Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
КУЛУНДИНСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по теме: «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ18ДМ с №492»
Предназначена для использования в учебном процессе
по предмету «Электрооборудование тепловозов» для обучающихся по профессии машинист тепловоза на курсах профессиональной подготовки/повышения квалификации
Кулунда 2014г.
Рассмотрено и принято на заседании цикловой комиссии Протокол № __ от _______20__г | Заместитель начальника подразделения ____________ А.В.Герасимчук (подпись) Заместитель начальника Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций __________ Ю.С.Романюк (подпись) |
Автор: Пуликов Петр Владимирович
Преподаватель (в системе специального образования) высшей
категории _________
(подпись)
Содержание
Назначение реле и контакторов | |
Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18 | |
Питание цепей управления и освещения | |
Пуск дизеля | |
Возбуждение синхронного возбудителя и подзарядка аккумуляторной батареи | |
Выбор пульта управления | |
Работа схемы при движении тепловоза | |
Возбуждение тягового генератора | |
Силовая цепь | |
Управление ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей | |
Управление вентилятором и жалюзи холодильной камеры | |
Работа схемы по системе двух единиц | |
Включение прожекторов | |
Контроль сопротивления изоляции низковольтной цепи | |
Защита тягового генератора по максимальному току | |
Защита дизеля от снижения давления масла | |
Защита генератора от замыкания на корпус | |
Защита от трогания тепловоза на позиции выше первой | |
Защита от перегрева воды и масла дизеля | |
Ослабление искрения поездных контакторов | |
Отключение цепи с неисправным тяговым электродвигателем | |
Ослабление искрения шунтировочных контактов | |
Электростеклоочистители | |
Защита от запуска дизеля при зарядке аккумуляторной батареи | |
Работа гребнесмазывателя | |
Защита от боксования | |
Электрический реостатный тормоз | |
Включение, режимы и особенности работы электрического тормоза | |
Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и методы устранения |
РЕЛЕ и КОНТАКТОРЫ | |
ВВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 | с.к подключает обмотку возбуждения ВСТ к + АБ или +150А МУВ |
Д1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 | с.к- подключает якорь тягового генератора к АБ. с.к -подключает пусковую обмотку возбуждения тягового генератора к АБ. 1н.з.к между проводами 183 и 198 не позволяет включиться контактору КВпри замкнутых силовых контактах контактора Д1, предохраняя тем самым аккумуляторную батарею и низковольтные цепи тепловоза от высокого напряжения тягового генератора. 1н.р.кмежду проводами 575 и 133 обеспечивает питание катушки реле РЭРво время пуска дизеля. 1н.з.к между проводами 111 и 112 обеспечивает по окончании пуска включение контактора КУ17. |
КБУ Электромагнитный контактор типа МК1-10 | с.к- подключает удерживающую катушку реле РЗ и подает + на клеммы 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 14/9, 14/10 |
КВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 | с.кподключает обмотку возбуждения тягового генератора к +200А МУВ 1н.з.к между проводами 425 и 337 не позволяет пустить дизель (или провернуть коленчатый вал без пуска) в случае приваривания силовых контактов контактора КВ. 1н.р.кмежду проводами 2844 и 189, до 2-й позиции создает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ. |
КВТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 | 2с.кподключают обмотки возбуждения ТЭД к генератору 1н.р.к между проводами 3081 и 3052 подает сигнал на блок управления ЭРЧО при реостатном торможении 1н.з.к между проводами 2590 и 1730 не допускает включения РВ4 приреостатном торможении 1н.р.кмежду проводами 5115 и 4040 подает сигнал на УСТА о сборе схемы реостатного торможении 1н.р.кмежду проводами 1624 и 1625 создает цепь на катушку КТ1 |
КМ1 Электромагнитный контактор типа МК1-20 | 1с.к.(провода 6063 и 6068) создает минусовую цепь на обмотку возбуждения ВСТ 1с.к.(провода 6042 и 6032, 6033) подает «+» на ключи ШИМ УСТА |
КМН Электромагнитный контактор типа МК1-10 | С.к подключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса |
КТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 | 2с.кподключают обмотки якоря ТЭД к блоку тормозных резисторов БТР 1н.р.кмежду проводами 2722 и 2721 подает сигнал на отключение гребнесмазывателя |
КТН Электромагнитный контактор типа МК1-10 | С.к подключает электродвигатель топливоподкачивающего насоса 1н.з.к.- между проводами 250 и 2781 в цепи питания катушек пусковых контакторов Д1 и Д2 используется для проворота коленчатого вала без пуска дизеля. 1н.р.к- между проводами 148 и 150 при пуске дизеля создает цепь питания катушки реле РУ7. |
КУ10 Электромагнитный контактор типа МК1-11 | 1с.н.р.к.(провода 341—716) и 1с.н.з.к (провода 338—600) используются при работе по системе двух единиц для включения на втором тепловозе только одного переднего прожектора. 1н.р.к. между проводами 344 и 610 обеспечивает питание катушки вентиля «Назад» привода реверсора. 1н.з.к между проводами 173-174 не допускает включение катушки вентиля «Вперед» привода реверсора |
КУ17 Электромагнитный контактор типа МК1-10 | 1с.н.р.к.(провода 6043—6044) создает питание на катушку контактора КМ1 при нормальном возбуждении и ВВ и РКМ1 при аварийном возбуждении 1н.з.к. между проводами 150 и 1723 при пуске дизеля собирается цепь питания катушки реле РУ28. 1н.р.к. между проводами 136 и 805 шунтирует контакты задатчика, замкнутые только на нулевой позиции, обеспечивая питание катушки РЭР на всех рабочих позициях 1н.з.к. между проводами 393 и 2595 не допускает включение контактора КМН при работающем дизеле 1н.р.к. между проводами 576 и 219 допускает включение вентилятора холодильника ВП4 только при работающем дизеле |
П1, П2 Электропневматический контактор типа ПК-1146А | с.к.-подключает якорь ТЭД к + ГГ н.з.к. между проводами 722—723 (П1) и 723—4220 (П2) включены в минусовую цепь катушек вентилей привода реверсора и не позволяют переключать реверсор под током. н.р.к. проводами 563—182 (П1) и 182—183 (П2) обеспечивают включение контактора КВ и реле РКВ только при собранной силовой цепи движения тепловоза. |
Ш1,Ш2 Электропневматический контактор типа ПКГ-525МР | С.к.- подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД резисторы СШ 1-й и 2-йступеней ослабления возбуждения 1н.з.к. контактора Ш2 между проводами 242—248 не допускает включение реле РУ7. 1н.з.к. контактора Ш1 между проводами 4035—4037 не допускает включение реле РЭТ при включенном контакторе Ш1 |
РВ2 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 | 1н.р.к. между проводами 1724,1512 и 883 свыдержкой времени 6 с на размыкание отключает РУ5, чем обеспечивает устойчивый запуск дизеля |
РВЗ | 1н.р.к. между проводами 1511 и 1512 с выдержкой времени 36 с на замыкание поставлен в цепь питания катушки реле РУ29. |
РВ4 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 | 1н.з.к. между проводами 2073 и 2074 с выдержкой времени 1,5-2с на замыкание не допускает включение реле электрического тормоза РЭТ. 1н.р.к. между проводами 197 и 193 с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение поездных контакторов П1 и П2. |
РВ5 | 1н.р.к. между проводами 1514 и 1513 с выдержкой времени 17 с на замыкание, собирающий цепь питания катушки реле РУ30 для прекращения пуска дизеля |
РВ6 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 | 1н.р.к. между проводами 2000,2003 и 2001с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение шунтировочных контакторов Ш1 для ослабление искрения |
РУ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.з.к между проводами 181 и 178,189 не позволяет собрать цепь питания контактора КВ и реле РВ4 и РКВ, т. е. не допускает трогания тепловоза с места при случайном включении тумблера ВЗ «Управление машинами», если в это. время дизель работает на 2-й и выше позициях задатчика. 1н.з.к между проводами 220 и 279 включен в минусовую цепь катушек вентилей привода автосцепок ВАП и ВАЗ, что позволяет автоматически расцеплять автосцепку только на нулевой или 1-й позиции, не допуская саморасцеп при движении тепловоза с поездом. 1н.р.кмежду проводами 132 и 6029, подает сигнал на БАВ о включении 2-й позиции |
РУ4 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.з.к между проводами 453 и 248 вовремя пуска дизеля питает катушки реле РУ7 и контактора КМН. 1н.р.кмежду проводами 596 и 581 не допускает включение контактора КТН при включении SA15 1н.р.кмежду проводами 577 и 560 обеспечивает подпитку собственной катушки после включения реле РУ4. |
РУ5 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.р.к. между проводами 885 и 165 при пуске дизеля собирает цепь питания катушки реле времени РВ5. 1н.р.к. между проводами 454 и 425 собирает цепь питания катушки пускового контактора Д1 |
РУ7 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.кмежду проводами 1717 и 1563,1565 создает цепь питания на катушку РВ2 |
РУ12 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.р.к. между проводами 734 и 2782 шунтирует контакты кнопки «Пуск дизеля», обеспечивая подпитку собственной катушки. 1н.р.к. между проводами 561 и 575 создает цепь питания на катушку КТН |
РУ14 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.з.кмежду проводами 198 и 685 при срабатывании электропневматического клапана автостопа разрывает цепь питания катушки контактора КВ и реле РКВ (с дизеля снимается нагрузка). 1н.р.к. между проводами 903 и 902 включает вентиль передней или задней песочницы, обеспечивая подачу песка под колеса. |
РУ15 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.к. между проводами 1955 и 5150 подает сигнал на УСТА при обрыве ТМ 1н.р.к. между проводами 1966 и 180 разрывает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ |
РУ28 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.к.между проводами 1517 и 1723 создает цепь питания на катушку РВ3 1н.р.к.между проводами 298и 417 создает цепь питания на катушку КМН |
РУ29 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.к.между проводами 449 и 603 создает цепь питания на катушку РУ5 |
РУ30 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.к. между проводами 469 и 582 создает цепь питания на катушку РУ4 |
РУ31 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т | 1н.з.к.между проводами 4841 и 4827 не допускает включение реле РУ32; 1н.з.к.между проводами 4822 и 4828,4826 не допускает подачу питания на кран №205 на ПУ2; 1н.р.к.между проводами 4863и 4864 подготавливает цепь питания на реле РКА (реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4826 и 4834, 4835 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4826 и 4831, 4832 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 428 и 4001 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика основного пульта управления |
РУ32 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т | 1н.з.к.между проводами 4823 и 4840 не допускает включение реле РУ31; 1н.з.к.между проводами 4880 и 4863 не допускает включение реле РКА(реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4836 и 4834 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4833 и 4831 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 2757 и 4002 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика второго пульта управления |
РЭТ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.р.к. между проводами 1630 и 1632 собирает цепь питания катушки КВТ1 1н.з.к.между проводами (615-616) не допускает подачу дискретного сигнала на УСТА с клеммы 14/3 о сборе схемы тяги |
РЭР | 1н.р.к. между проводами 3090 и 3048 подает сигнал на 9-й контакт « Стоп/Работа» блока управления ЭРЧО |
КЭО1 электропневматический вентиль | Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5 |
КЭО электропневматический вентиль | Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5 |
РДД | 1н.р.к. между проводами 2800,2808 и 2801,2807 шунтирует контакты тумблера SA9 «Отпуск тормозов», создавая цепь питания на КБ электроблокировочного клапана, блокирующего магистраль крана вспомогательного тормоза № 254 и отключающего пневматические тормоза тепловоза |
РЗ Электромагнитное реле типа РМ-1100 0,04А | 1н.з.к. между проводами 185 и 1966, разрывающий цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ при пробое на корпус в силовой цепи. |
РК Электромагнитное реле крана | 1н.з.к между проводами 4880 и 4862,4860 не допускает включение РКА 1н.р.к. между проводами 4821 и 4822 создает цепь питания на К205 |
РКА Электромагнитное реле крана аварийное | 1н.р.к. между проводами 2801 и 4867 шунтирует нрк РПР, ставя себя на самопитание 1н.р.к. между проводами 4860 и 4861 подключает РУ14 |
РКВ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 1н.р.к. между проводами 6026 и 6027 подает сигнал на БАВ о сборе схемы приведения тепловоза в движение 1н.р.к. между проводами 226 и 604 сохраняет минусовую цепь реверсора |
РКМ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т | 2н.р.к. между проводами 6024 и 6053, 6025 и 6054 подключает БАВ на МУВ 1н.з.к. между проводами 117 и 6017 подключает обмотку возбуждения F1F2 ВСТ к БРН 1н.з.к между проводами 6022 и 6023 подключает БАВ к минусу 150А МУВ |
РММ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т | 1н.з.к. между проводами 7330 и 7331 отключает ПУ2 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 899,7351 и 2591 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ1 1н.з.к. между проводами 309 и 342 не допускает включение РММ2 |
РММ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т | 1н.з.к. между проводами 521,7331 и 638 отключает ПУ1 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 7351 и 7350 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ2 1н.з.к. между проводами 319 и 352 не допускает включение РММ1 |
РНР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.з.к. между проводами 2825 и 2828 не допускает включение электроблокировочного клапана КБ |
РПР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 | 1н.р.кмежду проводами 4828,4872 и 4874 создает цепь питания на катушку ЭТ 1н.р.кмежду проводами 4890,2801и 4867 создает цепь на катушку РКА |
РТ реле перегрузки Электромагнитное реле типа РМ-2010 2,5В | 1н.з.к.разрывает цепь питания КВ и РКВ при превышении тока ГГ 1900-2100А, при аварийном возбуждении |
Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18
В высоковольтной камере расположено 8 клеммных реек 1 – 6, 14 и 15.
Клеммные рейки 8,9 и 10 расположены в холодильной камере.
на 1 рейке 1, 2, 3, 4, 5 клеммы общий плюс цепей управления тепловозом;
на 14 рейке 1- 2, 4 клеммы общий плюс цепей управления тепловозом;
на 4 рейке 1-8 клеммы общий минус цепей управления тепловозом;
на12 рейке 1-4 клеммы общий минус цепей управления тепловозом