Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.
3. Электромагнитное поле(17ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
6. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (2 ч)]
Формы и средства контроля
Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля»включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения учащимися планируемого содержания. Тексты контрольных и лабораторных работ прилагаются.
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | СРОКИ | ТЕМА УРОКА | ДЕМОНСТРАЦИИ | ИКТ | ФОРМА КОНТРОЛЯ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
ПЛАН | ФАКТ | ||||||
ГЛ.Ι | ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (24ч) | ||||||
1/1 | Сентябрь | Введение. Материальная точка. СО. | Определение координаты материальной точки в заданной системе отсчета. Зависимость перемещения от времени. Прямолинейное и криволинейное движение. Относительность движения. Слайды и кинофрагменты: ü Относительность движения. Гравитационное взаимодействие. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Падение тел в разряженном пространстве. Направление скорости при движении по окружности. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Модель ракеты. Слайды и кинофрагменты: ü Законы Ньютона. ü Импульс тела. Закон сохранения импульса. ü Применение законов Ньютона. ü Физика и освоение космоса. ü Физические основы космических полетов | использование ЭОР http://school-collection.edu.ru | Беседа | §1 упр.1 | |
2/2 | 1 нед | Перемещение. Определение координаты. | использование ЭОР | Фронтальный опрос | §2,3 упр.2,3 | ||
3/3 | Прямолинейное равномерное движение. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §4 упр.4 | |||
4/4 | 2 нед | Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. | Тест, решение задач | §5 упр.5 | |||
5/5 | Скорость при равноускоренном движении. | использование ЭОР | Тест, решение задач | §6 упр.6 | |||
6/6 | 3 нед | Перемещение при равноускоренном движении. | использование ЭОР | Тест, решение задач | §7,8 упр.7 | ||
7/7 | Л/р № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости » | Лабораторная работа | §7,8 упр.8 | ||||
8/8 | 4 нед | Относительность механического движения. | использование ЭОР | Тест, решение задач | §9 упр.9 | ||
9/9 | Октябрь | Равномерное движение тела по окружности. | Презентация, использование ЭОР | Тест, решение задач | §18,19 упр.18 | ||
10/10 | 1 нед | Решение задач «Равноускоренное движение». | Тест, решение задач | §5 - 9 | |||
11/11 | К/Р. № 1 «Основы кинематики». | Контрольная работа | |||||
12/12 | 2 нед | ИСО. Ι закон Ньютона. | Презентация, использование ЭОР | Анализ ошибок К/р | §10 упр.10 | ||
13/13 | ΙΙ закон Ньютона. ΙΙΙ закон Ньютона. | использование ЭОР | Тест | §11,12упр11,12 | |||
14/14 | 3 нед | Ускорение свободного падения. Движение тела по вертикали. | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос | § 13,14 упр13 | ||
15/15 | Л/р № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | Лабораторная работа | §14 упр.14 | ||||
16/16 | 4 нед | Закон всемирного тяготения. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Тест, решение задач | §15 упр.15 | ||
17/17 | Ускорение свободного падения на различных планетах. | Презентация, использование ЭОР | Тест, решение задач | §16 упр.16 | |||
18/18 | Ноябрь | Искусственные спутники Земли. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Тест, решение задач | §20 упр.19 | ||
19/19 | 1 нед | Импульс тела. Закон сохранения импульса | Презентация, использование ЭОР | Тест, решение задач | §21 упр20 | ||
20/20 | Реактивное движение. | использование ЭОР | Тест, решение задач | §22 упр21 | |||
21/21 | 2 нед | Закон сохранения механической энергии | Презентация, использование ЭОР | Тест, решение задач | §23 упр22 | ||
22/22 | Решение задач «Законы сохранения» | Тест, решение задач | |||||
23/23 | 3 нед | Повторение «Законы механики» | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач | |||
24/24 | К/Р. № 2 «Законы механики» | Контрольная работа | |||||
ГЛ 2 | МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (9ч) | ||||||
25/1 | Декабрь | Свободные колебания. Характеристики колебаний. | Примеры колебательных движений. Зависимость периода колебаний: а) нитяного маятника от длины нити; б) пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Образование и распространение поперечных и продольных волн. Колеблющееся тело как источник звука. Зависимость высоты тона от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний. Отражение звуковых волн.Слайды и видеофрагменты: ü Механические колебания и волны. ü Получение графика колебаний ü Механические и звуковые волны | Презентация, использование ЭОР | Анализ ошибок К/р | §24,25,26 упр24 | |
26/2 | 1 нед | Виды колебаний. Превращения энергии при колебании. | использование ЭОР | Фронтальный опрос | §28,29 упр25 | ||
27/3 | Л/р № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | Лабораторная работа | |||||
28/4 | 2 нед | Волны. Виды волн. Характеристики волнового движения. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Тест | §31,32,33, упр28 | ||
29/5 | Звуковые колебания. Характеристики звука. | ЦОР: Физика 7-11кл. | Фронтальный опрос | §34,35,36 | |||
30/6 | 3 нед | Распространение звука. | использование ЭОР | Тест, решение задач | §37,38,39,40 | ||
31/7 | Обобщение «Колебания и волны» | ЦОР Повторение и контроль знаний | упр32 §41* | ||||
32/8 | 4 нед | К/Р № 3 «Колебания и волны» | Контрольная работа | ||||
33/9 | Резервный урок | Анализ ошибок К/р | |||||
ГЛ 3 | ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ(16ч) | ||||||
34/1 | Январь | Графическое изображение магнитного поля. | Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током. Взаимодействие параллельных токов. Действие магнитного поля на ток. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока. Э/м индукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Трансформатор. Конденсатор. Электромагнитные колебания. Дисперсия света. | Презентация, использование ЭОР | Беседа | §42,43 упр34 | |
35/2 | 1 нед | Определение направления линий магнитного поля тока. | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос | §44 упр35 | ||
36/3 | Проявление действия магнитного поля. | использование ЭОР | Тест | §45 упр36 | |||
37/4 | 2 нед | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | использование ЭОР | Тест | §46,47 упр37,38 | ||
38/5 | Явление электромагнитной индукции. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §48 упр39 | |||
39/6 | 3 нед | Л/Р.№4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Лабораторная работа | §46 - 48 | |||
40/7 | Направление индукционного тока. Самоиндукция | Презентация, использование ЭОР | Тест | §49,50 | |||
41/8 | Февраль | Переменный ток. Трансформатор. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §51 | ||
42/9 | 1 нед | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос | §52,53 упр44 | ||
43/10 | Конденсатор. Электромагнитные колебания | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос | §54,55 | |||
44/11 | 2 нед | Принципы радиосвязи и телевидения | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | § 56 | ||
45/12 | Электромагнитная природа света. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §58 | |||
46/13 | 3 нед | Преломление света. | Презентация, использование ЭОР | Тест | §59 упр48 | ||
47/14 | Дисперсия света. Цвета тел. | Презентация, использование ЭОР | Решение задач | §60 | |||
48/15 | 4 нед | Спектры. Поглощение и испускание света атомами. | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | §62,64 | ||
49/16 | Март | Контрольное тестирование№ 1«Электромагнитное поле» | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест | |||
ГЛ.4 | СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (11ч) | ||||||
50/1 | 1 нед | Радиоактивность. Опыты Резерфорда. | Модель опыта Резерфорда. Наблюдения треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц. Естественный радиационный фон. Кинофрагменты: ü Атомная электроэнергетика. ü Радиоактивность. ü Ядерная эергия в мирных целях. | Презентация, использование ЭОР | Анализ ошибок | §65,66 | |
51/2 | Радиоактивные превращения. Строение атомного ядра | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §67, 71 упр51 | |||
52/3 | 2 нед | Экспериментальные методы исследования частиц | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §68 | ||
53/4 | Открытие протона и нейтрона. | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | §69,70 | |||
54/5 | 3 нед | Л/р № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Лабораторная работа | §68-70 упр53 | |||
55/6 | Ядерные силы. Энергия связи. дефект масс. | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | §72,73 | |||
56/7 | 4 нед | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | Презентация, использование ЭОР | Фронтальный опрос, тест | §74,75 | ||
57/8 | Апрель | Л/р №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | Лабораторная работа | ||||
58/9 | 1 нед | Ядерный реактор. Атомная энергетика. | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | §76,77 | ||
59/10 | Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. | Презентация, использование ЭОР | Работа с дополнительной литературой | §78,79 | |||
60/11 | 2 нед | Контрольное тестирование№ 2«Строение и превращение атомных ядер » | Контрольный тест | §80 | |||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ(4ч) | |||||||
61/1 | Основы кинематики. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Анализ ошибок К/р | ||||
62/2 | 3 нед | Основы динамики. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач | |||
63/3 | Основы динамики. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач | ||||
64/4 | 4 нед | Законы сохранения. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач | |||
65/5 | Май 1 нед | Тепловые явления. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач | |||
66/6 | Электрический ток. | ЦОР Повторение и контроль знаний | Тест, решение задач |
Основная учебная литература
1. Боброва, С.В.Физика. 7 – 9 классы: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. -Волгоград.: Учитель, 2007
2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
3. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.
4. Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2004.
5. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
6. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-334 с.
7. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.- 240 с.
8. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
9. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2004-2008 гг
10. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.