Дефекты подшипников качения
Большинство отказов эксплуатируемых роторных машин связано с дефектами их
подшипников. В подшипниках качения с учетом возможностей их диагностики дефекты целесообразно разделить на следующие группы:
• износ поверхностей качения (наружных и внутренних колец, тел качения);
• износ поверхностей скольжения (сепаратора, защитных колец);
• раковины, сколы, трещины на поверхностях качения;
• дефекты сборки, увеличивающие нагрузку на поверхности качения (увеличенный радиальный и осевой натяг, перекос колец или сепаратора);
• проскальзывание колец;
• ухудшение свойств смазки.
Износ поверхностей качения, который практически не бывает равномерным по всей Поверхности качения, приводит к росту низкочастотной подшипниковой вибрации (кинематические колебания ротора), а также модуляции сил трения и возбуждаемой ими высокочастотной вибрации подшипников.
Износ поверхностей скольжения приводит к модуляции сил трения и возбуждаемой ими высокочастотной вибрации подшипника, а износ сепаратора, из-за возникающей п. равномерности расположения тел качения по окружности - дополнительно к модуляции низкочастотной вибрации ротора.
Раковины, сколы и трещины на поверхностях качения приводят к появлению ударных импульсов, возбуждающих ударную вибрацию подшипниковых узлов на высоких и средних частотах.
Рост нагрузки на поверхности качения из-за дефектов сборки подшипниковых узлов приводит к росту кинематической подшипниковой вибрации на средних частотах при естественной неровности поверхностей качения, модуляции сил трения и возбуждаемой ими высокочастотной вибрации.
Проскальзывание колец в посадочном месте приводит к нарушению периодичности и подшипниковой вибрации кинематического происхождения, особенно в пусковых режимах работы машины, а также появлению ударных импульсов, возбуждающих высокочастотную вибрацию.
Дефекты смазки, которые могут быть как следствием старения смазки, так и следствием повышенного количества продуктов износа из-за любых дефектом поверхностей качения и скольжения или посторонних примесей, приводят к появлению разрывов смазочного слоя и ударам тел качения о неподвижное кольцо с возбуждением ультразвуковой вибрации последнего.
Пример расчета основных частот вибрации радиально-упорного подшипника качения:
Исходные данные:
Подшипник SU113526 осевых вытяжных вентиляторов:
-
- мм
-
-
-
Скорость вращения внутреннего кольца: n=268,8 об/мин.
1)Расчет частоты вращения:
.
2)Расчет диаметра сепаратора:
3)Расчет частоты вращения сепаратора:
4)Расчет частоты контакта тел качения с одним из колец:
5) Расчет частоты перекатывания тел качения по наружному кольцу:
6)Расчет частоты перекатывания тел по внутреннему кольцу: