Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля

1. Создайте модель системы автоматической антиблокировки колес (АВS). В качестве ЭБУ-Т используйте Mathcad-объект, обладающий высокой наглядностью моделирования процессов. Для этого в меню Tools (инструменты) выберите список Insert Mathcad Objtct (Вставить Mathcad-объект). В появившемся списке выберите команду New (Новый) – вставка нового Mathcad-объекта (рис.6).

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 6 Выбор нового Mathcad-объекта

При исполнении команды New запускается система Mathcad, и в окне модели появляется объект системы Mathcad (рис. 7). Он имеет вид прямоугольника с заштрихованной рамкой со входами (слева) и выходами (справа). Строка меню VisSim заменяется строкой меню системы Mathcad и в окне модели появляется плавающая панель выбора палитр математических символов.

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 7 Объект Mathcad

2. Установите шрифт Times New Roman Сyr (Кириллица).

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Сделайте в объекте надпись «ЭБУ-Т» (рис. 8).

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 8 Надпись в объекте

3. Присвойте скоростям колес значения параметров, поступающих с колесных датчиков (КД1, КД2, КД3, КД4) – V1:= in0, V2:= in1, V3:= in2, V4:= in3; скорости кузова автомобиля – параметр с ДКА Vа:= in4; и введите параметр V10:= in5 (рис.9). При необходимости растяните Mathcad – объект по ширине. Чтобы надпись поместилась в одну строчку для наглядности. В дальнейшем растягивайте его по высоте, чтобы поместился весь алгоритм и был хорошо виден. Ввод символов в этом выражении и в последующих делайте с помощью палитры математических символов и функций.

4. Введите алгоритм определения начала работы в режиме «снижения давления» в КТЦ, предваряя его соответствующим комментарием (рис.10) (в десятичной дроби вместо запятой ставится точка):

Определения начала работы АВS в режиме «снижения давления» в КТЦ

V11:= if(V1 < 0.7Vа, 1, 0)

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 9 Присвоение входных значений параметров

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 10 Определения начала работы АВS в режиме «снижения давления» в КТЦ

Этот алгоритм предполагает подачу выходного сигнала V11 на блок световой индикации light и при условии V1 < 0.7Vа индикатор горит красным цветом (система АВS включена). В противном случае индикатор горит синим цветом (система АВS выключена).

5. Ведите алгоритм работы АВS в режиме «снижения давления» в КТЦ, который предполагает режим притормаживания за счет падения скорости Vк1 при ее достижении величины 0,9 Vа (S = 0,1) до скорости, близкой к скорости блокировки (в данном случае 0), предварив алгоритм соответствующей надписью, и введите выражение для коэффициента скольжения S (рис.11):

Работа АВS в режиме «снижения давления» в КТЦ

V12:= if(V1 < 0.9 Vа, V10,0)

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Здесь V10 – линейноизменяющаяся скорость, задаваемая генератором линейноизменяющегося сигнала. Она будет прибавляться к скорости блокируемого колеса (в данном случае колеса № 1) в указанном режиме.

6. Выведите на выход ЭБУ-Т параметры, которые необходимо постоянно контролировать(V11, V11 и S), сигнал V12, который надо подавать на сумматор (рис.12):

оut0:= V11; оut1:= V1; оut2:= S; оut3:= V12

7. Mathcad-объект имеет один вход и один выход. Увеличьте число входов до 6 по числу датчиков (входных параметров), а выходов до 4 (по числу контролируемых параметров и параметра V12, подаваемого на вход ЭБУ-Т) (рис.12). Для этого на панели инструментов возьмите стрелку Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru , подведите ее слева от входа (выхода) и щелкните левой кнопкой «мыши».

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 11 Работа АВS в режиме «снижения давления» в КТЦ

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 12 Определение выходных параметров

8. Установите напротив соответствующих входов блоки константы (const) Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru , которые будут играть роль датчиков. Напротив входа V10 установите генератор линейного сигнала (ramp) Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru . Сигнал с КД 1 подайте на сумматор Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru , а с него на блок ограничений (limit) . его можно взять в строке нелинейных блоков через меню:

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Этот блок нужен для поддержания 0,1 < S < 0,3 совместно с алгоритмом ЭБУ-Т в режиме «снижения давления» в КТЦ. Сигнал с выхода V12 подайте на сумматор, используя блок фиксации соединения (wire Positioner). Его надо будет развернуть на 1800. для этого выделить, вызвать контекстное меню с указанной строкой:

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Установите метки рядом с датчиками с их наименованием и метки рядом со входами и выходами с указанием параметров (рис.13).

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 13 Модель АВS без увеличения скорости

9. Установите на выходе V11 блок световой индикации light. Его можно найти в меню Blocks, в строке Signal Consumer (рис. 14).

10. Установите на выходах V1 и S осциллографы (блоки графопостроителя «plot») Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru . После того, как блок будет размещен щелчком правой кнопки мыши вызовите окно настроек этого блока ( рис. 15). В меню Options установите координатную сетку, поставив опцию Grid Lines. Интервал между линиями сетки устанавливается автоматически, в зависимости от диапазонов визуализации и размера графика. Координатная сетка и масштаб (по умолчанию) установятся после сборки и запуска модели.

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 14 Выбор блока световой индикации light

11. В настройках моделирования меню «Simulate» выберите пунк «Simulation Properties…» и щелкните по нему левой кнопкой мыши. Появится понель настроек «Simulation Properties» (рис. 16). Устанавливается время начала, конца моделирования и частоту соответственно: Start = 0, End = 20, Frequency = 5 (не забудьте нажать кнопку ОК). Если в появившейся панели настроек второе окно будет поименовано не Frequency, то нажмите на стрелу окна, расположенного правее, и выберите пунк Hertz. Увеличьте немного размер блока графопостроителя (осциллографа) plot. Для этого потяните его за правый нижний угол.

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 15 Меню настроек осциллографа

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 16 Установка параметров процесса моделирования

12. Подайте на входы осциллографов сигналы V1 и S. Установите значения входных параметров с датчиков V1 = 20 (км/ч), V2 = 80 (км/ч), V3 = 80 (км/ч), V4 = 80 (км/ч), Vа = 90 (км/ч). Для этого щелкните по датчику правой кнопкой. Появится окно ввода данных:

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

13. Увеличьте крутизну входного сигнала генератора. Для этого щелкните правой кнопкой по генератору и установите значение 10 в окне Slope:

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

14. Запустите процесс моделирования, щелкнув по зеленой стрелке Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru . Появятся следующие осциллограммы (рис.17). Осциллограмма скорости V1 представляет собой колебательный процесс, что говорит о притормаживании этого колеса, как и предполагает режим «снижения давления» в КТЦ. Занесите в отчет осциллограммы и вывод о характере изменения параметров V1 и S при работе системы АВS.

15. Определите влияние скорости уменьшения давления в КТЦ на изменение частоты притормаживания. Для этого уменьшите эту скорость путем увеличения крутизны сигнала V1: щелкните правой кнопкой по генератору и установите значение 5 в окне Slope . Запустите процесс моделирования. Появятся следующие осциллограммы (рис.18).

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 17 Работа модели в режиме «снижения давления» в КТЦ

Эксперимент 1. Исследование влияния различных факторов на частоту притормаживания блокируемых колес автомобиля - student2.ru

Рисунок 18 Работа модели при снижении скорости уменьшения давления в КТЦ

16. Занесите в отчет осциллограммы и вывод о характере изменения параметров V1 и S при работе системы АВS при уменьшении скорости нарастания давления в КТЦ.

Наши рекомендации