Средняя концентрация фотонов

Согласно (1.2)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru

средняя энергия единицы объема волны пропорциональна квадрату модуля волны

Энергия фотона (1.6)

тогда средняя концентрация фотонов

Средняя концентрация фотонов - student2.ru .

Если в объеме имеется один фотон, то вместо концентрации используется плотность вероятности – вероятность обнаружения фотона в единице объема. В результате плотность вероятности обнаружения фотона пропорциональна квадрату модуля волны

Средняя концентрация фотонов - student2.ru . (1.10)

Волна де Бройля

Корпускулярно-волновая двойственность согласно де Бройлю присуща не только фотону, но и частице вещества.

По аналогии с фотоном частицу вещества описываем волной. Используя (1.8)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru ,

получаем, что частице массой m, движущейся вдоль оси x в поле с потенциальной энергией Средняя концентрация фотонов - student2.ru и с полной энергией Е сопоставляется волна де Бройля, или волновая функция (обозначаемая греч. буквой «пси»):

Средняя концентрация фотонов - student2.ru , (1.11)

где

Средняя концентрация фотонов - student2.ru – полная энергия частицы,

Средняя концентрация фотонов - student2.ru – модуль импульса частицы.

Длина волны

Средняя концентрация фотонов - student2.ru . (1.13)

Чем больше энергия, тем меньше длина волны. Для электрона с энергией в пределах от 1 эВ до Средняя концентрация фотонов - student2.ru эВ длина волны лежит в пределах от ~ 1 нм до Средняя концентрация фотонов - student2.ru нм. В металлах длина волны де Бройля носителя тока порядка нанометра, в полупроводниках – несколько микрометров. Столь маленькая длина волны проявляется при дифракции и интерференции на объектах микроскопического размера.

Плотность вероятности обнаружения частицы

Средняя концентрация фотонов - student2.ru , (1.14)

т. е. вероятность найти частицу в момент t в единичном интервале около точки x. Вероятность обнаружения частицы в интервале dx

Средняя концентрация фотонов - student2.ru . (1.15)

Вероятность найти частицу во всем пространстве равна единице и выполняется условие нормировки

Средняя концентрация фотонов - student2.ru . (1.16)

Квантование Бора–Зоммерфельда

При распространении микрочастицы по траектории условие максимума интерференции (1.3)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru

обеспечивает наибольшую амплитуду волны и наибольшую вероятность обнаружения частицы, движущейся между начальной и конечной точками двумя путями, отличающимися по длине на Средняя концентрация фотонов - student2.ru .

Рассмотрим движение частицы с постоянным модулем импульса p по замкнутой траектории длиной Средняя концентрация фотонов - student2.ru . Частица выходит из некоторой точки траектории и приходит в другую точку двумя путями. Один путь является кратчайшим, на втором пути частица делает лишний полный оборот по траектории, что превышает первый путь на длину траектории Средняя концентрация фотонов - student2.ru . Используя (1.13)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru ,

получаем условие обнаружения частицы на траектории

Средняя концентрация фотонов - student2.ru .

Нарушение этого условия приводит к резкому уменьшению амплитуды волны и вероятности обнаружения частицы.

Обобщаем результат на случай, когда импульс изменяется вдоль траектории с элементом Средняя концентрация фотонов - student2.ru , и получаем формулу квантования Бора–Зоммерфельда

Средняя концентрация фотонов - student2.ru , (1.17)

где

Средняя концентрация фотонов - student2.ru – квантовое число, или номер траектории, показывает число раз, которое длина волны де Бройля укладывается на протяжении траектории;

Средняя концентрация фотонов - student2.ru – объем фазового пространства Средняя концентрация фотонов - student2.ru одномерного движения, занятого n состояниями. Следовательно, каждое квантовое состояние одномерного движения занимает в фазовом пространстве объем, равный h.

Формула (1.17) применимав квазиклассическом приближении, когда существует траектория частицы, т. е. длина волны де Бройля гораздо меньше характерного размера траектории r. С учетом и (1.17) и (1.13)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru ,

получаем условия применимости (1.17)

Средняя концентрация фотонов - student2.ru , Средняя концентрация фотонов - student2.ru , Средняя концентрация фотонов - student2.ru . (1.18)

Полуклассическая теория неприменима для системы с характерным размером, сравнимым с длиной волны де Бройля, когда отсутствует понятие траектории.