Задания для аудиторной работы. 1. Ракета массой 4000 кг летит со скоростью 500 м/с
1. Ракета массой 4000 кг летит со скоростью 500 м/с. От нее отделяется головная часть массой 1000 кг и летит со скоростью 800 м/с. С какой скоростью будет продолжать полет оставшаяся часть ракеты?
2. Снаряд, вылетевший из орудия в горизонтальном направлении с начальной скорость 600 м/с, достиг цели со скоростью 400 м/с. Определить работу по преодолению сопротивления, если масса снаряда 10 кг.
3. Автомобиль, масса которого 5 т, движется со скоростью 72 км/ч и при торможении, пройдя путь 40 м, останавливается. Определить силу торможения.
4. Пуля массой 10 г влетает в доску толщиной 5 см со скоростью 800м/с и вылетает из нее со скоростью 100 м/с. Определить среднюю силу сопротивления доски.
5. Определить полную энергию тела массой 500 кг, поднятого на высоту 4 м, если его скорость при этом увеличилась от нуля до 2 м/с.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Поезд массой 2000 т, двигаясь прямолинейно, увеличил скорость от 36 до 72 км/ч. Найти изменение импульса.
2. Высота стола 0,75 м. На столе стоит гиря массой 2 кг. Какова ее потенциальная энергия?
3. Из лодки, приближающейся к берегу со скоростью 0,5 м/с, на берег прыгнул человек со скоростью 2 м/с относительно берега. С какой скоростью будет двигаться лодка после прыжка человека, если масса человека 80 кг, а масса лодки 120 кг?
Вариант 2
1. Найти потенциальную и кинетическую энергии тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5 м, на расстоянии 2 м от поверхности земли.
2. Импульс тела равен 8 , а кинетическая энергия 16 Дж. Найти массу и скорость тела?
3. Вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 2 м/с по горизонтальному участку дороги, сталкивается и сцепляется с неподвижной платформой массой 20 т. Чему равна скорость совместного движения платформы и вагона?
Контрольные вопросы
1. Что называется импульсом тела?
2. Сформулируйте закон сохранения импульса.
3. Сформулируйте закон сохранения энергии.
Практическая работа № 4
Решение задач по теме «Механические колебания и волны»
Цель:научиться применять формулы периода колебаний пружинного и математического маятника при решении задач, читать графики и определять амплитуду, период и частоту колебаний, определять частоту, длину механических волн.
Место проведения: учебная аудитория.
Средства обучения:
- методические рекомендации к практической работе № 4;
- линейка и карандаш;
- калькулятор.
Виды самостоятельной работы:
Решение тренировочных заданий.
Краткая теория
Гармоническими колебаниями называют периодические изменения физической величины в зависимости от времени, происходящие по закону косинуса или синуса.
Периодом колебаний (T) называют минимальный промежуток времени, через который движение частицы полностью повторяется.
Частотой колебаний (v) называют число колебаний в единицу времени.
Период колебаний пружинного маятника (груза массой m, укрепленного на пружине жесткостью k) равен:
Период колебаний математического маятника (материальной точки, подвешенной на нерастяжимой невесомой нити) равен:
Свободными называют колебания, происходящие в системе под действием внутренних сил после вывода системы из положения равновесия.
Вынужденными называют колебания, совершаемые телом под действием внешних периодически изменяющихся сил. Частота вынужденных колебаний совпадает с частотой внешней силы.
Резонансом называют увеличение амплитуды колебаний при приближении частоты вынужденных колебаний к частоте собственных колебаний.
Волной (волновым процессом) называют процесс распространения колебаний. Если частицы колеблются по той же прямой, вдоль которой распространяются колебания, волну называют продольной; если колебания частиц перпендикулярны к направлению распространения колебаний, волну называют поперечной.
Длиной волны (λ) называют расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах. Длина волны - это то расстояние, на которое распространяются колебания за время одного периода. Отсюда скорость волны:
.