Критерии акустического качества музыкальных залов и разговорных помещений

Отметим здесь основные моменты, которые играют немаловажную роль для качественной акустической передачи звуков, музыки и речи

Речь:

-четкость и разборчивость речи (артикуляция)

Артикуляцию можно определить опытным путем (отношение правильно понятых бессмысленных слогов к числу произнесенных), именно на это направлен опыт Кнудсена (20е годы ХХ века), который проводился на открытом воздухе. Кнудсен определял % правильно понятых бессмысленных слогов, вокруг него располагались студенты на разных радиусах и записывали что слышали, в результате он получил кривые равной слышимости и процентную артикуляцию.

Для закрытого помещения процентная артикуляция (ПА) определяется по формуле:

ПА=96·К1·К2·К3·К4, %

К1 –коэффициент искажения зависящий от формы помещения

К1~1- для помещений прямоугольной или секторальной формы малых

размеров.

К2 – коэффициент искажения зависящий от уровня интенсивности

звучания

К2~1-если средний уровень интенсивности звучания L=80-70 дБ

К3 – коэффициент искажения зависящий от уровня помех, от наличия

проницающего шума в помещении

К3~1-если уровень помех или уровень проникающего шума в

помещение на 15-20 дБ ниже полезного сигнала.

К4 – коэффициент искажения зависящий от времени реверберации

К4~1 – если время реверберации Т = 0,5…0,8 с (небольшая аудитория)

К4~0,65, Т=4с

-небольшое время реверберации, т. е. небольшое время, в течение которого происходит процесс затухания звука в помещении

Музыка:

-Диффузность звукового поля – это случай, когда все направления распространения (или отражения) звука равновероятны и звуковые волны отражены от поверхности под разными углами.

Для создания диффузного звукового поля применяются рассеивающие детали в виде членения поверхности зала (например, вертикальные членения в виде пилястр или лопаток).

Хорошо рассеиваются те звуковые волны, длина полуволн которых близка к размерам деталей членений.

Профили элементов членения поверхности диффузно отражающих звук

Критерии акустического качества музыкальных залов и разговорных помещений - student2.ru

Например, если a=2…4м

b=1…2м

с=0,5…1,0м, то область эффективного рассеивания отраженного звука лежит в диапазоне 200-600Гц

Для различных членений по номограмме.

Лучшая форма рассеивающих элементов криволинейная выпуклая форма

Критерии акустического качества музыкальных залов и разговорных помещений - student2.ru

Если поверхности расчленить на крупные и мелкие элементы, то достигается рассеивание в широком диапазоне частот.

При разной форме членений и их нерегулярности, достигается рассеивающий в широком диапазоне частот.

Рассеянное отражение звука можно получить так же путем обработки поверхностей звукопоглощающим материалом.

Обрабатывать поверхности лучше фрагментами (полосами, пятнами) с расстоянием между звукопоглащающими элементами не более 3 м.

f=50Гц – 1/2λ=1/2·C0/f=1/2·340/50=3,4м

Рассеивающие элементы

1.Расчленение поверхностей с помощью несущих конструкций.

Критерии акустического качества музыкальных залов и разговорных помещений - student2.ru

2. Конструирование специальных акустических форм для обеспечения диффузности (полусферы, полуколонны, лепнина и др.)

Критерии акустического качества музыкальных залов и разговорных помещений - student2.ru

Звук рассеивается от низких до высоких частот, т.к. по высоте сечения переменные.

3.Использование крупных архитектурных и структурных форм для обеспечения рассеивания на низких частотах (балконы, ложи, выступы, впадины, ниши и т.п.)

- Большое время реверберации

Наши рекомендации