Материя и движение. Движение – способ существования материи. Диалектика абсолютного и относительного движения. Движение и покой. Формы и типы движения. Понятие о развитии
Онтология. Мир, природа, бытие, субстанция, материя – основные ступени становления основополагающей категории философско-научной картины мира. Категория бытия, ее смысл и специфика. Способы, формы и уровни бытия.
Онтология включает в себя не только гипотезы и теории об общих структурах и порядках бытия, но и представления о месте человека в мире, во Вселенной, о взаимосвязи человека и космоса.
Онтология изучает понятие реальности. Реальность - истинная форма существования материи, которая является таковой, вне зависимости от её восприятия.
Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия:
1. Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность)
2. Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность или сюрреальность)
3. Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).
“Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека”. Основными сферами бытия являются: природа, общество и сознание. Для этих сфер бытия общим является факт их существования.
Категория бытия, ее смысл и специфика. Самый первый философ, кот изучал бытие - Парменид: бытие есть, не бытие нет, мыслимое существует, не мыслимое не существует. У Платона бытие-это мир идей. Проблема бытия неоднозначна.
Будда: Весь окружающий мир иллюзорен, но и наше собственное я - тоже иллюзия. Каждое мгновение погибаю и рождаюсь снова. В наших мировоззренческих познаниях бытие - философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует: материальные явления и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. Отрицание бытия или ничто - небытие.
По Чанышеву: небытие небытия – бытие (все существует с позиции одного мгновения, оно приходит из небытия и уходит в небытие. Истина-небытие, а бытие-мгновение).
Материальное бытие-всё то, что существует в пространстве и во времени, т.е. объективно(независимо от сознания).
Идеальное бытие – это мир сознания или духовный мир, т е всё то что существует вне времени и пространства (субъективно).
Способы, формы и уровни существования бытия .Бытие: способы: материальное (формы: «первая» природа - естество, т е без влияния на неё человеческого фактора и «вторая» природа – артефактный мир, вся человеческая культура) и идеальное(формы: Субъективный мир(дух) и объективный дух).
Субъективный дух – внутренний психический мир человека со всеми его уровнями существования, начиная от бессознательного и заканчивая самосознанием (это внутренний мир чувств, желаний, мыслей)
Объективный дух – такие духовные образования, которые являются достоянием целой группы индивидов или общества в целом. Сокровенная мысль индивида, высказанная вслух становится достоянием всего сообщества людей, т е элементом объективного духа (человеческий язык, научные знания, вся религия, мораль, искусство).
Известно 2 уровня бытия: 1) существование в возможности; 2) существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом бытия, но бытия потенциального, тогда как действительность называется реальным бытием.
Уровни бытия
1. Физический план бытия (тело)
Физическое тело предназначено для того, чтобы влиять на окружающий мир, на существующую реальность. Все. Больше не для чего физическое тело не предназначено.
Человек, который живет только на физическом уровне, фактически комок мяса, т.е. он выживает.
2. Эфирный план бытия (тело)
Его еще называют энергетическим. Физическую структуру человека можно потрогать. А эфирное тело – это энергетическая составляющая, т.е. чувства, ощущения, тот эфирный двойник, та эфирная оболочка, которая выходит при астральных путешествиях, к примеру. В этом случае происходит отделение эфирного тела.
Эфирное тело нам нужно для того, чтобы управлять физическим телом и ощущать окружающую реальность.
3. Эмоциональный план бытия
Эмоциональный уровень бытия – это агрегация.
4. Астральный план бытия
Это уровень информации. Астрал – это поле информации. Это единое информационное поле. Здесь находится информация визуальная, эмоциональная, здесь вся информация. Т.е. астрал – это информационный банк, поле информации, банк информации.
5. Ментальный план бытия
6. Причинный план бытия
7. Уровень брахмана
Это за гранью человеческого понимания. Это абсолют. Это Бог. Это неявленный мир.
Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.
Материя и проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Философия и наука о материальном единстве мира как единстве многообразия сущего. Современная наука о строении и атрибутивных свойствах материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их взаимосвязь и качественная специфика.
Субстанция – то что лежит в основе, сущность вещи. Материя как субстанция обладает свойствами: несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, способность к саморазвитию. Материя как субстанция не существует отдельно от материальных явлений, как нечто самостоятельное, она существует только в них и через них.
Материя - объективное бытие. Начиная с 17-18 века в эпоху бурного развития натурфилософии ученые ошибочно отождествляли материю и вещество и стали приписывать материи те же свойства, которые характерны для вещества(протяженность, инерция). В это время ученые решили отказаться от категории материи. Сложилась субъективно - идеалистическая ветвь философии – физический идеализм. Эрнест Мах: вместе с исчезновением предела делимости вещества исчезла и материя, это устаревшая категория и от неё надо отказаться (махисты). Махисты: конкретные явления - всего на всего комплексы ощущений субъектов.
Философская категория материи - предельно общая из всех возможных категорий нашего мышления, а значит наиболее абстрактная и пустая, т е в этой категории вся реальность как бы свернута до неразличимости, весь окружающий мир объединяем мир – материя!
Дальнейшая конкретизация понятия материи позволяет выделить общие, а значит атрибутивные свойства материи (атрибутивное св-во - это св-во без которого объект не существует): системность (упорядоченность и структурная определенность) активность (способность к движению, изменению и развитию) пространственно - временная форма бытия (существование в пространстве и во времени) информативность (способность к отражению, т.к. информация – содержание отражения). Системность-материя всегда существует в виде конкретных материальных систем. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Выделяют 3группы материальных систем: системы неживой природы (уровни все известные науке от 10-16 см до 1028 см) живые (биологические). Уровни:- Молекула ДНК, РНК и белки(молек уровень) - доклеточный – клетки -многоклеточные орг -био-моно-ценоз -биосфера 3) социальные системы (семья) Все это многообразие систем можно выстроить в 3 уровня : микромир, макромир, мегамир. Любой соц объект есть система.
Монизм, дуализм, плюрализм.
В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: — монизм — дуализм — плюрализм
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.
Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций. Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность. На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.
Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своём качестве однообразна. Первоначально он имел форму научного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит). В настоящее время также существует монизм, в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Ф. Вольф называет монистами тех, кто признаёт только одну субстанцию - монизм божественной субстанции (пантеизм, монизм материи, материализм), монизм сознания (имманентная философия, феноменология, психологизм) и др.
Плюрализм - методологический подход, основное требование которого - связать по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и деятельности любые методы, средства, формы и приёмы.(Спиноза).
Дуализм служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон, как в реальной действительности, так и в процессе её познания. В более узком смысле, дуализм обозначает философские учения, считающие бытиё и сознание, материальное и духовное двумя равноправными началами (субстанциями).(Аристотель, Декарт
Материя и движение. Движение – способ существования материи. Диалектика абсолютного и относительного движения. Движение и покой. Формы и типы движения. Понятие о развитии.
В онтологическом смысле "материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи". Движение-любое изменение вообще, начиная от пространственного и заканчивая человеческим мышлением. Это атрибут материи, основной способ её существования.
Свойства: вечность несотворимость объективность=независимость материальность абсолютность относительность Абсолютность заключается в том, что способность изменяться является всеобщей и не имеет исключений. Относительность: нет просто движения (движения вообще), а есть только его отдельные формы, ограничение его исторически и локально в пространстве. Прекращение одних форм движения замещается возникновением др. его форм. Материальная диалектика признает покой как отсутствие движения, состояние устойчивости и равновесия, считая, что покой всегда относителен и представляет собой частичный случай или момент движения (сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей).
Абсолютный покой-догматизм(греч. dogma — мнение, учение, постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции). Абсолютное движение-релятивизм( (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.).
В основе классификации форм движения лежат 3 основных признака: 1) каждому уровню должна соответствовать своя форма 2) Между формами движения существует генетическая связь, т е каждая более сложная форма движения возникает на базе низших форм как их синтез 3) между формами движения существует структурная связь: каждая более сложная форма движения непременно включает в себя низшие формы, качественно к ним не сводима и своей специфики не утрачивает, обладает новыми интегративными характеристиками.
Формы движения: простейшее (механическое)-простое пространственное перемещение физическое (все физические процессы в природе – электромагнетизм, звук, теплота) химическое ( взаимное превращение молекул, атомов, веществ) биологическая форма (обмен веществ в живых организмах, их развитие) социальная форма (все общественные изменения, мышление)
Типы движения Движение с сохранением качества (количественное изменение)-представляет собой простой перенос материи и энергии в пространстве Качественное изменение, в результате которого происходит внутреннее изменение вещи, и появляются новые качества.
Развитие – необратимое качественное изменение. Развитие имеет различную траекторию. Принято выделять 2 основные линии: 1) прогресс переход от низшего к высшему с нарастанием сложности объекта; 2) регресс – переход от высшего к низшему, деградация, распад, гибель.
Пространство и время – формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философской и научной мысли. Проблема взаимосвязи категорий «материя», «движение», «пространство» и «время». Значение теории относительности для понимания взаимосвязи данных категорий.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Наряду с движением атрибутивными способами существования материи являются пространство и время. В мире нет материальных система, не обладающих пространственно-временными свойствами.
Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – это философская категория, выражающая длительность существования различных форм бытия, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленял на предметы, которые в свою очередь не членились бы на элементы между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Также и понятие времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.
Следует оговориться, что в философии проблема пространства и времени разработана преимущественно по отношению к материальному бытию. Вопрос же о пространственно-временных параметрах духовных явлений весьма сложен и не имеет однозначного решения.
В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная.
Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные сущности, независимые в своем существовании от мира вещей (Демокрит, Ньютон). В этой концепции пространство – это огромное вместилище вещей и явлений. И если мир вдруг исчезнет, то от него останется все-таки некий пустой «ящик» – абсолютное, «чистое» пространство. Время же в этой концепции – непрерывная, «чистая» длительность. Время течет как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями.
В отличие от Ньютона, Лейбниц рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Эта концепция получила название реляционной (от лат. «релятивус» – относительный). Идея ее уже содержалась во взглядах Аристотеля. В рамках реляционной концепции пространство и время связаны со свойствами самих объектов.
Реляционная трактовка пространства и времени преобладает в современной науке. Тем не менее, нужно оговориться, что отрицание «ньютоновского» (вселенского, абсолютного) пространства имеет только научно-практическое значение, но неприемлемо для философии.
Если вместо «абсолютное» пространство и время сказать просто «пространство и время Вселенной», то станет очевидной правильность и логичность утверждения Ньютона. При этом не нужно считать их неподвижными и неизменными, как считали в прежние времена…
Значительным шагом в понимании природы пространства и времени было создание теории относительности А. Эйнштейна. Специальная теория относительности (1905 г.) доказала, что в реальном мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Теория относительности также показала, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие в общей теории относительности (1916 г.). Она показала, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Так, вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.
К важнейшим свойствам пространства и времени относятся: объективность, абсолютность, относительность, бесконечность (времени), безграничности (пространства).
Объективность пространства и времени выражается в том, что они существуют реально, как и сама материя, независимо от сознания и воли людей. Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Относительность пространства и времени выражается в том, что их характеристики определяются состоянием движущей материи, т.е. зависят от особенностей строения объектов (что подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Энштейна).
Общими для пространства и времени являются их метрические и топологические протяженностью материальных образований и временными отношениями, возникающими каждый раз между этими протяженностями.
Топологические свойства времени – это одномерность, необратимость, последовательность.
Топологические свойства пространства – трехмерность, обратимость свойства.
Метрические свойства пространства и времени характеризуются, непрерывность (континуальный порядок).
Специфические черты, существующие между пространством и временем: 1) пространство трехмерно, а время одномерно (оно течет от прошлого через настоящее к будущему); 2) пространство выражает протяженность материальных образований, а время – длительность их существования и последовательность развития; 3) пространство характеризуется симметрией и асимметрией, а время асимметрично.
Формы пространства и времени: реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время.
В соответствии с основными сферами материального мира (неживая природа, жизнь и общество) различают пространство и время в неживой, живой и социально организованной материи.
В неживой материи пространственно-временные свойства неоднородны и отличаются между собой рядом особенностей на уровне мега-, макро- и микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашей Метагалактике. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени.
С появлением живой природы возникает особое, биологическое пространство-время, которое обладает особой молекулярной организацией, получившей название асимметрии «правого» и «левого». Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов. Причем форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя». В живых же системах составляющие их молекулы имеют лишь «левосторонние» формы.
Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Например, у животных имеется два основных измерения времени. Один врожденный, эндогенный, основанный на системе внутриклеточных часов и взаимодействии клеток. Второй – механизм условных рефлексов на время, позволяющий устанавливать временные связи со средой.
Социальное пространство – это форма общественного бытия, в которой локализуется деятельность человека по определенным сферам с точки зрения места ее проявления.
Социальное время – это форма общественного бытия, в которой осуществляется расчлененность человеческой деятельности с точки зрения ее продолжительности в рамках отдельных исторических периодов.
Социальное пространство и время имеют сложную структуру. Проблема полиструктурности социального пространства-времени является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, а изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи.
В связи с научно-техническим прогрессом человек все в большей степени покоряет земные и космические пространства. Расстояние уже не разделяет людей так, как раньше. Ускоряется также и темп жизни во всех областях. Современная наука постоянно расширяет наши представления о пространстве и времени. И нет сомнения, что последующие успехи ее приведут к раскрытию еще более удивительных свойств пространства и времени.
Диалектика и её альтернативы (метафизика, догматизм и релятивизм, эклектика и софистика). Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как метод научного познания и как система знаний (общая характеристика). Принципы диалектики и их взаимосвязь.
Диалектика-учение о всеобщих разнообразиях, всеобщих взаимосвязях (объект) Диалектика - искусство вести беседу (суб)
Диалектика (как метод) используется как обобщенное систематизированное знание, используемое в практике нового исследования.
Диалектика-система принципов, категорий и законов, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразовательной деятельности. Диалектика и её альтернативы (метафизика и релятивизм, эклектика)
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего.
Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся: • метафизика; • "негативная" диалектика; • софистика; • эклектика; • догматизм; • релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике
. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: • по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; • по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; • по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; • в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; • в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое"; • в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.
Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: • эклектика; • софистика; • догматизм; • релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
Принцип диалектики и их взаимосвязь П. системности. Он говорит о всеобщей универсальной связи предметов и процессов действительности. В современную науку он вошел как «общая теория систем»(каждый предмет представляет собой сложную систему и сам выступает элементом в более крупной системе). Каждая вещь связана с другой вещью. П. причинности. Заключается в наличии между предметами таких связей, где одна порождает другую, т е все имеет свою внутреннюю или внешнюю причину, а причина порождает следствие и связи между такими предметами наз причинно- следственными. главный п. историзма, те всеобщего движения и развития.
Объективная и субъективная диалектика. С одной стороны диалектика - это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. В связи с этим необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектика мышления. Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственного возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике.