В физике, технологии, технике
Внешние поверхности и границы раздела твердых тел, а также происходящие на них процессы интересны для физики, технологии и техники постольку, поскольку они определяют многие свойства материалов, важные в практическом отношении. Если разобраться во всем многообразии технологических и технических применений твердых тел, то окажется, что часто используются либо их поверхностные свойства либо свойства межфазных и иных внутреннихъ границ раздела.
К примеру, именно механические свойства поверхности часто используются в режущем инструменте (ножи, сверла, фрезы и т.д.). С другой стороны, именно с поверхности и межфазных границ чащще всего начинается коррозионное разрушение различных деталей и конструкций. Радиационное разрушение кристаллов, вызываемое воздействием заряженных частиц (ионов, электронов), также сначала происходит на их поверхности.
На поверхности некоторых металлов (никель, платина и др.) ускоряются многие химические реакции, идущие в жидкой или газовой фазе с малыми скоростями. Такое явление, называемое гетерогенным катализом, лежит в основе большого числа современных химических технологий.
Процессы, происходящие в поверхностных слоях, определяют силы трения в трущихся деталях. Эти же процессы задают прочность соединения твердых тел (например, при пайке или склейке деталей конструкций), а также смачивание и растекание жидкостей по поверхности.
Дефектность внутренних границ раздела (например, границ зерен в поликристаллах или межфазных границ в сталях и конструкционных сплавах) определяет коррозионную стойкость деталей и конструкций, их хрупкость и прочность, электрические, магнитные и др. свойства.
Качество и состояние поверхности полностью определяет свойства многих оптических устройств.
Чрезвычайно большое значение имеют технические аспекты физики поверхности в электронной технике, которая использует такие современные технологии преобразования поверхности, как молекулярная эпитаксия, ионное легирование, лазерная обработка материалов и др. В силу этого, для полупроводниковых приборов объем материала часто играет роль подложки, которую можно заменить на какую-либо другую. В тех же случаях, когда выбор материала диктуется его объемными свойствами, часто оказывается, что свойства естественной поверхности не пригодны для намеченного использования и возникает необходимость модифицировать их соответствующим образом или снабдить образец из выбранного материала искуственно созданной поверхностью, обладающей требуемыми свойствами.
Перечень примеров, демонстрирующих большую роль поверхности в технике и технологии и, соответственно, прикладную ценность исследований поверхности твердых тел, нетрудно продолжить.
Однако строение внешних и внутренних поверхностей, а также протекающие на них процессы представляют значительный интерес и для фундаментальных наук, прежде всего таких как физика, химия и биология. При адсорбции атомов или молекул на атомарно-гладкую и атомарно-чистую поверхность монокристаллов возникают двумерные системы квазичастиц, которые в зависимости от температуры, концентрации и особенностей их взаимодействия частиц могут находиться в различных "агрегатных" состояниях – в виде двумерного "газа", двумерной "жидкости" или двумерного "кристалла". Исследование таких двумерных фаз и фазовых переходов между ними составляет содержание важного и красивого раздела современной физики конденсированного состояния вещества. Получаемая при этом информация важна для понимания свойств сложных самоорганизующихся систем, состоящих из большого числа взаимодействующих частиц, что может быть использовано также в химии и биологии.
Сейчас трудно назвать какой-либо раздел естественных наук, который в той или иной степени не касался бы явлений на границах раздела твердых фаз. Не говоря уже об электронике и каталитической химии, проблема поверхности остро интересует специалистов в области конструкционных материалов (порошковая металлургия), магнитологов (новые магнитные материалы), оптиков и радиофизиков (пленочные слоистые структуры). Даже специалисты в области ядерной физики вынуждены иметь дело с явлениями на поверхности (проблема второй стенки термоядерного реактора). Большая армия биологов, геофизиков и геохимиков интенсивно изучает сложные межфазные процессы в мембранах клеток, в пористых неорганических и органических веществах.
Как уже отмечалось ранее в предисловии, большое место в физико-химии поверхности занимают вопросы электроники поверхности и ее взаимосвязи с поверхностными атомными и молекулярными процессами. Это связано стем, что микро- и оптоэлектроника 90-х годов неудержимо стремится к увеличению степени интеграции твердотельных структур и к резкому уменьшению размеров их отдельных компонентов. Зарождается нано- и молекулярная электроника, когда размеры элементов интегральных схем начинают приближаться к размерам малых кластеров из атомов и молекул. При этом резко возрастает вклад во все протекающие процессы поверхностей раздела между различными фазами. Физика этих систем становится неадекватной физике массивных твердых тел, проблемы поверхностных явлений приобретают все большую актуальность. Прогнозы специалистов свидетельствуют, что XXI век станет веком расцвета наноэлектроники и не только в информатике, но и в других разнообразных областях жизнедеятельности человека. Ход событий указывает на возможности внедрения наноэлектроники и нанороботов в такие разделы биологии и медицины, как генная инженерия, диагностика и управление кровеносной системой, искусственное кодирование и многое другое. Несомненно, что прогресс в области наноэлектроники тесно связан с успехами физико-химии поверхности.