Источники, рекомендуемые для выполнения лабораторных работ
Борисова Е.В.
______________ 2016 г.
Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ обучающихся
по дисциплине
ФИЗИКА
Специальность:
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
2016г.
ОДОБРЕНЫ | |
Методической цикловой комиссией | Разработаны на основе Федерального |
преподавателей физики и электротехники | государственного образовательного стандарта среднего общего образования по учебной дисциплине ФИЗИКА |
Протокол №______ | |
от«______________ » 2016 г. | |
Председатель МЦК | |
________________ /И.М. Биктимерова/ | _________________ |
Составители: И.М. Биктимерова, преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно - энергетический колледж. Г.К. Ахметзянова преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно - энергетический колледж.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..4
Пояснительная записка……………………………………………………...........5
Источники, рекомендуемые для выполнения лабораторных работ…….....6
Оформление отчета по лабораторным работам……………………………….6
Критерии оценивания лабораторных работ……………………………............7
Инструктаж по технике безопасности…………………………………………..8
Перечень лабораторных работ……………………………………………...........9
Лабораторная работа №1. «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении без начальной скорости»………………………………………………10
Лабораторная работа №2.«Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити»………………………………………………………….10
Лабораторная работа №3.«Определение влажности воздуха».........................11
Лабораторная работа №4. «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»………………………………………………………...........12
Лабораторная работа №5.«Определение плотности тел правильной формы»………………………………………………………………………...........13
Лабораторная работа №6.«Определение коэффициента линейного расширения»………………………………………………………………………..14
Лабораторная работа №7.«Проверка объединенного газового закона»………………………………………………………………………………16
Лабораторная работа №8.«Определение КПД нагревателя»…………………17
Лабораторная работа №9. «Определение удельного сопротивления проводника»………………………………………………………………………...18
Лабораторная работа №10. «Измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»…………………………………………………..20
Лабораторная работа №11.«Последовательное и параллельное соединение проводников»……………………………………………………………………….21
Лабораторная работа №12. «Исследование зависимости мощности от напряжения»………………………………………………………………………...23
Лабораторная работа №13. «Изучение свойств полупроводников»…………24
Лабораторная работа №14.«Измерение электроемкости конденсатора с помощью гальванометра»………………………………………………………….25
Лабораторная работа №15.«Измерение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе методом резонанса»……………………………………………...27
Лабораторная работа №16.«Сборка простейшего радиоприемника»……….28
Лабораторная работа №17.«Определение показателя преломления стекла»………………………………………………………………………………29
Лабораторная работа №18.«Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»………………………………………………………………………...30
Лабораторная работа №19.«Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»………………………………………………………….31
Лабораторная работа №20. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»……………………………………………………………………………32
Введение
Лабораторные занятия являются важным видом учебной работы студентов по дисциплине «Физика» и выполняются в пределах часов, предусмотренных типовой программой. Описание каждой лабораторной работы включает: тему работы, цели работы, оборудование, теоретическую часть, порядок выполнения работы, вывод и контрольные вопросы.
Общие цели и задачи лабораторных занятий – углубление и расширение знаний в процессе выполнения конкретных практических задач, развитие инициативы и самостоятельности студентов, приобретение умений анализировать полученные экспериментальные результаты и навыков использования технических средств, эксплуатации оборудования, конструкций.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественно - научного, общепрофессионального циклов.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
Наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Физика» предназначена для студентов первого курса специальности: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
.
Целью данных методических рекомендаций является помощь студентам в приобретении навыков применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, закрепление теоретических знаний путём исследования действия законов физики в лабораторных условиях, приобретение навыков при работе с различными приборами, сборке электрических схем, использовании различных методов измерений, анализе полученных результатов и составлении по ним отчётов.
В предлагаемых методических рекомендациях приведены описания лабораторных работ. Каждое описание состоит из:
-темы
-цели
-оборудования
-теоретической части
-порядка выполнения работы
-контрольных вопросов.
В процессе выполнения лабораторной работы студенты в отчёт должны внести название работы, цель, перечень оборудования, записать порядок выполнения работы, вычерчиваются необходимые схемы, заполняют таблицы, строят графики, делают вывод и отвечают на контрольные вопросы.
Лабораторная работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
Источники, рекомендуемые для выполнения лабораторных работ
Основные:
1. Е.И. Дмитриева, Л.Д. Иевлева, Л.С. Костюченко Физика в примерах и задачах. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 512 с.
2. В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256 с.
Дополнительные:
1. В.Ф. Дмитриева Физика: учебник для студентов образовательных учреждений сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 464 с.
2. И.С. Козлова, Ю.В. Щербакова Физика: учебное пособие для средних учебных заведений, Д: Феникс, 2012.- 409 с.
Интернет - источники:
1. http://www.physics.ru/ "Открытая физика"
2. http://www.fizika.ru/"Физика.ru"
3. ranky.ru Лабораторные работы по физике
4. www.academia- Moscow.ru Лабораторные работы по физике