Изучение интерференционного опыта юнга

С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРА

Цель работы: ознакомление с явлениями интерференции света, монохроматичности и пространственной когерентности лазерного излучения на примере опыта Юнга; определение длины световой волны; определение расстояния между щелями по интерференционной картине; измерение угла воздушного клина в зазоре между стеклянными пластинками по интерференционной картине полос равной толщины.

Приборы и принадлежности: лазер, пластинка с двумя отверстиями, диффузионно отражающий экран, линейка, установка РМС 2.

Теоретические сведения.

Естественный свет представляет собой совокупность электромагнитных волн с различными длинами. При прохождении электромагнитной волны в данной точке пространства изменяются со временем напряженности электрического и магнитного полей.

На электроны, находящиеся в веществе, действуют силы со стороны электрической составляющей световой волны. Поэтому электроны будут совершать вынужденные колебания под действием переменного электрического поля. Фотопленка, фотоэлемент, глаз регистрируют частоту и амплитуду колебаний вектора электрической напряженности изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru световой волны. В связи с этим можно рассматривать только изменение вектора напряженности электрического поля.

Явление интерференции света состоит в том, что при наложении световых волн они усиливаются в одних точках пространства и ослабляются в других, то есть возникает интерференционная картина: максимумы и минимумы освещенности в некоторой области пространства. Необходимым условием интерференции волн является их когерентность. Если источники волн имеют одинаковую частоту и разность фаз остается постоянной во времени, то такие волны называются когерентными. Этому условию удовлетворяют монохроматические волны одинаковой частоты:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru (1)

где изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru – амплитуды колебаний векторов напряжённостей электрических полей; w=2pn – циклическая частота; изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru – волновое число; n – линейная частота; l – длина волны; изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru и изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru – начальные фазы колебаний. Разность фаз колебаний векторов изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru в любой точке пространства остается постоянной:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Уравнения (1) описывают бегущие вдоль оси х волны с постоянными частотами, амплитудами и постоянными начальными фазами. Волны такого типа имеют бесконечную протяженность в пространстве и называются монохроматическими. Строго монохроматического излучения в природе не существует, так как всякое реальное излучение ограничено во времени и охватывает некоторый интервал частот Dw. Однако всякое реальное излучение может быть представлено в виде суперпозиции монохроматических волн. Излучение светящегося тела слагается из электромагнитных волн, испускаемых многими атомами. Отдельные атомы излучают цуги волн в течение t ~10-8 с протяженностью изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru ~3м, схема дана на рис. 1.

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Рис. 1

Фаза нового цуга никак не связана с фазой предыдущего. Расстояния между цугами волн в пространстве являются случайными величинами. Излучение, состоящее из ограниченных цугов волн, будет немонохроматическим. Следовательно, при наложении таких волн от разных источников света интерференция наблюдаться не будет. Поэтому для осуществления интерференции от обычных источников света приходится применять обычные методы.

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Рис. 2

Когерентные световые волны можно получить либо делением амплитуды цуга световой волны, как это делается в интерферометре Майкельсона, либо делением волновой поверхности световой волны, осуществляемым, например, в опыте Юнга, схема которого дана на рис. 2.

Различают временную и пространственную когерентности волн. Если в данной точке пространства в течение некоторого промежутка времени разность фаз колебаний остаётся постоянной, то говорят о временной когерентности волн.

Для характеристики когерентных свойств волн вводится время когерентности изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , равное промежутку времени, в течение которого разность фаз колебаний между цугами вторичных волн (на рис. 2 волны от источников S1 и S2), остаётся постоянной. Время когерентности вторичных волн приблизительно равно времени излучения электромагнитной волны возбуждённым атомом:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Расстояние, на которое перемещается волна за время изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , называется длиной когерентности:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Значит, изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru приблизительно равна длине цуга волны (рис. 1):

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Оптическая разность хода интерферирующих волн не должна превышать длину первичного цуга изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru < изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru . В противном случае налагаются колебания, соответствующие разным цугам, и разность фаз между ними будет меняться хаотично. Поэтому для возникновения интерференционной картины необходимо, чтобы

D< изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Это требование ограничивает число видимых интерференционных полос в опыте Юнга. С увеличением номера полосы оптическая разность хода волн растёт, вследствие чего чёткость полос становится хуже.

Оптическая разность хода отличается от геометрической разности хода. Рассмотрим интерференцию света на тонкой плоскопараллельной пластинке толщиной d, изготовленной из прозрачного вещества с показателем преломления n (схема представлена на рис. 3).

Пусть на эту пластинку из воздуха изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru падает параллельный пучок лучей от удалённого источника. Возьмём один из лучей, который падает под углом i к перпендикуляру. Луч, падающий на пластинку в точке А, частично отразится 1, а частично преломится под углом r и войдёт в пластинку. Дойдя до точки С, он частично преломится и выйдет в воздух, а частично отразится и пойдёт к точке В. Здесь он опять частично отразится и преломится, и часть луча 2 пойдёт параллельно лучу 1. Таким образом, при определённой толщине пластинки d на экране могут сойтись две части одного и того же цуга волн, которые и создадут интерференционную картину.

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Рис. 3

В точке А оба луча имели одинаковую фазу, но в дальнейшем прошли различные пути в разных средах. Для первого луча оптический путь определяется так: изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru . К геометрическому пути АЕ добавляется изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , так как при отражении от оптически более плотной среды – пластинки (n > 1) фаза отраженной волны меняется на π, что соответствует изменению разности хода луча на полволны.

Для второго луча оптический путь определяется так: изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru n. Геометрический путь изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru умножается на n, так как при прохождении второго луча в среде с показателем преломления n происходит изменение длины волны.

После фронта волны изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru фазы волн 1 и 2 не претерпевают изменений, поэтому оптическая разность хода определяется так:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru . (2)

После преобразований формула (2) имеет вид

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

При освещении пластинки монохроматическим светом в отраженном свете на экране наблюдаются светлые полосы в тех точках, для которых оптическая разность хода равна четному числу полуволн, то есть Δ изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , где k=0, 1, 2, 3, ….

Если в оптической разности хода уложится нечетное число полуволн, то есть изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , то на экране наблюдаются тёмные полосы, где k принимает значения: k=0, 1, 2, 3,…

При освещении плоскопараллельной пластинки белым светом условие максимума для определённой длины волны следующее:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru ,

и условие минимума:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

В 1802 году Юнг получил интерференцию от двух щелей, увеличив пространственную когерентность падающего на щели света (рис. 4). Такое увеличение Юнг осуществил, пропустив предварительно свет через небольшое отверстие S в непрозрачной пластинке 1. Прошедшим через это отверстие светом освещались щели изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru во второй непрозрачной пластинке 2. Щели изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru являются источниками вторичных когерентных волн. В области перекрытия световых пучков наблюдаются интерференционные явления. На диффузионно отражающем экране появляется система светлых и тёмных полос. Таким образом Юнг впервые наблюдал интерференцию световых волн и определил длины этих волн.

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Рис. 4

Источниками излучения очень близкого к монохроматическому являются квантовые генераторы световых волн – лазеры. Излучение лазера обладает огромной временной и пространственной когерентностью. У выходного отверстия лазера пространственная когерентность наблюдается во всём поперечном сечении светового пучка. Это позволяет осуществить опыт Юнга при непосредственном освещении обеих щелей полным сечением лазерного светового пучка (схема на рис. 4).

В этой области экрана, где выходящие из отверстия пучки света накладываются, возникает интерференционная картина в виде чередующихся темных и светлых полос вдоль горизонтальной оси X.

Вычислим расстояние r между центрами светлых полос – максимумами освещённости. Положение точки на экране будет характеризовать координата X вдоль горизонтальной оси. Начало отсчета выберем в точке 0, относительно которой отверстия изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru расположены симметрично на расстояниях изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru от вертикальной оси Y. Из геометрии рис. 4 Видно, что оптические пути лучей от источников изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru до точки М равны:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru ,

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

следовательно,

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Поскольку

d<< L и Х<< L,

то

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru ,

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Умножив оптическую разность хода двух лучей изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru на абсолютный показатель преломления среды n, получим оптическую разность хода лучей:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Для воздуха n=1, тогда

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

В точке М экрана будет наблюдаться максимум освещенности тогда, когда в оптической разности хода уложится четное число полуволн или целое число длин волн, то есть изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , где изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru длина электромагнитной волны лазерного излучения, изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Значит,

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Координата максимума определяется выражением

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , где изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

Отсюда найдём расстояние r между центрами максимумов:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

Если измерить расстояние между центрами максимумов r, расстояние между пластинкой и экраном L и расстояние между центрами отверстий d, то можно определить длину волны лазерного излучения:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru . (3)

ГОТОВИТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИ1 ИЛИ ЗАДАНИЕ2, любое одно на выбор

ЗАДАНИЕ 1.Определение длины волны излучения в опыте Юнга.

Порядок выполнения работы

1. Установить перед выходным отверстием лазера пластинку с отверстиями (щелями), укрепленную на держателе.

2. Включить лазер. Перемещая пластинку в горизонтальном и вертикальном направлении с помощью винтов, добиться, чтобы луч лазера попадал в перекрестье и перекрывал оба отверстия. На экране появится интерференционная картина.

3. Положив лист бумаги на экран, отметить точками середины светлых полос вдоль горизонтальной оси.

4. Сняв лист бумаги, измерить расстояния изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru между максимумами до порядка изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , т. е. получить четыре значения r.

5. Измерить расстояние L от пластинки до экрана.

6. Меняя расстояние от пластинки до экрана, получить интерференционные картины для 3-х (по указанию преподавателя) значений L.

7. Вычислить средние значения r для каждого опыта по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

8. Вычислить средние значения длин волн излучения изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru для каждого опыта по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

9. Определить доверительные границы случайной погрешности измерений r и L по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , где изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

10. Вычислить относительную погрешность измерений изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru для каждого опыта по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

11. Определить значение общей погрешности для найденной длины волны:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

12. Записать результат измерений в виде верхней и нижней границ доверительного интервала для каждого опыта:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru , где изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

ЗАДАНИЕ 2. Определение расстояния между щелями в опыте Юнга.

Описание лабораторной установки

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru Рис. 6 Внешний вид установки РМС 2 представлен на рис. 6. Для наблюдения опыта Юнга на оптической скамье размещены полупроводниковый лазер (GaAs), вертикальный юстировочный модуль, в который устанавливается фотолитографический тест-объект МОЛ-1, и экран. Направление луча лазера регулируется с помощью юстировочных винтов. Объект МОЛ-1

представляет собой тонкий стеклянный диск с непрозрачным покрытием и прозрачными структурами (одиночные и двойные штрихи, отверстия). Прозрачные структуры нанесены по кругу параллельно радиусу в три ряда: ряд А – двойные штрихи, ближе к центру ряд В – круглые отверстия, ряд С – одиночные штрихи. Количество двойных штрихов в ряде А – 36. Излучение от лазера направляется на нужную структуру на поверхности объекта МОЛ-1. Свет, интерферируя на паре щелей, падает на экран, на котором проводятся измерения ширины интерференционной полосы Δх.

Порядок выполнения работы

1. Включить лазер. Регулировкой юстировочных винтов добиться нужного направления излучения для получения четкого изображения интерференционных полос.

2. Согласно таблице 1 выбрать исследуемые двойные щели на объекте МОЛ-1 в ряде А (не менее трех).

Таблица 1.

Номера элементов на объекте Расстояние до экрана L, мм
А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8
А3, А4, А7, А8 200 – 400
А11, А12, А15, А16 600 – 800

3. Установит объект МОЛ-1 на расстояние L до экрана.

4. Закрепить на экране чистый лист бумаги. Отметить середины наблюдаемых светлых полос вдоль горизонтальной оси. Для каждой двойной щели провести пять измерений.

5. Сняв лист бумаги, измерить линейкой расстояние между центрами светлых полос – ширину интерференционной полосы Δх.

6. Измерить расстояние L от щелей до экрана.

7. Рассчитать средние значения ширины интерференционной полосы изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru для каждой из пар щелей по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

где n – количество интерференционных полос для одной картины.

8. Зная величину L и длину волны излучения лазера (λ=650 нм), рассчитать расстояние между щелями для каждой из пар по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru .

9. Полученные результаты занести в таблицу 2.

Таблица 2.

Номер пары щелей      
Расстояние между щелями d, мкм      

Порядок выполнения работы

1. Включить полупроводниковый лазер. Вращением юстировочных винтов направить луч лазера по центру отверстия на экране.

2. Установить коллиматор в магнитной оправе с обратной стороны экрана и, перемещая его, добиться наиболее полного освещения интерференционного объекта.

3. Установить объект на расстоянии L=500 мм до экрана.

4. Закрепить на экране чистый лист бумаги.

5. Небольшим поворотом винтов отрегулировать толщину воздушного зазора между стеклянными пластинками в объекте. При этом винты необходимо только расслаблять, так как при затягивании винтов могут возникнуть сколы на пластинках. Вращение винтов должно быть плавным. Для появления клиновидного зазора необходимо ослабить один или два винта.

6. Получить четкую интерференционную картину (чередование светлых и темных полос) на экране в проходящем свете.

7. Отметить положение центров светлых полос (максимумов) не менее трех порядков на листе.

8. Сняв лист бумаги, линейкой измерить расстояния между центрами соседних светлых полос. Полученные данные занести в таблицу 3.

Таблица 3

N Линейные координаты полос (мм)
Х1 Х2 Х3
       

9. Для каждой пары полос вычислить ширину интерференционной полосы В по формуле:

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

и усреднить результаты.

10. По формуле

изучение интерференционного опыта юнга - student2.ru

рассчитать угол α воздушного зазора в интерференционном объекте.

Контрольные вопросы

1. Что такое интерференция света? Какие волны называются когерентными и монохроматическими?

2. Какими методами можно получить интерференцию света?

3. Что такое пространственная и временная когерентность волн? Дайте определение времени, длины и радиуса когерентности.

4. Какими свойствами обладает излучение лазера?

5. Как осуществить опыт Юнга с помощью обычной лампочки накаливания и с помощью лазера?

6. Получите формулу (3) для определения длины волны лазерного излучения.

7. Выведите формулу для оптической разности хода интерферирующих лучей при отражении от поверхностей тонких прозрачных плёнок.

8. Что такое оптическая разность хода?

9. Получите формулу (8) для расчета ширины интерференционной полосы при интерференции в воздушном зазоре.

10. Расскажите о практическом применении интерференции.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

Наши рекомендации