III. Краткая теоретическая часть

Дифракцией называется огибание волна­ми препятствий, соизмеримых с длиной волны, встречающихся на их пу­ти, или в более широком смысле — любое отклонение распространения волн от законов геометрической оптики вблизи любых неоднородностей (препятствий).

Явление дифракции можно наблюдать с помощью дифракционной решётки. Дифракционная решёткапредставляет собой стеклянную или ме­таллическую пластинку, на которой через строго одинаковые интервалы нанесены параллельные штрихи. В итоге получают последовательность параллельных щелей равной ширины а, разделенных непрозрачными промежутками равной ширины b. Величина d = a+b, называется периодом (постоянной) дифракционной решётки.

Пусть на дифракционную решетку падает нормально световой поток. Благодаря дифракции свет от щелей будет распространяться во всех направлениях (на рис. III. Краткая теоретическая часть - student2.ru показаны только два луча). Разность хода III. Краткая теоретическая часть - student2.ru параллельных лучей, дифрагирующих от щелей под углом j, равна:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru, (1)

где j- угол дифракции, d– постоянная дифракционной решетки.

Собранные линзой в одну линию (проходящую параллельно щелям через точку В на экране) эти лучи интерферируют. Для того, чтобы в точке В наблюдался интерференционный максимум, разность хода III. Краткая теоретическая часть - student2.ru между волнами, испущенными соседними щелями, должна быть равна целому числу длин волн (четному числу полуволн):

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , (2)

где m – порядок максимума, l- длина световой волны.

Таким образом, выражение (2) задает условие главных максимумов.

 
  III. Краткая теоретическая часть - student2.ru

Очевидно, что в тех направлениях, в которых ни одна из щелей не распро­страняет свет, он не будет распростра­няться и при многих щелях, т.е. главные минимумы интенсивности (как и в случае одной щели) будут наблюдаться в направлениях, определяе­мых условием:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru, (3)

где а- ширина щели.

Если дифракционная решётка состоит из III. Краткая теоретическая часть - student2.ru щелей, то дополнительные минимумы интенсивности будут наблюдаться в направлениях, определяе­мых условием:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru (4)

где m* может принимать все целочислен­ные значения, кроме 0, N,2N, ..., т. е. кро­ме тех значений, при которых условие (4) пере­ходит в (2). Следовательно, в случае N щелей между двумя главными максиму­мами располагается N─1 дополнитель­ных минимумов, разделенных сла­быми вторичными максимумами.

Чем больше щелей N, тем больше световой энергии пройдет че­рез решетку, тем больше минимумов образуется между соседними главными макси­мумами, тем, следовательно, более интен­сивными и более острыми будут главные максиму­мы.

При освещении дифракционной решётки белым светом на экране наблюдаются кроме светлой полосы (нулевого максимума) ещё и цветные линии, т.е. происходит разложение белого света в спектр. Цветные линии располагаются по обе стороны от нулевого максимума примерно на равных расстоя­ниях (рис.1,b), причем фиолетовая область спектра будет обра­щена к центру дифракционной картины, красная — наружу. Это следует из формулы (2) в которой угол отклонения увеличивается с увеличением длины волны, т.е. j ~ l.

В настоящей работе постоянная дифракционной решётки dизвестна (она указана на решётке). Порядок спект­ральной линии m задается преподавателем. Для определения длины волны света l из фор­мулы (2), соответствующей наблюдаемому дифракционному максимуму, надо знать sinj.

В спектре (рис. 1,b) угол отклонения фиолетовых лучей определится так: III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , (5)

где xф1 - расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до фиолетовой линии в спектре первого порядка (m=1), L- расстояние от дифракционной решётки до экрана.

Используя соотношение (2), определим:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru (6)

В нашем случае углы дифракции малы (j < 7о) и можно считать III. Краткая теоретическая часть - student2.ru и тогда приравнивая (5) и (6) для любого цвета и порядка спектра можно записать:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , (7)

где l – длина световой волны, d – постоянная дифракционной решетки, x – расстояние от максимума нулевого порядка (m=0) до линии в спектре m-го порядка. L– расстояние от дифракционной решётки до экрана.

Основными характеристиками дифракционной решётки являются дисперсия и разрешающая способность.

Угловая дисперсия D определяется угловым расстоянием между двумя спектральными линиями, отнесённым к разности их длин волн III. Краткая теоретическая часть - student2.ru:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru

Значение дисперсии получаем, дифференцируя формулу (2):

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , т.е.

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , (8)

где D─угловая дисперсия,l─длина световой волны, m─ порядок спектра, d─постоянная дифракционной решетки.

Дисперсия возрастает с увеличением порядка спектра.

Разрешающая способность III. Краткая теоретическая часть - student2.ruхарактеризует минимальную разность длин волн dl, которые в спектре видны раздельно, т.е.

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru .

Можно показать, что для дифракционной решетки

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ,

где m ─ порядок спектра; N ─ общее число штрихов решётки.

Таким образом:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru . (9)

Измерив ширину освещенной части решётки l, найдём число штрихов решётки N в этой части:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru (10)

где III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ─ число штрихов на единице длины решётки, d─ постоянная дифракционной решётки.

Таким образом, из соотношений (9) и (10) разрешающая способность дифракционной решётки определится по формуле:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , (11)

где l– ширина освещённой части решётки, d- период решётки, III. Краткая теоретическая часть - student2.ru - порядок спектра.

Разность III. Краткая теоретическая часть - student2.ru (12)

определяет длину спектра любого порядка на экране.

Воспользовавшись соотношением (2) можно рассчитать номер последнего дифракци­онного максимума, который можно было бы наблюдать при определен­ных условиях на экране с помощью используемой дифракционной решётки:

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru

Поскольку синус не может быть больше единицы, т.е. III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , получаем, что III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , следовательно

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru . (13)

IV. Экспериментальная часть.

 
  III. Краткая теоретическая часть - student2.ru

1 - оптическая скамья; 2 - осветитель; 3 - щелевая диафрагма;

4 - объектив для получения резкого изображения дифракционной картины; 5 - дифракционная решётка; 6 - матовый экран.

Задание 1. Нахождение длины световой волны.

1. Перемещая рамку с дифракционной решёткой 5, установить по

заданию преподавателя расстояние L между дифракционной

решёткой и экраном 6 (положение экрана не изменять!!!).

2. Измерить расстояние от центральной полосы до красной слева

( III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ) и справа ( III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ). Результаты измерений занести в таблицу 1.

Аналогичные измерения провести для зеленых полос ( III. Краткая теоретическая часть - student2.ru и III. Краткая теоретическая часть - student2.ru )

и фиолетовых ( III. Краткая теоретическая часть - student2.ru и III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ) полос 1-го порядка (m = 1).

3. Определить средние значения III. Краткая теоретическая часть - student2.ru , III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ,

III. Краткая теоретическая часть - student2.ru для красного, зеленого и фиолетового цветов.

4. Повторить пункты 1-3 не менее 5 раз, изменяя расстояние

между решеткой и экраном (L =100, 150, 200, 250, 300 мм).

5. Вычислить длины волн наблюдаемых спектральных линий

(красной, зелёной и фиолетовой) по формуле (7) и занести

результаты в таблицу 2.

6. По заданию преподавателя можно выполнить пункты 2-5 для

спектров более высокого порядка (например, m = 2).

Задание 2. Определение характеристик решётки.

1. Измерить освещенную ширину решетки ( III. Краткая теоретическая часть - student2.ru ) для L=300мм.

2. Используя соотношение (8), вычислить угловую дисперсию для

красного, зеленого и фиолетового цветов для данного III. Краткая теоретическая часть - student2.ru .

3. Используя соотношение (11), определить разрешающую

способность дифракционной решётки и занести

результаты в таблицу 2.

Задание 3. Определение характеристик спектра.

1. Используя соотношение (13), рассчитать для всех длин волн

номер последнего дифракционного максимума mmax и занести

результаты в таблицу 2.

2. Используя соотношение (12), рассчитать длину спектра 1-го

порядка.

Таблица 1.

№/№ п/п L III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru
мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм
                 
                 
                 
                 
                 

Таблица 2.

№/№ п/п L III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru III. Краткая теоретическая часть - student2.ru R mmax
мм мм мм мм рад/м рад/м рад/м    
                III. Краткая теоретическая часть - student2.ru
     
     
     
               
Среднее значение               III. Краткая теоретическая часть - student2.ru  
Абсол. погрешн.        
Относ. погрешн.        

Контрольные вопросы.

1. В чем проявляется явление дифракции света?

2. В чем состоит принцип Гюйгенса-Френеля? Какое дополнение в принцип Гюйгенса ввел Френель?

3. В каком направлении световая энергия, излучаемая вторичными источниками, максимальна?

4. Напишите математическое выражение условия, при которых будут наблюдаться минимумы и максимумы дифракции от дифракционной решетки.

5. Что такое период (постоянная) дифракционной решетки?

6. На что и как влияет изменение величины постоянной дифракционной решетки?

7. Как располагаются цветные линии в дифракционном спектре?

8. Почему при использовании белого света только центральный максимум белый, а боковые максимумы радужно окрашены?

9. Какими параметрами характеризуется дифракционная решетка в качестве спектрального прибора?

10. Дать понятия дисперсии и разрешающей способности дифракционной решётки.

Техника безопасности

1. К работе с установкой допускаются лица, ознакомленные с её устройством и принципом действия.

2. Не следует касаться пальцами поверхностей оптических деталей.

3. Не следует перемещать по оптической скамье объектив.

Рекомендуемая литература

1. Грабовский Р.И. Курс физики. СПб.: Лань, 2002.

2. Савельев И.В. Курс общей физики. (т.3). СПб.: Лань, 2006.

3. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. шк. 2004.

4. Андрющенко А.А., Максимов С.М., Последова Н.Г. Волновая оптика: учеб.-метод. пособие-Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2010.

Редактор А.А.Литвинова

_________________________

В печать

Объём 0,5 усл. п.л. Офсет. Формат 60x84/16.

Бумага тип №3. Заказ № .Тираж 100 экз. Цена свободная

_________________________

Издательский центр ДГТУ

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Наши рекомендации