической системы с образовательным пространством и производственно-технологической сферой деятельности инженеров можно предложить интегративный комплекс взаимосвязей методической системы и внешней среды, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как личностного качества в процессе изучения курса физики. Интегративность указанного комплекса проявляется, во-первых, в организации согласованной мотивированной деятельности преподавателей и студентов в процессе изучения физики, во-вторых, в интеграции содержания и междисциплинарных связей курса физики, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, в третьих в интеграции образовательного пространства вузов и научно-производственной сферы, в четвертых во внедрении инновационных педагогических технологий в формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Практика интеграционных процессов в педагогике позволяет предположить, что разобщенное осуществление компонентов указанного комплекса взаимосвязей методической системы и внешней среды будет менее эффективно, чем его согласованная реализация в комплексном и полном составе. Интегративным фактором указанного комплекса является общая цель его компонентов – формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Реализация рассматриваемого комплекса позволяет логически структурировать содержание и функционально-процессуальную основу формирования профессиональной компетентности студентов в процессе освоения физических знаний, повысить уровень мотивации и рефлексии преподавателей и студентов, усовершенствовать опыт организационно-методической деятельности. Последующее перечисление компонентов указанного комплекса отражает направления взаимосвязей методической системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров с внешней средой.

1. Проектирование и осуществление учебно-профессионального сотрудничества преподавателей и студентов в формировании инженерной компетентности будущих специалистов (в процессе изучения физики) посредством:

­– повышения уровня мотивации, обеспечения согласованного понимания и организации партнерской деятельности преподавателей и студентов в процессе реализации учебного и профессионального выбора адекватного содержания, способов, методов, форм достижения общей приоритетной цели качественной профессиональной подготовки (в процессе изучения физики) конкурентоспособных квалифицированных специалистов;

– непрерывного своевременного уточнения, стандартизации и параметризации требований к уровню профессиональной компетентности будущих инженеров, предъявляемых со стороны образования и производства; перевод эпизодического осведомления студентов о физико-технических инновациях в устойчивую стратегию мониторинга профессиональной сферы, ориентации содержания фундаментально-теоретической подготовки инженеров в процессе изучения физики на запросы рынка труда.

2. Организация единого целенаправленного интегративного взаимодействия технического вуза, науки и производства, охватывающего научно-производственное и образовательно-практическое направления становления будущего специалиста:

- развитие будущих инженеров в качестве субъектов научно-производственной деятельности, сочетающей мониторинг информационно-технической сферы современных технологических инноваций и собственную рационализаторскую и научно-исследовательскую работу;

- формирование комплексного практико-теоретического опыта инженерно-технической деятельности будущих специалистов в процессе применения квалификационных знаний в собственной производственной практике с учетом существующих регионально-муниципальных особенностей рынка труда.

3. Повышение уровня методической готовности профессорско-преподавательского состава к внедрению в традиционную практику целевой профессиональной подготовки будущих инженеров в процессе изучения физики инновационных педагогических технологий. Реализация эффективных способов организации сознательного учебно-педагогического процесса, позволяющего раскрыть не только предметное, но и социальное содержание предстоящей профессиональной деятельности будущих инженеров, систематизировать и связать необходимые подходы, принципы, теоретические и концептуальные основы моделирования методической системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Организация процесса формирования инженерной компетентности технических специалистов должна происходить в соответствии с компетентностной моделью будущих инженеров, определяющей ведущие функции и виды их профессиональной деятельности.

3.1. Информатизация формирования профессиональной компетентности будущих инженеров и повышение уровня методической готовности профессорско-преподавательского состава к внедрению педагогических инноваций в практику профессиональной подготовки в процессе изучения физики может иметь следующие направления:

- уплотнение учебного материала за счет ускорения его изложения при помощи мультимедийных, компьютерных информационно-коммуникационных технологий и средств имитационного моделирования предстоящей профессиональной деятельности будущих инженеров; использование освободившегося аудиторного времени для реализации междисциплинарных связей физики, естественнонаучных дисциплин и профессиональной специфики в учебной деятельности студентов технических вузов;

- обеспечение технологичности, интерактивности и открытости к изменениям и модификациям формирования профессиональной компетентности в процессе изучения физики с использованием компьютеризированного диагностического инструментария уровня сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров; своевременного информационного мониторинга изменяющихся требований рынка труда и адаптации к ним дидактических ресурсов и педагогических технологий обучения курсу физики студентов технических вузов.

3.2. Дифференциация, совершенствование и адаптация использующегося методического аппарата профессорско-преподавательского состава к формированию профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики:

- усиление персонификации профессиональной подготовки будущего инженера с учетом уровня знаний по физике, индивидуальных способностей, склонностей и интересов его личности на основе адаптивно-развивающих методов и практик обучения;

- структурное разбиение содержания материала курса физики на инвариантную составляющую, отражающую требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и гибко обновляющуюся дифференцированную часть, наполненную физическим содержанием на основе профессионально ориентированного материала.

3.3. Реализация перехода от стереотипной репродуктивной предметно-знаниевой к функционально-деятельностной направленности обучения будущих инженеров курсу физики, в процессе которого моделируется последовательность ситуаций, сочетающих в себе основные виды профессиональной деятельности (с учетом особенностей инженерной деятельности на современных предприятиях), требующих грамотного компетентного выполнения функций специалиста, применения фундаментальных теоретических знаний по физике в производственно-технической деятельности.

3.4. Реализация в образовательной стратегии обучения физике компетентностного подхода через активное усвоение субъектами профессиональной подготовки сущности, структуры и содержания профессиональной деятельности будущего инженера в процессе развития совокупности необходимых компетенций специалиста, отвечающих требованиям рынка труда и стандартов высшего профессионального образования.

4. Расширение и углубление, с одной стороны фундаментализации и междисциплинарной интеграции учебной программы по различным разделам курса общей физики в единый дидактический комплекс, ориентирующий будущих инженеров на целостное политехническое восприятие и творческое эвристическое решение производственных задач; и с другой стороны, дифференциации содержания курса физики с учетом профессиональной специфики, удовлетворяющей не только требованиям производственно-технической сферы, но и потребностям в развитии, социализации и профессиональной адаптации будущих инженеров.

Эффективность формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики может быть увеличена, если в качестве способов реализации указанного комплекса взаимосвязей методической системы и внешней среды применять в образовательной практике технических вузов следующие педагогические меры, которые заключаются в том, что необходимо:

1. конкретизировать и обеспечить признание, понимание и взаимодействие целевых ориентиров и определяющих мотивов деятельности преподавателей и студентов, организовать их иерархичное подчинение основной цели формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики;

2. определить средства и методы изложения материала курса физики, а так же условия контроля и корректировки выполнения учебно-профессиональных заданий, организовать помощь в профессиональном самоопределении и осознанном выборе студентами содержания самообразования, способов и форм его усвоения, алгоритмизировать методы преодоления основных затруднений студентов при овладении профессионально важными знаниями и умениями;

3. смоделировать и реализовывать стратегию непрерывного автоматизированного мониторинга социально-экономических и технологических изменений сферы образования и производства, своевременно доводить до сведения преподавателей и студентов изменения параметров и показателей качества профессиональной подготовки будущих инженеров;

4. сконструировать и сделать доступными преподавателям и студентам компьютеризированные средства и рефлексивные методики оценки результативности формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, с целью корректировки направлений развития компетентной и социально мобильной личности будущего специалиста;

5. разработать и применять целостную образовательную систему (включающую в себя специальные курсы лекций, методические рекомендации для практических и лабораторных занятий, темы научно-исследовательской работы студентов) на основе синтеза предметного содержания фундаментальных (инвариантных для любой направления подготовки) и профессионально-технологических (с учетом специфики предстоящей инженерной деятельности) знаний по курсу физики, а так же углубления междисциплинарных связей курса физики, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

V. Множественность описания системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики предполагает построение различных моделей, каждая из кото­рых позволяет описать одну из сторон системы [10]. Предлагаемая система может быть описана не только общепризнанным способом, принятым в педагогической практике научного описания методических систем, в соответствии с которым в следующем параграфе произведено изложение структуры (включающей в себя цель, содержание, методы, организационные формы, средства формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, диагностику уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, результат формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, коррекция указанного формирующего процесса), а так же и содержания указанной системы. В качестве примера альтернативного конструирования и теоретического обоснования системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики используем способ моделирования образовательных систем профессиональной подготовки специалистов в вузе [62], в котором содержательная сторона компонентов указанной системы раскрывается через следующую структуру: целеполагание, ранжирование, реализацию, обобщение и анализ, коррекцию.

Целеполагание системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики определяет содержание и организацию указанного процесса. В нашем случае, в качестве цели предполагается достижение оптимального уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров за счет реализации формирующих технологий.

Ранжирование предполагает определение уровня сформированности профессиональных компетенций – качеств личности, характеризующих способность выпускника технического вуза успешно реализовывать функции специалиста, соответствующие необходимым видам трудовой деятельности. В соответствии с определенными в процессе диагностики уровнями сформированности показателей профессиональной компетентности, на этапе ранжирования предполагается дифференцировать процесс формирования профессиональной компетентности, выбирая для каждой группы студентов содержание изучаемого материла по физике, методы, технологии (как совокупность методик), формы и средства.

Компонент «Реализация» рассматриваемой системы предусматривает применение разработанных технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Для этого необходимо включить указанные технологии в образовательный процесс, а так же постоянно пополнять и обновлять их содержание в соответствии с модернизаций инженерного труда выбранного направления профессиональной подготовки. В целях формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики целесообразно использовать разнообразные формы организации образовательного процесса: лекции, практические, лабораторные занятия, научно-практические конференции, коллоквиумы, экскурсии, олимпиады, выставки творческих работ студентов. А так же выполнение студентами индивидуальных заданий, рассчитанных на длительный срок, проведение групповых и индивидуальных консультаций студентов для участия в олимпиадах, в мероприятиях недели погружения в профессию. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики может эффективно осуществляться в имитационно-профессиональной деятельности, связанной с реализаций функций специалиста. Данная деятельность может успешно реализоваться на основе применения: комплекса учебно-профессиональных задач по физике, условия которых содержат ситуации производственного характера; лабораторных практикумов, в которых интегрируется изучение физических и технических процессов; компьютерных моделей, имитирующих конкретные производственные объекты и физические явления; экскурсий на промышленные предприятия с целью выполнения студентами индивидуальных заданий по анализу физических процессов в функционировании производственных объектов и т. д. В процессе ознакомления студентов со спецификой предстоящей профессиональной деятельности в политехническом обучении физике у студентов формируются необходимые профессиональные компетенции.

Формы обобщения и анализа итогов формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики могут быть различными: доклады и сообщения, практические рекомендации студентам, наглядные средства предъявления результатов (таблицы, диаграммы, графики). Можно организовать предъявление указанных итогов обобщения и анализа на аудиторных занятиях, тематических мероприятиях, стенгазетах, выступлениях на научно-практических форумах по физике, в публикациях в сборниках докладов конференций, научных журналах, интернет-сайтах.

Коррекция формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики осуществляется по результатам анализа данных мониторинга уровня сформированности у студентов рассматриваемой компетентности. Коррекции подлежит деятельность студентов по освоению курса физики посредством технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики, и результатом ее должны быть положительные изменения в уровне ее сформированности.

VI. Наличие связей управления системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. В учебном пособии Халикова М. И. «Система государственного и муниципального управления» управление определяется как «функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой. Представляет собой деятельность субъектов, направленную на изменение состояния объектов и (или) субъектов (в том числе и себя, по заранее продуманному плану действий» [255].

Докажем, в соответствии с признаками управления (выделенными далее по тексту курсивом), указанными в работе Макарейко Н. В. «Административное право» [140] наличие причинной и обратной связи, управляющей и управляемой составляющих системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. 1) Обязательно качество целостной организованной системы: целостность системы доказана в пункте III настоящего параграфа. 2) Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления: субъектами управления являются студенты, объектом управления является процесс изучения физики в вузе. 3) Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата): управленческим результатом является оптимальный уровень сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. 4) Служит интересам взаимодействия основных элементов: подчинение интересам взаимодействия структурных компонентов рассматриваемой методической системы реализуется через целеполагающую иерархию ее элементов. 5) Обеспечивается системой определенных средств: разработанные средства обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров являются действующим функционалом указанной методической системы.

Таким образом, перечисленные признаки управления присущи системе формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. В формировании профессиональной компетентности будущих инженеров преподаватель физики, как управляющее звено системы, осуществляет выбор способов управления, что указывает на подвижный характер управления. Примером осуществления обратной связи в названной системе может служить коррекция формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики в зависимости от полученного результата.

В соответствии с этим можно рассмотреть многофункциональность системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. К ее функциям относятся:

- социальная, направленная на выполнение требований общества и государства, предъявляемым к сфере профессиональной подготовки студентов; на достижение целей высшего технического образования; на возрастание уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров;

- управленческая, обеспечивающая четкую организацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики; поэтапный и итоговый анализ, учет и контроль состояния указанной компетентности студентов; своевременное внесение целесообразных изменений в организацию формирования профессиональной компете

Наши рекомендации