Нелинейные САУ. метод гармонической линеаризации
Структурная схема нелинейной САУ с 1-й нелинейностью имеет вид:
Разложив в ряд Фурье выходной сигнал получим:
-постоянная составляющая;
и -амплитуды синусоидальных и косинусоидальных составляющих 1-й гармоники;
-частота первой гармоники;
и - для 2-й гармоники и т.д. ;
Для анализа нелинейных САУ широко используется метод гармонической линеаризации . Этот метод основан на том , что линейная часть является фильтром для высокочастотных составляющих , т.е. может пропускать 1-е гармоники.
Реальные ОУ всегда обладают инерционностью, это будет как минимум инерционное звено 1-го порядка.
(66)
(67)
Из (67) можно записать:
(68)
,где А- амплитуда сигнала на входе в НЭ.
(69)
Получаем линейное ДУ, описывающее НУ.
определим передаточную функцию НЭ:
|
(70)
Метод гармонической линеаризации широко используется для анализа релейных САУ.
В релейных САУ возникают незатухающие автоколебания, которые характеризуются частотой и амплитудой.
Чем меньше амплитуда колебаний, тем система более качественная.
Релейные системы-это системы, у которых один сигнал квантуется по уровню.
Релейная система на практике используется для управления высокоинерционными объектами. Это как правило объекты, где протекают тепловые процессы.
Все нелинейные объекты делятся а однозначные и неоднозначные.
Однозначный- это когда 1-му значению входного 1-но значение выходного
Неоднозначный- когда одному входному соотв. несколько выходных
В учебниках по ТАУ для различных типов нелинейности приведены значения b(A) и q(A).
Однозначные элементы
b(A)=0; ; ;
|
Неоднозначные Элементы
|
Аналитический метод определения автоколебаний для систем с однозначной нелинейностью
Основан на критерии устойчивости Михайлова
1) устойчива
2) неустойчива
3) на границе устойчивости
;
Наличие положительных значений w(р) и q(A) удовлетворяющие приведенную выше систему уравнений яв-ся необходимыми, но недостаточными условиями устойчивости автоколебаний
|
ПРИМЕР:
Лин. система стабилизации скорости ДПТ:
Найти
Определим параметры и устойчивость автоколебаний:
|
Для улучшения качества релейных систем необходимо ОС по выходным координатам необх. использовать ОС по промежуточным координатам (току)
Проверим соблюдение условий устойчивости:
|
Условие устойчивости соблюдается!
Введем ОС по току и скорости
|
При введении ОС по току амплитуда автоколебаний уменьшается
|
25. Метод Гольдфорба или графо-аналитический метод определения амплитуды автоколебаний
: : :
: : :
Где N – это искомое решение(дает искомое решение)
Рассмотрим пример:
|
: : :
: : : :
: : : : : :
|
: : :
: : : :
|