Сущность мотивации как педагогической и психологической категории
Содержание
Введение................................................................................................... 3
Глава I. Теория формирования мотивации и самоорганизации учебной
деятельности школьников в процессе обучения
1.1 Сущность мотивации как педагогической и психологической категории……………………………………………………………......4
1.2. Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе............................................................................................5
ГлаваII. Мотивация в теории и методике обучения физике.
II.1. Опыт учителей при организации мотивации школьников на уроке физике.
1. Урок, построенный на инициативе учащихся..........................10
II.2. Методические рекомендации по организации мотивационной деятельности учащихся на уроках физики...............................................14
2.1 Физический эксперимент как средство повышения мотивации школьников.
2.2 Метод проектов на уроках физики в 7 классе.
Заключение.........................................................................................40 Литература..........................................................................................41
Введение
Подходя к изучению вопроса о способах и приемах создания мотивации в процессе обучения физике, важно отметить, что мотивация является одной из важнейших проблем современного образования, поскольку она является одной из важных и необходимых условий успешности учебной деятельности школьника. От силы мотивации в значительной мере зависят учебная активность и успеваемость учащихся.
В условиях крупных психолого-педагогических преобразований, происходящих в последнее время в России и мире, проблема организации мотивации школьников требует к себе особого внимания. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладение школьниками суммой знаний; важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся.
Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
· мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
· недостаточное использование мотивации в школе при обучении физике.
Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе как процесс управления активностью учащихся.
Предметом исследования является технология формирования мотивации как свойства личности в процессе обучения физике.
Гипотеза исследования заключается в том, что если процесс обучения физике в основной школе будет ориентирован на развитие мотивации как свойства личности учащегося, то возможно повысить качество обучения, сформировать у учащихся адекватную самооценку, снизить у них тревожность в процессе обучения.
Цель: рассмотреть особенности организации этапа мотивации учения на уроках физики.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи :
1. анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2. рассмотреть психологические характеристики мотивационной сферы учения;
3. рассмотреть различные пути формирования мотивации учения;
4. проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности при изучении физики.
5. проведение опытной работы по формированию мотивации учения.
Глава I. Теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения.
Сущность мотивации как педагогической и психологической категории.
Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.Ф. Моргуна, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Психологи под мотивацией понимают: "совокупность стойких мотивов поведения и деятельности" (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, Я. Скалкова); мотивация "включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д." (В.Г. Асеев) , рассматривается как свойство, качество личности (В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.), мотивация определяет "направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека ..." (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.)
В настоящее время в психологии выявлена сущность мотивации учения, ее состав, признаки, уровни, проведена классификация мотивов, выяснены психологические принципы, механизмы и пути ее формирования.
В отечественной дидактике мотивацию в целом и ее элементы исследовали такие ученые, как М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С.Ильин, И.А. Каиров, Р.Г.
Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др. В работах уделено внимание компонентам мотивации: познавательный интерес (Г.И. Щукина, В.Ф. Ба-
шарин), познавательная потребность (Г.А. Бокарева, В.С. Ильин, Г.И. К и-
риллова, Ю.В. Шаров), долг в учении (Л.В. Каткова, З.П. Шабалина); ис-
следована мотивация в целом (В.С. Ильин), мотивация учения и труда (О.С. Гребенюк).
Наиболее часто мотивацию в педагогике определяют как систему взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Она отражает но-вообразования в мотивационной сфере, связанные с ведущей деятельностью учащихся.
В отличие от мотивации изучения отдельного предмета "мотивация учения в целом - это не сумма мотиваций изучения отдельных предметов, это новое, более сложное личностное образование, обладающее своими специфическими признаками ..." (В.С. Ильин).
1.2 Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным.
Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении.
Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.
Марковой рассмотрены функции и виды мотивов.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях.
Все мотивы разделены на группы:
1. социальные;
2. познавательные;
3. творческие или социально-познавательные.
В данной книге рассмотрена глава «Пути формирования мотивации учения». В которой указываются некоторые советы для лучшей организации мотивации на уроке.
Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.
Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.
В данном источнике также рассмотрены этапы изучения темы учебной программы. Первым рассмотрен мотивационный этап.
Следующий источник, посвященный проблеме мотивации – «Психология ведения урока», Скороходовой Н.Ю.
В данной книге мотивации посвящен целый раздел: «Мотивация на уроке».
Дается определения мотива и мотивации:
Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.
Мотивация – процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:
1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?
2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (внутренние факторы мотивации.)
3.Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации.)
Перечислены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя
мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».
В книге приведена схема влияния учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке (схема Хекхаузена), и в конце каждого раздела приводятся советы учителю. Подробно описано развитие познавательного мотива (интереса к предмету и любознательности) и социальных мотивов (организация сотрудничества).
Плюсом является то, что в книгу включена тема «ошибки в мотивировании». Это позволяет на основе анализа действии учителя во время пресечь возможные ошибки.
При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.