Руководство по устройству электропоездов серии ЭТ2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭТ2М
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА СЕРИЙ
ЭТ2, ЭР2Т, ЭТ2М И ЭД2Т
МОСКВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге приведены общие сведения об электропоез- Данное пособие не является учебным изданием и мо
дах постоянного тока ЭТ2, ЭР2Т, ЭД2Т и ЭТ2М. Рас- жет быть использовано только в качестве ознакомитель-
смотрены вопросы их формирования, устройства, ра- ного материала имеющего общие сведения об электро
бота электрических схем и некоторые неисправности поездах постоянного тока,
электрического оборудования.
В отличие от предыдущих изданий данное пособие
Пособие составлено на базе электропоезда серии дополнено цветными иллюстрациями описываемых
ЭТ2М производства Торжокского вагоностроительного устройств,
завода, с указанием отличий от электропоездов других
серий и индексов и описанием их отдельных основных В связи с постоянной работой по совершенствованию
узлов. электропоездов, направленной на повышение их надеж
ности и безопасности движения, в конструкцию электро-
Пособие предназначено в первую очередь для ис- поездов могут быть внесены незначительные изменения,
пользования локомотивными бригадами электропоез- не отраженные в настоящем издании. Эти изменения бу-
дов, а так же ремонтным персоналом моторвагонных дут учтены в последующих изданиях,
депо. Пособие будет так же полезно учащимся техни
кумов, лицеев и ВУЗов с железнодорожной специали- В настоящем издании отражена конструкция электропо-
зацией. ездов до номера ЭТ2М-059 и ЭР2Т с № 7194 до № 7234.
Руководство по устройству электропоездов серии ЭТ2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭТ2М.
М.: Центр Коммерческих Разработок, 2005. - 184 с, табл., ил. Приложение: схемы 10 листов
Идея и общая редакция: ПеговД.В., Бурцев П.В., Андреев В.Е.
Рецензенты: Кельперис В.П., Кубраков СВ.
Выпускающий редактор - Кубышкин ЮМ.
Редактор-рецензент: кандидат технических наук, профессор Матвеев М.В.
Главы 1, 2, 3, 4, 6, 7: КрушинскийД.В., Шеремет Д. М., Пономаренко С.А., ПеговД.В., Мезенцев М.А.
Глава 5: ШереметД.М., Пономаренко С.А., Черепанов Э.А.
Глава 8: Боков Е.В., Чуркин С.А., КрушинскийД.В.
Редактор: Шишнина Г. В.
Иллюстрации: Кириллов А.П., Смирнов С.А., АшмаровА.В., Новиков В.П., Малашков И.Ю.
Компьютерная обработка: АшмаровА.В., Кротов СП., Таланов А. В.
Верстка: Кротов СП.
Дизайн обложки: Субботин А.В.
В подготовке издания приняли участие:
Белый А.Г., Гончарук И.А., Балин B.C., Шевченко М.А., Медведева О.Г.,
Федукова Р.Я., Баженов П.А., КлименковА.Ф., Панфилов А.В., Николаев В.Ю., Агафонов СП., Касаткевич А.В.
Издание рекомендовано Управлением Пригородных Пассажирских Перевозок МПС России в качестве технического пособия для работников локомотивных и ремонтных бригад моторвагонных и локомотивных депо.
По вопросам закупок, заказов на литературу обращайтесь в «Центр Коммерческих Разработок»:
109202, г. Москва, 1-я Фрезерная ул., д.2/1, стр.10, «Центр Коммерческих Разработок» Тел./факс: (095) 730-17-85, E-mail: [email protected]
Права на данное издание принадлежат «Центру Коммерческих Разработок»
Внимание!Все рисунки изготовлены «Центром Коммерческих Разработок» и являются его собственностью. За незаконное воспроизведение,
распространение или иное использование рисунков и схем настоящего издания в цветном, черно-белом и любом другом виде,
а равно присвоение авторства наступает ответственность, предусмотренная статьями 48 и 49 Закона Российском Федерации
«Об авторском праве и смежных правах», статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
Подписано в печать 27.01.05 г. Формат 60 х 90 1/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печатных листов 23. Тираж 2500 экз. Заказ № 110. Текст отпечатан с оригинал-макета, предоставленного «Центром Коммерческих Разработок».
Отпечатано с готового оригинал-макета
в ОАО «Чебоксарская типография № 1» © 00° «UeHTP Коммерческих Разработок»:
428019, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, 15 иллюстрации, оформление текста и обложки, 2005
© Коллектив авторов моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское:
ISBN 5-902624-01 -0 оригиналы текста, 2005
Общие сведения | ||||||
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | ||||||
Технические характеристики электропоездов различных серий в десятивагонном исполнении | ||||||
Параметр | Серия электропоезда | |||||
ЭР2Т | ЭТ2 | ЭТ2М | ЭД2Т | |||
Напряжение контактной сети, В | 2200 - 4000 | |||||
Число вагонов, шт. | ||||||
Масса, т: | ||||||
поезда (из 10 вагонов) | 587,0 | 596,6 | 604,2 | 622,6 | ||
моторного вагона | 65,8 | 68,4 | 69,5 | 70,7 | ||
прицепного вагона | 51,8 | 51,0 | 51,1 | 53,7 | ||
головного вагона | 51,3 | 50,8 | 51,7 | 54,0 | ||
Конструкционная скорость, км/ч | ||||||
Номинальная мощность часового режима, кВт: общая | ||||||
моторного вагона | ||||||
Ускорение поезда с пассажирами на прямом | ||||||
горизонтальном участке пути до скорости 60 км/ч, м/с2 | 0,72 | 0,62 | 0,62 | 0,65 | ||
Среднее замедление порожнего поезда на прямом участке пути (экстренное торможение), м/с2 | 0,8 | 0,65 | 0,65 | 0,6 | ||
Размер кузова вагона, мм; длина | 19 600 | 21 500 | ||||
ширина (по гофрам) | ||||||
Высота вагона от уровня головки рельса до | ||||||
опущенного токоприемника, мм | 5076±50 | |||||
Высота автосцепки от уровня головки рельса | ||||||
под нагрузкой от массы тары, мм: | ||||||
головного вагона со стороны кабины | ||||||
головного, моторного и прицепного вагонов | ||||||
База вагона, мм | 13 300 15 000 | |||||
База тележки вагона, мм: | ||||||
моторного | ||||||
прицепного | ||||||
Количество мест для сидения: | ||||||
всего | ||||||
в моторном вагоне | ПО | |||||
в прицепном вагоне | ||||||
в головном вагоне | ||||||
Система подвески тяговых двигателей | Рамная | |||||
Диаметр колеса вагона по кругу катания, мм: | ||||||
моторного | ||||||
прицепного | ||||||
Число тяговых двигателей | ||||||
Зубчатая передача | Односторонняя с резинокордовой муфтой | |||||
Передаточное отношение редуктора | 3,41 | |||||
Тип тягового двигателя | 1ДТ-003.4.У1 1ДТ-003.8.У1 ТЭД-2У1 1ДТ-003.5.У1 | |||||
Схема формирования поезда | См. рис. 1.1. | |||||
Длина поезда по осям автосцепок, м | 201,810 | 220,670 | ||||
Формирование электропоездов | висимости от интенсивности пассажи- | Для обеспечения автономности поез- | ||||
Электропоезда серий ЭТ2М и ЭД2Т | ропотоков на главных плечах обслужи- | да число вагонов в нем должно быть не | ||||
могут быть сформированы из 4, 6, 7, 8, 9, | вания железной дороги и технических | менее четырех, из них два вагона долж- | ||||
10, 11 и 12 вагонов, а электропоезда серий ЭР2Т и ЭТ2 - из 4, 6, 8, 10 и 12 вагонов. Основные варианты формирования | возможностей моторвагонных (локомотивных) депо. Схема формирования показана на рис. 1.1. | ны быть головные с кабинами управления. При любом варианте формирования в состав электропоездов серий | ||||
электропоездов - из 10 и 12 вагонов, в за- | ЭР2Т и ЭТ2 входят два головных ваго- | |||||
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т |
Рис. 1.1. Схема формирования поездов: | ||
Г - головной вагон; М - моторный вагон; П - прицепной вагон | ||
* - только для серий ЭТ2М и ЭД2Т | ||
на, а количество моторных вагонов рав- | тамбур вагона. В служебном тамбуре | понованы по их назначению. Электри- |
но половине общего числа вагонов. У | предусмотрен доступ в шкафы головно- | ческие цепи блоков соединены со схе- |
электропоездов серий ЭТ2М и ЭД2Т | го вагона. | мой поезда штепсельными разъемами |
число прицепных вагонов может быть | типа ШР, смонтированными на блоке | |
больше числа моторных вагонов. | Расположение оборудования | Ш, находящемся под пультом. Все пре- |
Межвагонные соединения электропо- | в вагонах | дохранители (автоматы защиты) уста- |
ездов показаны на рис. 1.2. | новлены в отдельном отсеке (рис. 1.5). | |
В каждом вагоне установлено механи- | Оборудование расположено в кабине | Перед пультом слева установлен кон- |
ческое, электрическое и пневматичес- | машиниста, служебном помещении, в | троллер 14 (см. рис. 1.3), справа - кран |
кое оборудование. К механическому | шкафах в служебном тамбуре и под ва- | 4 машиниста. Тормозной переключа- |
оборудованию относятся кузов, узлы | гоном, а также на крыше вагона. В ка- | тель 29 (ППТ) установлен в центре |
ходовой части, редукторы и тягово- | бине машиниста находятся аппараты | пульта на блоке О, выключатель 30 уп- |
сцепные устройства. К электрическому | управления, сигнализации, контроля, | равления - на блоке Д. Перед машинис- |
оборудованию - токоприемники, пуско- | радиооповещения, межкабинной связи. | том на блоке А расположены выключа- |
регулирующая аппаратура, тяговые | Эти аппараты расположены на пульте | тели наружных автоматических дверей. |
двигатели, вспомогательные машины, | управления со стороны машиниста и | На этом же блоке находится рукоятка |
аппаратура защиты. К пневматическо- | помощника машиниста, а также на зад- | бдительности, переключатель для регу- |
му - аппараты и приборы тормозной си- | ней стенке кабины (рис. 1.3, 1.4). Обо- | лирования интервала времени между |
стемы, устройства подачи звуковых | рудование в электропоездах всех опи- | нажатиями рукоятки бдительности на |
сигналов, стеклоочистители, резервуа- | сываемых серий расположено практи- | участках, не оборудованных автоблоки- |
ры, краны и т. д. | чески одинаково, за исключением осо- | ровкой. На электропоездах с номера |
Наружные двери в тамбурах вагонов | бенностей компоновки оборудования в | ЭТ2-013 и выше вместо рукоятки бди- |
закрываются и открываются автомати- | кабинах машиниста головных вагонов | тельности установлена кнопка КТ. В |
чески с помощью пневматических при- | электропоездов серии ЭД2Т. | торце блока А установлен переключа- |
водов. | тель 9 для изменения яркости прожек- | |
Кабины машиниста у электропоездов | Головной вагон электропоездов | тора. На блоке У находится рукоятка |
ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т всех серий, | ЭТ2М, ЭР2Т, ЭТ2 | для регулировки уставки блока реле ус- |
находящихся в эксплуатации, предус- | корения (БРУ). Все основные выключа- | |
мотрены только в головных вагонах. | В кабине машиниста пульт управле- | тели управления поездом находятся пе- |
Для входа в кабину имеется служебный | ния выполнен в виде отдельных блоков, | ред машинистом на блоке К. На нем |
тамбур, в котором также есть выход в | на каждом из которых аппараты ском- | смонтированы два ряда кнопочных вы- |
ключателей: для управления токопри- | ления в тормозной и напорной магист- | кабинами. Имеется также контрольный |
емниками, питанием автоматических | ралях. | громкоговоритель. Перед машинистом |
дверей, электрическим тормозом; воз- | Над пультом, на центральной стойке | под пультом управления, а также с двух |
врата защиты (БВ, КЗ); аварийного | лобовых окон расположен локомотив- | сторон рабочего тамбура расположены |
ЭПТ; отпуска тормозов прицепных ва- | ный светофор 28, на панели задней | разъемы (фишки) для подключения ми- |
гонов при электрическом торможении; | стенки кабины - кнопка ВК и тумблер | крофона. |
включения песочниц; включения осве- | В. На задней стенке кабины на блоке | На блоке О установлены выключатель |
щения кабины и освещения пульта. На | ВВ установлен выключатель ВА для от- | 27 и переключатели режимов обогрева |
блоке Л собраны сигнальные лампы ра- | ключения электропневматического кла- | стекол лобовых и боковых окон каби- |
боты аппаратов. Накал ламп освещения | пана (ЭПК). | ны. Кабина машиниста освещается све- |
пульта изменяется переключателем, ус- | На электропоездах предусмотрены | тильником, выключатель которого на- |
тановленным на блоке Д. Скоростемер | два вида связи - радиосвязь и система | ходится на блоке К. Дополнительно ка- |
1 находится на блоке Б под правым бо- | оповещения. Для переговоров с поезд- | бина оборудована лампами зеленого |
ковым окном. На отдельных электропо- | ным диспетчером, дежурным по стан- | света, выключатель которых находится |
ездах (ЭТ2Л-027, ЭР2Т-7232, ЭД2Т- | ции и машинистами других поездов в | на задней стенке кабины на блоке ВВ. |
0009) после модернизации вместо ско- | кабине установлены два пульта управ- | Предусмотрено также освещение нор- |
ростемера может быть установлен блок | ления поездной радиостанцией: для по- | мальной и пониженной яркости распи- |
индикации (БИЛ) комплексного локо- | мощника машиниста 20 и для машини- | сания и измерительных приборов на |
мотивного устройства безопасности | ста 5. Громкоговорители радиостанции | пульте. Выключатели освещения рас- |
(КЛУБ-У). | расположены на задней стенке кабины. | писания находятся на блоке Р, а измери- |
На блоке В установлен киловольтметр | Выключатель питания радиостанции | тельных приборов - на блоке К. На бло- |
31, показывающий напряжение в кон- | находится на задней стенке кабины на | ке Б установлены выключатель и лампа |
тактной сети, на блоке М - двухстрелоч- | блоке ВВ. Из аппаратов системы опове- | 2 освещения скоростемера. Под боко- |
ный манометр 33 для контроля давле- | щения "ТОН" в кабине расположены: | выми окнами у задней стенки кабины |
ния в тормозном цилиндре и уравни- | под панелью блока У - пульт усилителя | смонтированы розетки для включения |
тельном резервуаре, а также двухстре- | У-100; на задней стенке кабины - гром- | освещения маршрутных указателей по- |
лочный манометр 32 для контроля дав- | коговоритель для переговоров между | езда. В левой части пульта управления |
Электропоезда серий | ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т | |||||||||||||||||
Рис. 1.5. Расположение диода, предохранителей и | ||||||||||||||||||
автоматов защиты на пульте управления: | ||||||||||||||||||
а - автоматы защиты электропоезда ЭТ2М; | ||||||||||||||||||
б - предохранители электропоезда ЭР2Т; | ||||||||||||||||||
1 - защита цепи главного освещения; | ||||||||||||||||||
2 - защита цепи обогрева влагосборников; | ||||||||||||||||||
3 - защита цепей вспомогательного компрессора, | ||||||||||||||||||
подъема токоприемников, сигнальных ламп РН и "Пожароопасно", реле РКБ, освещения кабины, ко- | ||||||||||||||||||
4 - защита цепи опускания токоприемников; | ||||||||||||||||||
5 - защита цепей автоматических дверей; 6 - защита цепей прожектора и верхних сигналов; 7 - защита цепей буферных фонарей; | ||||||||||||||||||
8 - защита цепи стеклообогрева; 9 - диод звонковой сигнализации | ||||||||||||||||||
В этом шкафу могут быть установлены | ||||||||||||||||||
блоки «Приз-О». | ||||||||||||||||||
На крыше головного вагона установ- | ||||||||||||||||||
лены антенна, резисторы прожектора и | ||||||||||||||||||
блоки демпферных резисторов преоб- | ||||||||||||||||||
разователя. На задней торцовой стене | ||||||||||||||||||
вагона установлены розетки и штепсе- | ||||||||||||||||||
ли межвагонных электрических соеди- | ||||||||||||||||||
нении. | ||||||||||||||||||
На раме под кузовом головного вагона подвешены ящик с аккумуляторной ба- | ||||||||||||||||||
тареей 11 (рис. 1.6), ящик 20 с контакто- | ||||||||||||||||||
рами вспомогательных цепей высокого | ||||||||||||||||||
напряжения, электрокомпрессор 6, преобразователь 7, электровоздухораспре- | ||||||||||||||||||
делитель 18, воздухораспределитель 16, | ||||||||||||||||||
воздушные резервуары - два главных | ||||||||||||||||||
резервуара 22 емкостью по 170 л и два | ||||||||||||||||||
резервуара 10 управления емкостью по | ||||||||||||||||||
78 л, запасный резервуар 19 емкостью | ||||||||||||||||||
55 л, вспомогательный резервуар 12 емкостью 16 л, уравнительный резервуар | ||||||||||||||||||
емкостью 20 л (для головных вагонов). | ||||||||||||||||||
На рамах тележек установлены тор- | ||||||||||||||||||
мозные цилиндры 4. Под кузовом ваго- | ||||||||||||||||||
на также находятся фильтр 5 для очист- | ||||||||||||||||||
ки воздуха, засасываемого компрессо- | ||||||||||||||||||
рутный фонарь", "Сигналы", "Буфер | ||||||||||||||||||
ные фонари", "Освещение", "Дежурно | ||||||||||||||||||
освещение", "Радиосвязь", "ЭПТ | ||||||||||||||||||
"Обогрев маслоотделителя", "Отопле | ||||||||||||||||||
у места помощника машиниста уста- | рутный фонарь», «Сигналы», «Буфер | »- ром, маслоотделитель, два свистка 1, | ||||||||||||||||
новлен штурвал 21 ручного тормоза. В | ные фонари», «Освещение», «Дежурное | е два тифона 28, розетка 21 электропита- | ||||||||||||||||
пульте предусмотрены отсеки для ап- | Освещение», «Радиосвязь», «ЭПТ» | ', ния от сети депо. На электропоездах | ||||||||||||||||
течки и техдокументации, а также | «Обогрев маслоотделителя», «Отопле | :- серии ЭР2Т, кроме того, установлены | ||||||||||||||||
плитка 17 для подогрева пищи. Под | ние", "Вентиляция", "Вспомогательны | й вакуумные патрубки и патрубки водо- | ||||||||||||||||
пультом на полу, перед креслом маши- | компрессор", "Отопление кабины". | снабжения, используемые при механи- | ||||||||||||||||
ниста установлена педаль 11 управле- | Рядом со шкафом № 1 смонтирова | н зированной уборке вагона. | ||||||||||||||||
ния свистком и тифоном, такая же пе- | электрокалорифер для обогрева каби | Расположение оборудования в подва- | ||||||||||||||||
даль установлена и у помощника маши- | ны. Шкаф для одежды и инструмент | а гонных ящиках показано на рис. 1.7 и | ||||||||||||||||
ниста. | расположен слева от двери кабины, о | н 1.8. | ||||||||||||||||
В правой части кабины на задней | открывается в сторону тамбура. На эле | В верхней части шкафа № 1 (рис. 1.9) | ||||||||||||||||
стенке расположен блок ВВ с выключа- | ктропоездах, оборудованных комплекс | размещены блок питания АЛСН, вы- | ||||||||||||||||
телями вспомогательных цепей. В этом | ным локомотивным устройством безе | ключатели, расположенные на панели за | ||||||||||||||||
блоке скомпонованы выключатели | пасности, в этом шкафу установлен! | j спиной машиниста, и рейки зажимов. | ||||||||||||||||
"ВА" (для отключения ЭПК), "Допол- | блоки КЛУБ-У. Над ним находите | я Двери верхней части шкафа открывают- | ||||||||||||||||
нительный обогрев кабины", "Вентиля- | шкафчик для термосов и продукте! | $, ся в сторону тамбура. В нижней части | ||||||||||||||||
ция кабины", "Зеленый свет", "Марш- | двери его открываются внутрь кабинь | [. шкафа со стороны кабины размещены | ||||||||||||||||
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 1.7. Расположение аккумуляторной батареи в подвагонном ящике:
1- крышка ящика; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - стяжная планка батареи; 4 - держатель батареи
Рис. 1.8. Расположение оборудования в ящике с контакторами вспомогательных цепей высокого напряжения головного вагона:
а - вид снаружи вагона; б - вид из-под вагона; 1 - панель резисторов R29; 2 - рейки зажимов; 3 - панель резисторов R28; Д1-ДЗ - диоды защиты преобразователя; Д50 - диод; ТрС - стабилизирующий трансформатор; KOI, КОЗ - контакторы отопления салона; К02, К04 - контакторы отопления кабины машиниста; КП - контактор преобразователя; ПКП - пусковой контактор преобразователя; Пр1, Пр2 - высоковольтные предохранители; ПРД1 - повторитель реле РД1; ПРД2 - повторитель реле РД2; РД1 - дифференциальное реле в цепи отопления; РД2 - дифференциальное реле отопления; РН - реле напряжения; РОТ - реле обратного тока; РПП - реле перегрузки преобразователя; R1-R3 - резисторы, выравнивающие обратные напряжения на диодах Д1-ДЗ; R5 - пусковой резистор преобразователя
Общие сведения
Рис. 1.9. Расположение оборудования в шкафу № 1 головного вагона:
а - верхняя часть со стороны тамбура;
б - нижняя часть (ниша) со стороны кабины;
1 - блок питания АЛСН;
2 - блок выключателей отопления и вентиляции салонов, вспомогательного компрессора, отопления кабины;
3 - соединительная колодка;
4 - выключатель радиосвязи;
5 - выключатель нижнего сигнала;
6 - выключатель верхнего сигнала;
7 - выключатель вентиляции кабины;
8 - разъем жгута проводов;
9 - рейка зажимов;
10 - вентиль замещения электро
пневматического торможения
пневматическим;
11 - разобщительный кран;
12 - фильтр;
В9 - выключатель обогрева служебного тамбура; В25 - выключатель обогрева маслоотражателя;
В26.1.26.2 - выключатель ЭПТ; В36 - выключатель подсветки маршрутных указателей; В47 - выключатель дополнительного обогрева кабины; ВА - выключатель автостопа; ВК - кнопка выключения красного огня;
ЗВ - звонок звуковой связи между кабинами;
КН9 - выключатель освещения салонов;
КН27 - выключатель левого буферного фонаря;
КН28 - выключатель правого буферного фонаря;
КН40 - выключатель зеленого света освещения кабины; РД - регулятор давления (АК-11Б); РПК - реле системы звуковой сигнализации кабины; ЭПК - электропневматический клапан (ЭПК-150И)
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис.1.10. Расположение оборудования в шкафу № 2 головного вагона:
1 - рейка зажимов;
2 - выключатель освещения шкафа; В42 - выключатель АСЛН;
Q8 - автомат защиты цепи фаз двигателя вентилятора отопления кабины; Q17 - автомат защиты цепи управления компрессорами и резервирования;
Q47 - автомат защиты цепи управления песочницей;
Q52 - автомат защиты цепи сигнальных ламп;
Q53 - автомат защиты цепи управления вентиляцией и отоплением поезда;
Q56 - автомат защиты цепи управления отоплением кабины; Q57 - автомат защиты цепи питания АЛСН;
Q60 - автомат защиты цепи системы оповещения ТОН-М; Q61 - автомат защиты цепи электроплитки и дополнительного обогрева кабины;
С12, С13 - конденсаторы, обеспечивающие задержку отключения контакторов КВТ и КВХ; С9 - конденсаторная батарея в цепи радиостанции;
С8 - емкостный фильтр резервного питания АЛСН;
ДРС1 - дроссель в цепи радиостанции;
ДРС2 - дроссель в цепи АЛСН; Пр62 - предохранитель питания радиостанции;
Д14, Д15 - диоды для развязки цепей проводов 15 и 21;
Д26, Д26 - диоды для развязки цепей проводов 22 и 21;
Д28 - диод для снятия коммутационных перенапряжений в проводах 15 и 30;
Д30, ДЗ1 - диоды для снятия перенапряжения с катушек ПТРК; Д53, Д54 - диоды для развязки цепей питания срывного клапана и контроллера машиниста; Д55-Д58 - диоды в цепях сигнальных ламп "Пожароопасно" и "Напряжение цепи";
Д59 - диод для предотвращения срабатывания срывного клапана при переключении цепей питания; Д60 - диод;
R50, R53 - резисторы в цепи контактов КВТ и КВХ;
В101 - диод развязки системы УЭПТ; КВХ - контактор выдержки хода; КВТ - контактор выдержки торможения;
ТР11, ТР12 - тепловое реле вентилятора кабины машиниста; ЭЗ - электронная плата реле РНВ1; РНВ1 - реле напряжения вентилятора кабины машиниста; R42 - ограничивающий резистор; R61, R62 - резисторы делителя напряжения в цепи ПТРК; КВК - контактор вентилятора кабины машиниста; РТ - реле торможения; РО - реле отпуска;
РПТ - реле пневматического тормоза; РКБ - реле контроля бдительности; РКО - реле контроля отпуска; РКТ - реле контроля торможения; РВК - реле включения основных компрессоров;
ПРК - промежуточное реле контроля; S, ИП1 - импульсивный преобразователь питания стеклоочистителей; ПрЮ - предохранитель блока основного питания АЛСН; Пр72 - предохранитель; ПСОТ1, ПСОТ2 - повторитель сигнализатора отпуска тормозов
Общие сведения
Рис.1.11. Расположение оборудования в шкафу № 5 головного вагона:
1 - рейка зажимов; КВ1 - контактор вентиляции; Q71 - автомат защиты цепи сигнализации СНВ и опускания токоприемника пожароопасной секции;
Q15 - автомат защиты цепи двигателя компрессора; Q32 - автомат защиты цепи обогрева бака;
Q34 - автомат защиты цепи двигателя вентиляторов калорифероЕ салона;
Q36, Q37, Q38 - автоматы защить цепи освещения салона; Q39 - автомат защиты цепей отоп ления;
Q40 - автомат защиты цепей де журного освещения, освещени: шкафов, ПСОТ;
Q65 - автомат защиты цепи обо грева влагомаслоотделителя; Q25 - автомат защиты цепей кон тактора включения компрессора; В22.1, В22.2 - выключатели отог ления салона;
В23 - выключатель дежурного oi вещения;
ОС - контактор освещения салон; ПРО - промежуточное реле otoi ления;
РКВ - реле контроля работы вент] ляции;
РОМ - реле обогрева влагомасл' отделителя;
К - контактор компрессора; РТП, РТП1 - реле*пневматическо торможения;
ПТР1 - промежуточное теплов' реле 1;
ПТР2 - промежуточное теплое реле 2;
R81 - сопротивление делителя и пряжения в цепи автоматики ото ления ПТР1.ПТР2; R87 - сопротивление делителя и пряжения в цепи ПТРС; ПТРС - промежуточное теплов реле сигнализации; ПРН - повторитель реле напряг ния;
РНК - реле напряжения основн< компрессора;
РНВ - реле напряжения венти ции салонов;
31 - электронная плата РНК;
32 - электронная плата РНВ; ТР1-ТР6 - тепловое реле защр двигателей вентиляции салона; РДО - реле дежурного освещен Д45-Д48, Д70, Д71 - диоды об; чения переходных процессов i коммутации (защитные диоды) ДЗ10-ДЗ13 - диоды развязки це торможения;
Д39, Д40, ДЗ 14-317, Д318, Д
Д320, Д321, Д322 - диоды раз
ки;
R80 - резистор
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 1.12. Расположение оборудования в шкафу № 6 головного вагона:
1- рейки зажимов; БК - контактор батареи; БРЧ - блок регулятора частоты преобразователя;
БУГТ - блок управления преобразователями;
В1 - выключатель преобразователя;
В 8 - переключатель вольтметра батареи;
В14 - выключатель освещения шкафа;
В10 - выключатель аккумуляторной батареи;
Д5, Д7 - диоды выпрямления тока в независимой обмотке возбуждения двигателя преобразователя; Д6 - диод для снятия коммутационных перенапряжений между проводами 44, 15; Д8-Д11 - неполнофазный мост; Д32-Д38 - диоды выпрямителя и вольтдобавки;
Д41 - диод для выравнивания провалов напряжения при переключениях БК;
Д61-Д64 - выпрямитель для форсирования возбуждения генератора при включении мотор-компрессора;
Д85 - диод;
Кн1 - кнопка контроля изоляции; Кн43 - кнопка контроля изоляции аккумуляторной батареи; КГ - контактор генератора; Пр4, Пр5 - предохранители генератора;
Пр19 - предохранитель вольтдобавки;
ПРУ - промежуточное реле управления;
РЗПЗ, РЗШ - реле защиты преобразователя;
Тт1 - тиристор регулировки тока возбуждения выходного напряжения синхронного 3-фазного генератора;
Ш17-Ш19 - многоконтактные разъемы;
Аб - амперметр аккумуляторной
батареи с измерительным шунтом;
С4 - конденсатор фильтра непол-
нофазного диодного моста;
СЮ - конденсатор контура комму
тации тиристора Тт1;
С11 - конденсатор фильтра шести-
пульсового двухполупериодного
выпрямителя управления;
Иг II наежаипмер,;
ИЙ - явтпия вшнты ПерВЙРТООЙ
обмотки трансформатора управления;
R11 - резистор в цепи начального подмагничивания генератора; R12 - резистор контура коммутации тиристора Тт1; R15 - резистор фильтра неполно-фазного диодного моста; R17 - резистор фильтра выпрямителя управления; R20, R21- резисторы; R22-R25 - добавочные сопротивления вольтметра; V6 - вольтметр заряда батареи; Vr - вольтметр переменного тока
Общие сведения
Рис.1.13. Расположение оборудования в шкафу № 7 головного вагона (шкаф №2 прицепного вагона):
1- выключатель питания СПС-Т;
2 - автомат защиты устанавливается по комплектации (на головном вагоне может быть установлен предохранитель);
Д13, Д150, Д151, Д152, Д153 - диоды;
КН62 - кнопка опускания токоприемника;
ППС - повторитель пожарной сигнализации;
РВПС - реле выдержки времени пожарной сигнализации; Q30 - автомат защиты цепи "+" аккумуляторной батареи; Q41, Q42, Q43 - автомат защиты цепей резервирования; Q26 - автомат защиты цепи питания БУП и первоначального возбуждения генератора; Q13 - автомат защиты цепи питания провода № 16; Q3 - автомат защиты цепи нулевого провода генератора и контактора КТ;
Q29 - автомат защиты цепи "-" аккумуляторной батареи; Q18 - автомат защиты цепи средней точки трансформатора управления;
Q23 - автомат защиты цепи секционного плюса управления; Q31 - автомат защиты цепи "+ 50 В"; R2 - резистор; ТрУ - трансформатор управления
Общие сведения
Рис. 1.15. Расположение оборудования в ящике с силовыми контакторами моторного вагона:
А - обратная сторона панели; 1 - шунт; БУВЗТ - блок управления ВЗТ; ВЗТ - быстродействующий выключатель защиты цепи электрического торможения; ДР - дифференциальное реле; ЛК - линейный контактор; ЛКТ - линейно-тормозной контактор; РВВ - реле выдержки времени; РВ31 - реле включения защиты 1; ПДР - повторитель дифференциального реле; РКН - реле контроля напряжения; Т - тормозной контактор; ТрД - дифференцирующий трансформатор; Ш - контактор шунтировки обмоток возбуждения ТЭД
Рис. 1.16. Расположение оборудования в ящике с реверсивно-тормозным переключателем моторного вагона:
а - вид снаружи вагона; б - вид из-под вагона; 1 - привод реверсивного переключателя (вперед); 2 - реверсивный переключатель; 3 - тормозной переключатель; 4 - привод тормозного переключателя; 5 - реверсивно-тормозной переключатель; 6 - рейки зажимов; 7 - датчики тока; 8 - управляемый тиристорный выпрямитель со стабилизирующими элементами (Тт1-Тт6, С2-С7, R32-R37); 9 - цепь защиты тиристорного выпрямителя в аварийных режимах (Тт7, ПП1, R30, R31); 10 - обратный клапан; 11 - привод реверсивного переключателя (назад);'Д1, Д2 - блоки диода; ДТВ - датчик тока возбуждения; ДТЯ, ДТЯ1 - датчики тока якоря ТЭД; KB - контактор возбуждения; KOI, K02 - контакторы отопления; ОВ - контактор обмоток возбуждения; Пр2, Пр4 - предохранители высоковольтных цепей вспомогательных машин; Пр28-ПрЗО - предохранители цепи питания БУТ; ПРД1 - повторитель дифференциального реле отопления; ПРП - промежуточное реле перехода; РД1 - дифференциальное реле отопления; ТрВ - трансформатор возбуждения; R85 - резистор
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т |
Рис. 1.17. Расположение оборудования в ящике с реостатным силовым контроллером моторного вагона:
а - вид снаружи вагона; б - вид из-под вагона; 1 - реостатный силовой контроллер; 2 - резисторы реле боксования первого и второго ТЭД; 3 - резисторы реле боксова-ния третьего и четвертого ТЭД; 4 - резисторы реле боксования второго и третьего ТЭД; 5 - панель добавочных резисторов РМН (R17, R61-R63); В114 - обратный клапан; ГРВЦ - главный разъединитель; РК1, РК2 - приводы силового контроллера; РМН - реле максимального напряжения; РН - реле напряжения; Д16, Д17 - диоды питания блока РУ; Д27 - диод; ДЗО-Д37 - обратные диоды с уравнительными резисторами; ПЛКТ - повторитель контактора ЛКТ; ПР1 - предохранитель защиты высоковольтных цепей вспомогательных машин; ПТ - повторитель контактора Т; ПТПМ, ПТПТ - повторитель тормозного переключателя; ТТ9 - тиристор цепи защиты с регулировочной схемой; Э1-Э2 - устройства защиты от боксования; R22 - резистор защиты от радиопомех; R28 - резисторы РН; XI, Х2, ХЗ, Х51 - рейки зажимов
С левой и правой стороны вагона рас- для измерения токов в режимах тяги и раме, закрепленной на крыше. Для
положены вакуумные патрубки и пат- электрического торможения, вольтметр обеспечения безопасности в случае раз
рубки водоснабжения, используемые для измерения напряжения тяговых рушения разрядников предусмотрены
при механизированной уборке вагона. двигателей; в шкафу № 4 (рис. 1.21)- ограждения.
Расположение оборудования в подва- амперметр для измерения тока тяговых Провода, соединяющие токоприемни-
гонных ящиках показано на рис. 1.15, двигателей в режимах тяги и электриче- ки при их параллельной работе, проло-
1.16 и 1.17. ского торможения, счетчики, измери- жены в трубе вдоль крыши. Перемычка
В шкафу № 1 (рис. 1.18) расположены тельные шунты, добавочные резисто- межвагонного соединения проводов
блок с аппаратурой управления вспомо- ры, устройство для проверки сопротив- прикреплена болтами к кронштейнам
гательным компрессором, автоматичес- ления изоляции силовой цепи. изоляторов, установленных по концам
кие выключатели торможения (АВТ) и В шкафу № 5 установлена колонка крыши. Провода высокого напряжения
управления (АВУ), вспомогательный ручного тормоза. от пускотормозных резисторов введены
компрессор 1; в шкафу № 2 (рис. 1.19) - На крыше вагона смонтированы токо- по желобу на чердак вагона и далее, в
блок с аппаратурой управления тормо- приемник, два разрядника РМВУ-3,3, торцовый шкаф № 1, а от токоприемни-
жением, отоплением, освещением и др. конденсаторный и индуктивный фильт- ка к главному разъединителю - по тру-
В шкафу № 3 (рис. 1.20) размещены ры радиопомех и шестнадцать блоков бе, проложенной в боковой стене ваго-
блок с электронными устройствами уп- пускотормозных резисторов. Разрядни- на, между 3-ми 4-м оконными проема-
равления торможением, амперметры ки и фильтры установлены на общей ми с правой стороны.
Общие сведения
Рис. 1.18. Расположение оборудования в шкафу № 1 моторного вагона:
1 - вспомогательный компрессор с электродвигателем;
2 - разобщительный кран;
3 - манометр напорной магистрали;
4 - регулятор давления в резервуаре управления (питательный клапан);
5 - трехходовой кран для запитки резервуара токоприемника и подключения его к приводу токоприемника;
6 - кран слива конденсата;
7 - манометр давления в тормозном цилиндре;
8 - маслоотделитель вспомогательного компрессора;
9 - обратный клапан;
10 - разобщительный кран, отключающий привод токоприемника от резервуара управления;
11 - манометр резервуара управления;
12 - трехходовой кран, перекрывающий подачу воздуха к цилиндру токоприемника и соединяющий его с атмосферой;
13 - клапан;
14 - разобщительный кран;
АВУ - автоматический выключатель управления;
АВТ - автоматический выключатель торможения; В10 - выключатель управления вспомогательного компрессора; Д50, Д52, Д53 - диоды; КВК - контактор вспомогательного компрессора; КЛТ - клапан токоприемника; ПР22 - предохранитель цепи вспомогательного компрессора; РББ1, РББ2 - реле блокировки безопасности; РД - регулятор давления
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 1.19. Расположение оборудова ния в шкафу № 2 моторного ваго на:
1- рейка зажимов;
R80-R82, R87, R88 - ограничиваю щие резисторы;
КР - контактор резервирования; Q3 - автомат защиты цепи питани! ТрВ;
Q19 - автомат защиты цепей ПРУ, по вторителей контакторов и реле, воз врата РК;
Q21 - автомат защиты цепей катуше! быстродействующего выключателя; Q31 - автомат защиты цепи питани? БУВЗТ;
Q32 - автомат защиты цепи управления резервированием; Q34 - автомат защиты цепей вентиляторов калориферов, питания РНВ блока датчика-реле температуры; Q36-Q38 - автоматы защиты цепей освещения салона; Q39 - автомат защиты цепи управления отопителем;
Q40 - автомат защиты цепей дежурного освещения, освещения шкафов, ПРИ, СНВ (Ж,С), ПСОТ; Q41,Q42 - автоматы защиты резервирования цепей переменного тока; Q45 - автомат защиты цепей ПТРС, СНВ(К), блока системы пожарной сигнализации;
КВ1 - контактор мотор-вентилятора; Т419-2М - датчик-реле температуры; РВТ1-РВТЗ - реле выдержки времени торможения;
РКТ - реле контроля торможения; ПТРС - промежуточное тепловое реле сигнализации;
ПТР1, ПТР2 - промежуточное реле выключения калориферов и печей; ПП42 - сигнальная панель защиты; ОС - контактор освещения; ПРТ, ПРТ1 - промежуточное реле торможения;
ПРО - промежуточное реле отопления;
РКВ - реле контроля вентиляторов; РБР - реле блокировки резервирования;
В8 - выключатель торможения; В16 - выключатель освещения шкафа;
822 - выключатель отопления;
823 - выключатель дежурного освещения;
Тр1-Тр4 - тепловое реле вентиляторов; Тр5 - тепловое реле защиты ЭДТ;
38 - электронная плата реле РСФ;
39 - электронная плата реле РНВ; РСФ - реле симметрии фаз;
РНВ - реле напряжения вентиляторов;
РДО - реле дежурного освещения; РУМ - разъединитель цепей управления;
Д10, Д11, Д300-Д309 - диоды развязки цепей управления; Д310-диод;
Д45, Д46 - диоды сигнальных ламп; Д48, Д49 - диоды развязки электрических цепей;
ППС - повторитель пожарной сигнализации;
ТПС - выключатель питания пожарной сигнализации;
ПСОТ1, ПСОТ2 - повторитель сигнализатора отпуска тормозов; РНТ - реле нарушения терморежима
Общие сведения
Рис. 1.20. Расположение оборудования в шкафу № 3 моторного вагона:
1- рейка зажимов; СНВ - блок сигнализации неисправности вагона; Л90, Л91, Л93, Л94, Л96, Л97 -светодиоды блоков СНВ; Т7 - трансформатор питания датчиков САУТ;
С10, С11 - конденсаторы для стабилизации неисправностей на импульсных трансформаторах; ПР23 - предохранитель питания блока защиты БУКЗ; В17 - выключатель освещения шкафа;
В22 - кнопка "Восстановление защиты";
В24 - кнопка "Перегрузка"; БУТ - блок системы автоматического управления торможением; БРУ - блок реле ускорения; А2, A3 - амперметр для настрой-
\ киСАУТ; V2 - вольтметр для настройки САУТ; R75 - добавочный резистор огра-
I ничения тока; R78, R79, R89, R90 - резисторы; ПРМН - повторитель реле макси-
\ мального напряжения; ПРЮ - повторитель реле юза; ПРБ - повторитель реле боксова-ния;
РЗТ - реле замещения торможения;
РСВ - реле самовозбуждения; ПРН - повторитель реле напряжения;
ПРРБ - повторитель реле разносного боксования; ПЛ39 - светодиод "Перегрузка"; ПЛ40 - светодиод "Дифференциальная защита";
ПЛ41 - светодиод "Защита восстановлена"
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 1.21. Расположение оборудования в шкафах № 4 и № 5 моторного вагона:
1 - ручной тормоз; R26 - резистор киловольтметра моторного вагона; R27,R29 - резисторы счетчиков; А1 - амперметр тока тягового двигателя;
ГРВЦ-2 - главный разъединитель силовой цепи;
Л112, ЛИЗ - лампы освещения счетчиков; Whl - счетчик тяги; Wh2 - счетчик рекуперации; Шн 1 - шунт амперметра тока тягового двигателя; Шн2 - шунт амперметра А2; ШнЗ - шунт амперметра A3; Шн4, Шн5 - шунты счетчиков; PR - мегометр сопротивления изоляции силовой цепи
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 1.23. Расположение оборудования в ящике с контакторами вспомогательных цепей высокого напряжения прицепного вагона:
а - вид снаружи вагона; б - вид из-под вагона; 1 - рейки зажимов; 2 - панель резисторов R28; Д1-ДЗ - диоды защиты преобразователя; Д50 - диод; ТрС - стабилизирующий трансформатор; КДВ - контактор дополнительного вагона; К01, КОЗ - контакторы отопления салона; КП - контактор преобразователя; ПКП - пусковой контактор; Пр1, Пр2 - высоковольтные предохранители; ПРД1 - повторитель реле РД1; РД1 - дифференциальное реле в цепи отопления; РН - реле напряжения; РОТ - реле обратного тока; РПП - реле перегрузки преобразователя; R1-R3 -резисторы, выравнивающие обратные напряжения на диодах Д1-ДЗ; R5 - пусковой резистор преобразователя