Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«тюменский индустриальный университет»

ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра электроэнергетики

Лабораторная работа

«Сопоставительный анализ переходных процессов в ДПТ НВ при пренебрежении и учете электромагнитной постоянной времени»

по дисциплине

«Электрический привод»

Выполнил студент

группы ЭСбз-13

Низовских Е.А.

Проверил:

Рысев П.В.

доцент, к.т.н.

Тобольск 2016

Цель работы: Ознакомиться с моделями ДПТ и сравнить результаты, полученные на различных моделях.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ МОДЕЛЕЙ

В данной лабораторной работе используются две модели двигателя постоянного тока:

1) Модель без учета электромагнитных инерционностей – двигатель представлен вращающимся телом. Модель описывается уравнением

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru , (1)

где J – момент инерции, кг∙м2;

М – вращающий момент, Н∙м;

Мс – момент сопротивления, Н∙м;

ω – угловая скорость вращения ротора двигателя.

Механическая характеристика двигателя имеет вид

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru , (2)

где ω0 – угловая скорость холостого хода;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – жесткость механической характеристики двигателя,

здесь ke, kм – конструктивные коэффициенты двигателя;

rя – сопротивление обмотки якоря, Ом.

Уравнениям (1) и (2) соответствует структурная схема, представленная на рисунке 1.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 1 – Структурная схема одномассовой модели.

2) Модель ДПТ, учитывающая электромагнитную инерционность – составлена на основании уравнений

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru (3)

где uя – напряжение на выводах обмотки якоря, В;

iя – ток в обмотке якоря, А;

rя – сопротивление обмотки якоря, Ом;

Lя – индуктивность обмотки якоря, Гн;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – электромагнитный коэффициент;

kм – электромеханический коэффициент (в СИ kм=ke);

здесь р – число пар полюсов двигателя;

N – число витков в обмотке якоря;

a – число параллельных ветвей в обмотке якоря;

Ф – магнитный поток пересекающий обмотку якоря.

Системе уравнений (2) соответствует структурная схема, представленная на рисунке 2.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 2 – Структурная схема модели, учитывающей электромагнитную инерционность.

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

В лабораторной работе рассматриваются две модели электропривода: одномассовая и двухмассовая.

Одномассовая модель представляет собой один дискретный инерционный элемент (рис. 3).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 3 – Одномассовая модель электропривода

Структурная схема одномассовой модели электропривода постоянного тока собранная в приложении Simulink приведена на рисунке 4.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 4 – Структурная реализации одномассовой модели электропривода.

Источники ступенчатого сигнала 1 и 2 служат для задания момента сопротивления и напряжения на входе подсистемы 3, представляющей модель ДПТ учитывающую электромагнитные инерционности. Подсистема 4 содержит модель ДПТ не учитывающую электромагнитные инерционности. Виртуальный осциллограф 5 служит для вывода результатов моделирования на экран.

Структурные схемы подсистем 3 и 4 представлены на рисунках 5 и 6 соответственно.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 5 – Структурная схема подсистемы одномассовой модели

(без учета электромагнитной инерционности).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 6 – Структурная схема подсистемы модели,

учитывающей электромагнитную инерционность.

Двухмассовая схема состоит из двух дискретных инерционных элементов, соединенных упругой связью – рисунок 7.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 7 – Двухмассовая модель электропривода.

Структурная схема двухмассовой модели электропривода постоянного тока собранная в приложении Simulink приведена на рисунке 8.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рисунок 8 – Структурная схема реализации двухмассовой модели

электропривода.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Таблица 1

Вариант Двигатель №1 Двигатель №2

Примечание: Параметры двигателей приведены в приложении 1.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Рассчитать исходные данные, необходимые для моделирования:

– коэффициенты kе и kм

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

– номинальная угловая скорость

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

– угловая скорость холостого хода

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

– сопротивление якоря

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

– абсолютная жесткость механической характеристики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru .

2. Ввести параметры двигателя в окне модели, учитывающей электромагнит­ную инерционность (момент сопротивления принять равным номинальному Мсном).

3. Ввести параметры в окне модели, не учитывающей электромагнитную инерционность.

4. В окне задания параметров расчета (Ctrl-E) выбрать метод Рунге-Кутта четвертого порядка с постоянным шагом в 3-5 раз меньше электромагнитной постоянной. Время моделирования ус­танавливается в зависимости от длительности переходного процесса (на графике должно быть видено завершение переходного процесса).

5. Выполнить моделирование и снять в отчет графики тока якоря, вращающего мо­мента, угловой скорости на выходе модели, учитывающей электромагнитные переходные процессы и графики вращающего момента и угловой скорости одномассовой модели.

6. Сравнить характер переходных процессов, полученных на моделях с учетом и без учета электромагнитной инерционности.

7. Повторить действия пунктов 1-5 для второго двигателя.

8. Определить время регулирования скорости и результаты свести в табл. 2.

Таблица 2

  Модель, не учитывающая электромагнитную инерционность Модель, учитывающая электромагнитную инерционность
tр, с Двигатель №1    
Двигатель №2    

9. Сравнить полученные результаты для обоих двигателей, сделать выводы.

10. Снять графики для двухмассовой модели электропривода.

11. Проанализировать зависимость характера работы электропривода от коэффициента упругости упругого элемента.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Исходные данные (вариант, параметры двигателей).

3. Структурная схема модели.

4. Результаты моделирования для двигателя №1 (графики).

5. Результаты моделирования для двигателя №2 (графики).

6. Определение времени регулирования для обеих моделей.

7. Выводы.

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ

1. Система уравнений, описывающая двигатель постоянного тока.

2. Чем объясняется затягивание переходного процесса в модели, учитывающей электромагнитную инерционность?

3. От чего зависит характер переходного процесса в двигателе постоянного тока.

4. Механическая характеристика двигателя постоянного тока, жесткость механической характеристики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Параметры двигателей.

Тип двигателя Мном, Н∙м nном, об/мин Рном, кВт Uном, В Iном, А J, кг∙м2 Тм, с Тя, с
ПБВ-100М 7,16 0,75 0,01 10,3∙10-3 5,3∙10-3
ПБВ-100L 10,5 1,1 0,013 7,6∙10-3 5,75∙10-3
ПБВ-112S 1,1 31,5 0,035 13,2∙10-3 6,75∙10-3
ПБВ-112M 17,5 1,1 0,042 10,1∙10-3 7,3∙10-3
ПБВ-112L 1,1 0,049 8,6∙10-3 7,65∙10-3
ПБВ-132М 2,2 0,188 14,2∙10-3 7,35∙10-3
ПБВ-132L 47,7 3,0 0,238 12,3∙10-3 7,85∙10-3
ПБВ-160М 76,4 4,0 78,5 0,242 8,5∙10-3 10,6∙10-3
ПБВ-160L 5,5 78,5 0,242 7,9∙10-3 11,8∙10-3
ПФВ-160S 143,2 7,5 0,194 9,9∙10-3 2,25∙10-3
ПФВ-160M 0,242 8,5∙10-3 1,6∙10-3
ДК1-1,7-100АТ 1,7 0,18 2,1∙10-3 25∙10-3 2,5∙10-3
ДК1-2,3-100АТ 2,3 0,24 7,5 2,7∙10-3 20∙10-3 3∙10-3
ДК1-3,5-100АТ 3,5 0,37 7,5 2,85∙10-3 15∙10-3 3,5∙10-3
ДК1-5,2-100 5,2 0,55 6,5 3,9∙10-3 10∙10-3 5,3∙10-3
ДПУ87-75-23 0,7 0,075 4,5 0,21∙10-3 9∙10-3 1,5∙10-3
ДПУ127-220-1-30 2,1 0,22 2,8∙10-3 25∙10-3 3,2∙10-3
ДПУ127-450-2-57 4,3 0,45 4,9∙10-3 15∙10-3 3,8∙10-3
4ПБМ112МГ04 6,2 5,7 0,015 96,7∙10-3 5,9∙10-3
2ПБМ112LГ04 6,11 0,9 10,1 0,018 68,8∙10-3 6,036∙10-3

При выполнении лабораторной работы использовать:

Тип двигателя ПБВ-160 М

Исходные данные

Мном, Н∙м 76,4

nном, об/мин 500

Рном,к Вт 4

Uном, В 66

Iном, А 78,5

J, кг∙м2 0,242

Тя, с 10,6∙10-3

Расчеты

Коэффициент противоэдс

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Наши рекомендации