Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания

Аристотель.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Биография

Аристотель жил в 384—322 гг. до н. э. Родина Аристотеля — полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах — придворный врач македонского царя

Аминты III, а Аристотель — сверстник Филиппа II.

Он был самым способным учеником Платона и высоко ценил его. Он пробыл в Афинах около 20 лет, но покинул их потому что «Академию» Платона возглавил племянник Платона Спевсипп. (С. 279).

Покинув Афины, Аристотель жил вначале в Малоазиатской Греции, а потом на острове Лесбос. Затем был приглашен Филиппом на роль воспитателя наследника – Александра (преподавал около четырех лет). Отношения между ними никогда не были теплыми, и как только Александр стал царем, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину — в Стагиру, где он провел около трех лет.

В Афинах, в возрасте около пятидесяти лет, Аристотель основывает философскую школу – Ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Через 12 лет Аристотель покинул Афины (произошло антимакедонское восстание и его обвинили в богохульстве). Аристотель умер на острове Эвбея. (С. 280 – 281).

«Метафизика» Аристотеля.

Название – неологизм, возникший в I веке до н. э. Он называл это так: то, что не решается физикой. Метафизика Аристотеля сложилась стихийно из разных «книг» и частей «книг». Отсюда ее неясности, противоречия и повторы. В «Метафизике» четырнадцать книг. При этом книга V самостоятельна — это словарь философских терминов. В «Метафизике» можно различить ранние и поздние части, а внутри них — основные и побочные.

Учение Аристотеля о противоположности и противоречии.

Аристотель, в отличие от Гераклита, говорившего о тождестве противоположностей, утверждал, что «невозможно, чтобы противоположные вещи вместе находились в одном и том же», т.е. противоположности должны всегда иметь своего носителя, которому они могут быть присущи или неприсущи, в котором они находятся или не находятся (живое или мертвое, горячее или холодное). Поэтому «из числа противоположностей ничто не является в полном смысле слова началом всех Вещей». (С. 286-287).

Противоположное возможно лишь там, где есть различие. Но не всякое различие есть противоположное. Между различием и противоположным Аристотель вставляет противолежащее и определяет его как наибольшее законченное различие. Противоположное же оказывается одним из видов противолежащего. Другой вид противолежащего — противоречие. Итак, противоположность и противоречие — виды, противолежащее — род.

В чем же разница между противоположностью и противоречием? Противоположности – две взаимоисключающие стороны, между которыми возможно нечто средние (отсутствие одной не означает обязательного присутствия другой: человек не дурен, не значит, что он хорош). В случае противоречия среднего нет (четное или нечетное число). (С. 287 – 288).

Категории.

Вершина всеобщего — категории, наиболее общие роды высказываний, далее несводимые друг к другу и не обобщаемые. В «Категориях» дается полный перечень и анализ десяти категорий. Перечень категорий:

1. Суть (вещи) или сущность

2. Качество

3. Количество

4. Отношение

5. Место

6. Время

7. Отношение

8. Обладание

9. Действие

10. Страдание

Ни одно из этих свойств не существует от природы само по себе и не способно отделятся от сущности, кроме сущности нечего не может существовать отдельно. Искомой сущностью оказывается то, что было обозначено как «суть бытия». (С. 293 – 294).

Богомолов А. С. Античная философия. М., 2006.

Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и знания.

Первая философия, которая «имеет своим предметам первые начала и причины» изложены в «Метафизике» (то, что не раскрывается физикой). Она начинается с критики других философов. Аристотель особенно возражает теории идеи Платона. Контраргументы:

1. Приписывая всем вещам одноименные идеи, Платон как бы удваивает мир, как будто думает, что большее количество сущностей познать легче, чем меньшее.

2. Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели

3. «Третий человек»: связь предмета и идее требует «посредника». Так, между человеком и вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать ещё один «человек», например, грек. Но и между ними должен существовать посредник и так до бесконечности.

4. Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиной движения.

5. Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, значит это пустые слова.

6. Вообще невозможно «чтобы врозь находились сущности и то, сущностью чего она является». (С. 232-233).

Закон исключительного противоречия – начало бытия: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Вещь не может быть тем же самым и не тем же самым, существовать и не существовать. Поэтому не существует и небытие (оно сущее, но на самом деле несущее). Он заменяет не только диалектику формальной логикой, но и провозглашает всю действительность непротиворечивой, а значит и не изменчивой. Метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира. (С. 233).

О причинах речь может идти в четырех смыслах:

1. Сущность и суть бытия, «основание, почему» восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему (вещь именно такова), есть некоторая причина и начало.

2. Материя и лежащий в основе субстрат.

3. То, откуда идет начало движения.

4. То, ради чего (существует вещь) и благо.

Четыре причины: формальная, материальная, действующая и целевая исчерпивают все возможные причины. (С. 234). Именно эти причины характерны для всех вещей (например, горшок).

Что же первичней среди этих причин? Все причины могут быть сведены к двум причинам, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие формы. Тогда остается материя и форма. Материя не может быть первичной (это лишь материал для оформления). Следовательно, первична эта форма, «смысл» вещи. Фрмы у Аристотеля неизменны, вечны и всеобщи (как и у Платона). (С. 235).

Ни материя, ни форма не возникают. Но как появляется вещь? Посредством соединения формы и материи. Но как они могут соединиться? Он вводит в философию два новых понятия: «возможность» и «действиительность». Понятия связаны с формой и материей. Материя – есть возможность, потому что она не то, чем вещь может стать впослетствии. Форма – действительность, то есть как таковое. Это разрешает парадокс возникновения: если что-то возникает, то оно возникает как реализация возможности, а не из ничего. И источник движения лежит не вне мира, как у Платона, а в мире. (С. 236).

Наши рекомендации